Как юная муза стареющих мэтров и блудница Монмартра, которая никогда не училась рисовать, стала художницей

Широкоплечая девица, заплетающая волосы в его «Косах» Огюста Ренуара и аппетитная кокетка в его же «Городском танце», задумчивый женский профиль наедине с бутылкой вина в «Похмелье» Анри Тулуз-Лотрека – это всё Сюзанна Валадон. Впрочем, Сюзанна – это ненастоящее её имя.

Так её назвал Тулуз-Лотрек из-за того, что она позировала престарелым мэтрам. Впрочем, это было ему безразлично, ведь именно с ним блудница проводила ночи на Монмартре. Кстати, он был первым, кто увидел и оценил её рисунки.

Мари Клементин Валад (настоящее имя Валадон) родилась 23 сентября 1865 года в Париже. Мать её была прачкой, а отца она не знала. Уже с детства Мари подрабатывала нянькой, швеей и даже официанткой. В 15 лет попыталась начать карьеру акробатки, но из-за полученной травмы не сложилось.

Любимая муза Монмартра

Как-то, разнося бельё, которое гладила её мать, по домам клиентов, Мари Валад позвонила в дверь художнику Пюви де Шаванну. Он сразу распознал в девочке с крупным лицом и сильным телом идеальную модель и идеальную любовницу. Де Шаванн стал первым, но далеко не последним поклонником Мари.

Де Шаванн пригласил Мари позировать. А потом она позировала Огюсту Ренуару, Анри де Тулуз-Лотреку, Эдгару Дега. Имя Сюзанна ей дал Лотрека, намекая на библейскую историю Сусанны и старцев, под которыми подразумевал художников Монмартра.

Итак, юная Сюзанна стала любимой музой художников Монмартра. Настолько горячо любимой, что никто из художников так и не признал отцовство её ребёнка, которого она родила в 17.

Впрочем, сама она по этому поводу не сильно расстраивалась, отдала малыша на воспитание матери, а сама с головой ушла в творчество.

Как натурщица стала художницей и меценатом

Художники, рисовавшие её и не догадывались, что сама натурщица не просто позирует им, но и учится у них мастерству, причём весьма прилежно. Она никому об этом не рассказывала, а вечера коротала, за рисунками.

Как-то, набравшись смелости, она якобы случайно уронила папку с рисунками перед Тулуз-Лотреком, а он, весьма удивившись, порекомендовал ей показать работы Эдгару Дега. Строгий мэтр, увидев работы Сюзанны, сходу заявил: «Вы наша!», и купил у нее несколько работ.

Девушка добилась признания весьма быстро. И в 1894 года Сюзанна Валадон становится первой женщиной-членом Национального общества изящных искусств. Её картины превосходно продавались, и сама она скоро стала весьма обеспеченной дамой.

Впрочем, деньги никогда не играли для неё большой роли. Она дарила подарки дворникам и почтальонам, отправила на лечение супругу мясника и собирала по полсотни дворовой ребятни, чтобы отвести их в цирк.

Вот только в личном…

Правда, пока она занималась рисованием, её малолетний сын увлекался алкоголем, и стал настоящим алкоголиком уже в 13 лет. Годы шли, ситуация становилась всё тяжелее, и Сюзанна приняла решение пристрастить сына к живописи.

И у Утрилло появилось 2 страсти – алкоголь и родного Монмартра. Обитатели площади Пигаль знали буйного пьяницу, который всегда был готов поменять свои картины на выпивку и дразнили его Литрилло.

Критикам, которые утверждали, что влияние на его творчество оказал Писсарро, Утрилло парировал, что никогда не видел других картин, кроме картин матери. Именно сын познакомил 44-летнюю Сюзанну с 23-летним Андре Уттером – электриком и художником-любителем. Сюзанна и Андре вместе позировали для картины «Адам и Ева».

Конечно, обнажёнными. Развод с мужем, постоянные скандалы и бурный роман, который растянулся почти на 30 лет.

«И я сказала все…»

Умерла Сюзанна Валадон в 72 года. В последние годы жизни она охладела к живописи, заявив близким: «Мне было что сказать, и я сказала все. Так чего же хорошего в том, чтобы во что бы то ни стало продолжать, впадать в самоповторы, как старый маразматик? Нет уж, спасибо, не мой стиль».

Уходила она в иной мир в окружении друзей – Пабло Пикассо и Андре Дерена. Сегодня в честь Сюзанны Валадон названа площадь подножия Монмартра и астероид 6937 Valadon.

Оцените статью
Как юная муза стареющих мэтров и блудница Монмартра, которая никогда не училась рисовать, стала художницей
«Стала мачехой для дочери Юнгвальда-Хилькевича, хоть и была младше неё на девять лет». Как выглядит и живёт милая актриса Надира Мирзаева