Дитя раздора

Королева вовсе не беременна, у нее накладной живот, ребенок родился мертвым, младенца принесли к королеве в спальню в грелке! Нам хотят подсунуть фальшивого наследника! – какие только сплетни не передавали из уст в уста.

Все зависело от того, родит ли Мария Моденская мальчика. Этот ребенок должен был определить судьбу Англии на долгие годы. Раздираемая религиозными и политическими противоречиями, страна напоминала пороховую бочку.

Король Карл II не оставил наследников. После него корона Англии перешла к его брату, Якову II Стюарту. Но Англия не могла принять монарха — католика. Почему король не может вернуться в протестантскую веру, удивлялись подданные, ведь он родился и вырос протестантом, а католичество принял только после смерти первой жены.

Все знали, у короля Якова II никак не получается зачать мальчика. Вторая его жена, красавица Мария Моденская, слаба и больна, она не может подарить королю наследника. Ее бесконечные беременности заканчивались печально. Только одна из пяти новорожденных прожила более четырех лет, а количество выкидышей превышало десяток. А король не молодеет, ему уже пятьдесят пять.

С некоторым облегчением страна ждала, что после его кончины трон займет старшая дочь Якова II от первой супруги, принцесса Мария. Ее супруг Вильгельм Оранский рьяный протестант, уж он то сумеет навести порядок. Англии не нужен еще один католик на троне.

И вот, неожиданно, королева родила здорового мальчика, получившего имя Джеймс Френсис Эдуард. Этот ребенок путал все карты. Но дочери короля, Мария и Анна, не собирались так легко уступать свои законные права. Они с самого начала говорили, что королева только делает вид, что ждет дитя и носит накладной живот. Никакого ребенка не было!

Как и положено английской королеве, Мария Моденская рожала в присутствии придворных. Те засвидетельствовали, что ее величество родила здорового мальчика и все прошло по правилам. Но кто были эти свидетели, спрашивали в газетах? Ведь Яков II издал указ, что присутствовать на родах королевы могут только католики, а значит иностранцы. Это заговор!

Каких только сплетен не распространяли при дворе и в печати. Любимой темой для обсуждения в пабе стало то, как ребенка принесли в королевскую спальню в грелке и в нужный момент достали, чтобы показать публике. Из рук в руки передавали листовки, где был изображен даже план, как грелку с ребенком пронесли во дворец.

Принцесса Мария писала в Англию письма и даже составила меморандум из восемнадцати пунктов, где выражала свое сомнение: «Я никогда не буду знать точно, истинный или ложный этот ребёнок. Он может быть нашим братом, но только Бог знает… какие бы изменения не произошли, вы всегда найдёте меня твёрдой в своей вере и преданной вам».

Ее сестра Анна отвечала на все эти пункты письменно, но весьма неубедительно, ведь сестры были заодно. А целью их было свергнуть отца-католика и избавиться от сводного брата.

Так сплетни о младенце в грелке помогли подготовить народ к Славной Революции. Партия вигов настояла на том, чтобы Вильгельм Оранский со своей армией вторгся в Англию и посадил жену на трон. Страна приветствовала правительницу-протестантку.

А Якову II, Марии Моденской и их сыну пришлось бежать во Францию. Джеймс Френсис Эдуард станет отцом Красавчика Чарли, за которого сразятся несколько десятилетий спустя шотландцы. В сражении при Каллодене они потеряют не только жизни, но и право на свои земли, песни и даже килт.

Оцените статью