Ей казалось, что муж сейчас хрюкнет. Нет, не зря в народе прозвали принца «Свиным Рылом» — он, и правда, был похож на порося. Особенно в костюме Адама.
Тем не менее, София, как добрая жена, была обязана в полной мере предъявить законному супругу его законное имущество, то есть, саму себя. Дрожа всем телом, 16-летняя красавица закрыла глаза, чтобы не видеть принца. Однако Георг, заметив это, обиделся и резко приказал:
«Открой зенки!».
Помимо отвратительной внешности, принц имел и отвратительный характер. София вспомнила, как отец и мать заставляли ее выйти замуж за Георга, и слезы побежали по ее бледным щекам.
15 сентября 1666 года парижская фрейлина и известная гугенотка Элеонора де Ольбрёз родила своему супругу, герцогу Георгу Вильгельму Брауншвейг-Люнебург-Целльскому долгожданного ребенка. Очаровательную малышку назвали Софией Доротеей.
Родители девочки нежно любили друг друга, что по тем временам было едва ли не чудом. Появление на свет совместного дитя придало отношениям Георга и Элеоноры дополнительный импульс, поэтому детство Софии проходило в атмосфере любви и заботы в красивейшем герцогском замке города Целле в Нижней Саксонии.
Когда Софии исполнилось 16 лет, ее родителям стали поступать предложения о свадьбе. К юной принцессе сватались и принцы, и герцоги, и даже король Швеции Карл XI. Однако отец и мать Софии отвергали все, даже самые заманчивые, предложения.
Дело в том, что с самого рождения София была «обещана» своему кузену, курпринцу Георгу Людвигу Ганноверскому, сыну курфюрста Ганновера Эрнста Августа Брауншвейг-Каленбергского, младшего брата отца Софии.
Курпринц считался одним из самых завидных женихов Европы, так как по линии своей материи, принцессы Софии Ганноверской, внучки английского короля Якова I, он обладал реальными правами на британский престол.
Принцесса о заключенной договоренности ничего не знала, и, когда добрые мама и папа сообщили ей о необходимости выйти замуж за кузена, София упала в обморок.
С Георгом она была знакома с раннего детства, но не испытывала к нему ни малейшей симпатии. Курпринц был старше своей невесты на 6 лет, а главное, отличался весьма неприятной внешностью. Он был невысокий, круглый, толстоватый, с большим носом, напоминающим пятачок свиньи. В Ганновере курпринца так и прозвали — «Свиное Рыло».
Не отличался Георг и умственными способностями. Его мать, герцогиня София Ганноверская, нимало не стесняясь, писала о сыне:
«У него вокруг мозга очень толстая кора, и я сомневаюсь, что кто-нибудь из мужчин или женщин сможет понять, что же под ней скрывается».
Всем было известно и о невиданном распутстве «Свиного Рыла». С тринадцати лет Георг не пропускал ни одной юбки, отдавая предпочтение простолюдинкам, а в 16 лет гувернантка из Целльского дворца родила курпринцу бастарда.
София прекрасно знала о похождениях кузена и, когда мать и отец поднесли ей миниатюрный портрет жениха, сплошь покрытый бриллиантами, принцесса швырнула его в стену с криком:
«Я ни за что не выйду замуж за эту свинью!».
Протест девушки-подростка против династического брака был быстро подавлен ее родителями, и 18 ноября 1682 года священник часовни Целльского дворца объявил Георга Людвига и Софию Доротею мужем и женой.
При дворе курпринца в Ганновере принцессу встретили настороженно: среди родни Георга Людвига ходили слухи, будто София Доротея является всего лишь бастардкой своего отца. Также родители Георга были уверены, что невестка дурно влияет на их сына.
Смирившись с судьбой, София, кажется, попыталась преодолеть стойкую неприязнь к супругу, и поначалу брак казался вполне счастливым. Уже через одиннадцать месяцев после свадьбы принцесса родила мужу сына, которому дали имя Георг Август.
Казалось, что с рождением ребенка отношения должны были улучшиться, но вышло наоборот. «Свиное Рыло» начал в полной мере проявлять свои наклонности. Георг насмехался над женой, беззастенчиво флиртовал в ее присутствии со служанками, а, когда София во второй раз забеременела, курпринц избил супругу.
16 марта 1687 года 21-летняя София родила девочку, названную в честь матери Софией Доротеей.
