Об этой странице в своей жизни Михаил Козаков очень не любил вспоминать, однако, все же в свое время рассказал журналистам о том, что терзало его до конца дней.
Эта история случилась в далеком 1958 году. Уже тогда молодой актер был завербован КГБ.
По словам Козакова, его завербовали накануне Всемирного фестиваля молодежи и студентов, якобы, для борьбы с иностранными шпионами.
Задачей актера была слежка за иностранцами. Как потом выяснилось, вербовали не только Козакова, по словам актера, пытались завербовать и Гурченко, но она отказалась от сотрудничества с КГБ.
Сам Козаков об этом говорил так: «Она отказалась…Молодец! А я сдался.»
Первое же задание, которое получил актер, мягко говоря, его обескуражило. Ему нужно было закрутить роман с американской журналисткой Колетт Шварценбах, которую КГБ подозревал в шпионаже, и «сливать» любую информацию о ее передвижениях, связях и проч.
Однако все пошло не по плану. Когда актер познакомился с Коллет, он быстро понял, что влюбился буквально с первого взгляда. И не стал доносить на журналистку, решив просто ей во всем признаться. А между тем отношения зашли уже далеко…
Когда Козаков все честно рассказал Колетт, та была просто раздавлена таким предательством. Больше они с актером не виделись…
До конца дней актер корил себя, что так подло поступил с женщиной, которая ему полностью доверяла. Однако отказаться от сотрудничества с КГБ он не мог по весьма веской причины – он опасался за свою жизнь, и жизнь близких.
Дело в том, что мать актера Зоя Александровна была потомственной дворянкой.
После событий 17 года, когда многие родственники уехали за границу, Зоя Александровна отказалась от эмиграции и осталась на родине. За что впоследствии и поплатилась.
В 1937 женщину арестовали по обвинению в шпионаже. Почти две недели шли постоянные допросы, а потом год женщина провела в заключении.
После войны, в 1948 году Зою Александровну снова заключили под стражу. И снова год она провела за решеткой, но теперь уже в одиночной камере…
Опасаясь такой же участи Козаков и согласился на сотрудничество с КГБ.
Примечательно, что актеру трижды доводилось играть роль «Железного Феликса» — основателя ВЧК.
За роли Дзержинского Козаков был награжден Государственной премией РСФСР и двумя премиями КГБ.
Вспоминая о своем сотрудничестве, Михаил Михайлович не отрицал, что и плюсы в нем были. К примеру, его всегда без проблем «выпускали» за границу, что по тем временам было мало кому доступно.
Два раза за границу ездила и жена Козакова Регина, за которую актер поручался как член чекистской организации. Правда вторая ее поездка в США вышла Козакову боком. Регина не пожелала возвращаться в СССР, бросив и супруга, и родную страну.