Рождение второго ребенка окончательно отдалило супругов друг от друга. Курпринц, ранее постоянно захаживавший в опочивальню жены, перестал там появляться. Георг восстановил давнее общение со своей фавориткой, баронессой Мелюзиной фон дер Шуленбург.
От Софии отвернулись почти все придворные, а свекровь, София Ганноверская, даже не стремилась скрыть свою ненависть к «бастардке». Принцесса чувствовала себя одинокой и глубоко несчастной. Единственным ее утешением были дети.
В начале 1688 года пребывание Софии при ганноверском дворе раскрасилось новыми красками. В город прибыл блестящий граф Филипп Кристоф фон Кёнигсмарк, представитель одного из самых знатных бранденбургских родов.
Граф Кёнигсмарк находился на службе у отца Георга, курфюрста Эрнста Августа Брауншвейгского, и в чине полковника возглавлял герцогскую гвардию в походе против французов.
София прекрасно знала графа Филиппа, более того, он был другом ее детства. Много лет назад мальчишка-паж находился при Целльском дворе отца принцессы, герцога Георга Вильгельма. София навсегда запомнила веселые игры с Филиппом.
И вот она увидела своего милого друга возмужавшим красавцем. Конечно, сердце молодой женщины дрогнуло.
Тайный роман Софии с Филиппом продолжался несколько лет, пока о нем не узнала вездесущая свекровь принцессы, обвинившая невестку в предосудительных отношениях с графом фон Кёнигсмарком.
Георг Людвиг, даром что сам беззастенчиво изменял супруге, устроил грандиозный скандал. Поговаривали, что «Свиное Рыло» хотел задушить жену, и придворные едва удержали его.
Весной 1694 года София была вынуждена покинуть Ганновер и возвратиться к родителям в Целле. Напрасно она ждала от отца и матери поддержки! Герцог и герцогиня Целльские осудили дочь за разрыв с мужем, тем более, что отец Софии Доротеи, ведущий войну против датчан и шведов, отчаянно нуждался в финансовой и военной помощи своего зятя.
Родители заявили дочери, что не примут ее и отправили обратно в Ганновер.
Софии Доротее пришлось жить во дворце ненавистного супруга, по сути дела, на правах приживалки. Единственной ее защитой от «Свиного Рыла» было то, что она все-таки считалась матерью его детей.
Летом 1694 года София, шокированная холодным приемом в родном Целле, начала строить планы побега в Саксонию или в Вольфенбюттель с графом Кёнигсмарком и единственной верной ей придворной дамой Элеонорой фон дем Кнезебек.
По всей видимости, доверие Софии Доротеи к мадам фон дем Кнезебек было излишним, и о планах стало известно графине Кларе Элизабет фон Платен, еще одной фаворитки Георга Людвига. Клара Элизабет добыла переписку влюбленных и передала ее курпринцу.
В ночь на 1 июля 1694 года графа Кёнигсмарка обманом заманили в Ганноверский дворец — и с тех пор его никто не видел. Скорее всего, Филипп был убит по приказу герцога Эрнста Августа. Тело графа так и не было найдено: поиски в подвалах замка, а также на псарнях, где выращивались крупные охотничьи псы, результатов не дали. Филиппа официально объявили без вести пропавшим.
Филипп фон Кёнигсмарк был знатным и богатым аристократом, имевшим множество влиятельных родственников. Исчезновение графа привело к грандиозному скандалу, сотрясшему всю Европу. Своих следователей в Ганновер направили король Франции Людовик XIV и курфюрст Саксонии и король Польши Август II Сильный.
Особенно усердствовал Август II: пропавший граф был его генералом, а, кроме того, на него давила сестра Филиппа, графиня Аврора фон Кёнигсмарк, которая в те годы была официальной фавориткой саксонского и польского владыки.
Георга Людвига настойчивость Августа II крайне раздражала, и он обратился с жалобой к императору Священной Римской империи Леопольду I.
Расправившись с соперником, «Свиное Рыло» решил развестись с супругой-«изменщицей». Пока готовился бракоразводный процесс, Софию перевезли в Альденский замок, где она содержалась в заключении.
28 декабря 1694 года Софию официально признали виновной в супружеской измене. Брак был расторгнут, принцессе запретили повторно выходить замуж, а также она больше никогда не могла видеть собственных детей.
По приказу Георга Людвига имя Софии Доротеи было вымарано изо всех документов, а священникам было запрещено упоминать его в молитвах. Кроме того, женщину лишили титула курпринцессы.
Сразу после суда Софию отправили назад в Альденский замок. Георг Людвиг распорядился держать бывшую жену под стражей, хотя в приговоре суда не содержалось соответствующего постановления.
У Софии отобрали все имущество, все принадлежавшие ей деньги. Жить ей предстояло на пенсию в 8 тыс. талеров в год.
Охраной Альденского замка занимались сорок гвардейцев, которым строго-настрого приказали никого к принцессе не пускать. Все письма Софии Доротеи в обязательном порядке читал агент Георга Людвига.
Особо тяжелыми были первые месяцы заключения. Софии было запрещено покидать помещения замка, и она была лишена возможности гулять под открытым небом, дышать свежим воздухом.
Когда Георг Людвиг немного смягчился, он разрешил бывшей супруге прогулки по саду перед Альденским замком в сопровождении стражников. Через два года курпринц понял, что София Доротея не помышляет о побеге и ей разрешили ездить в карете по окрестностям, но не далее двух километров от замка.
Также София начала принимать у себя посетителей. С принцессой постоянно находились две придворные дамы, которые презирали свою «госпожу», а также несколько служанок.
Несмотря на улучшение обстановки, София Доротея тяжело переносила заключение. Приезжавший в Альденский замок врач обнаружил у нее полную апатию, депрессию и равнодушие к своей судьбе.
Лишь в 1698 году, после смерти своего свекра, курфюрста Эрнста Августа, София написала отчаянное письмо новому герцогу Ганновера, своему бывшему мужу Георгу Людвигу. Несчастная умоляла простить ее и позволить увидеть детей.
«Свиное Рыло» не удостоил узницу ответом.
В 1705 году тяжело заболел 81-летний отец Софии Доротеи, герцог Целльский Георг Вильгельм. Находясь одной ногой в могиле, он отправился к премьер-министру Ганновера Бернсторфу и умолял того разрешить ему попрощаться с дочерью перед смертью. Последовал отказ. Вскоре герцог скончался.
Тяжкое заключение «принцессы Альденской» — такой полуиздевательский титул дал бывшей супруге Георг Людвиг — продолжилось.
1 августа 1714 года курфюрст Ганновера Георг Людвиг был провозглашен в Лондоне королем Великобритании Георгом I; дочка Софии, София Доротея Ганноверская, супруга наследника прусского престола Фридриха Вильгельма, стала королевой-консортом Пруссии.
Все вокруг разительно менялось, а принцесса все также продолжала сидеть в заключении в Альденском замке.
В 1725 году королева Пруссии София Доротея прибыла в Ганновер для встречи с родственниками. Ее мать-узница ждала этого визита, как избавления от страданий: она была уверена, что дочка изъявит желание встретиться с ней. Но — тщетно. София Доротея не удостоила родительницу визитом.
В конце жизни у узницы Альденского замка осталась единственная радость — хорошо покушать. В продуктах Софию никто не ограничивал, и это сыграло с ней дурную шутку. Из-за регулярного переедания и малоподвижного образа жизни принцесса сильно располнела, начала подолгу и тяжело болеть.
В начале 1726 года у Софии случился сердечный приступ, и она слегла. Из-за сильных колик в животе принцесса наотрез отказалась принимать пищу и голодала на протяжении нескольких недель.
13 ноября 1726 года принцесса София Доротея Брауншвейг-Цельсская, вошедшая в историю как «принцесса Альденская», скончалась в возрасте 60 лет.
Бывший супруг Софии, король Англии Георг I, строго-настрого запретил любые памятные мероприятия в ее честь в Ганновере. А вот дочка принцессы, королева Пруссии София Доротея, объявила в Берлине траур по умершей матери, чем вызвала крайнее неудовольствие у своего венценосного отца.
Георг I не отдал никаких распоряжений относительно похорон, и почти семь месяцев гроб с телом принцессы Софии простоял в подвалах Альденского замка — это мрачное место даже после смерти не хотело отпускать свою узницу. Лишь в мае 1727 года Софию Доротею доставили в родной Целле и похоронили в семейном склепе герцогов Целльских в храме Святой Марии.
А 11 июня 1727 года, через три недели после похорон Софии, по пути в Ганновер скончался 67-летний король Англии Георг I. На престол вступил Георг II, сын Софии Доротеи, который видел свою мать только в раннем детстве.
Так сложилась судьба женщины, которую насильно выдали замуж за кузена по прозвищу «Свиное Рыло», тем самым лишив ее счастья, детей и свободы на бесконечно-долгие 32 года…