Сто лет назад британское правосудие было быстрым и беспощадным. 19 декабря 1922 года в тюрьме города Бирмингем повесили трубочиста Уильяма Райдера. Всего три месяца назад произошло преступление. А за месяц до казни суд приговорил его к высшей мере.
Очередная история, которая могла бы стать сюжетом для фильма. В стиле «нуар».
Утром 7 сентября 1922 года 40-летний мистер Райдер в поисках сбежавшей из дома жены, заявился в дом своей тещи. Прятавшаяся там 24-летняя Розилла Бартон прибытию мужа не обрадовалась, и возвращаться в их семейный дом отказалась.
Выяснение отношений происходило в одной из комнат. В доме также находились младшая сестра Розиллы – 16-летняя Харриет и их мать. Они ожидали на кухне, куда доносились только обрывки разговоров. В какой-то момент обе женщины услышали выстрел и бросились в комнату.
Уильям Райдер сжимал в руке еще дымящийся револьвер, а лежащая на полу Розилла не подавала признаков жизни.
Всего один выстрел. В голову! В упор! Наповал!
Ошарашенный муж не пытался бежать, положил оружие и спокойно дождался прибытия полиции. Заявил, что достал пистолет, чтобы припугнуть жену и заставить ее поехать домой. Но Розилла, якобы, попыталась вырвать у него револьвер. На курок он нажал случайно.
Почему же следствие не поверило ни единому его слову? Тем более, что не было свидетелей преступления.
В суде мистер Уильям Райдер оказался в статусе обвиняемого не в случайном, а в умышленном убийстве?
Уильям и Розилла сыграли свадьбу в 1918 году. Для обоих это был второй брак. В доме мужчины жили две его дочери примерно 13-14 лет. Одна от первого брака, вторая — от связи с соседкой. Где находились их матери неизвестно, британские газеты об их судьбе не писали.
Зато журналисты намекали, что отношения мужчины и двух молодых девушек не похожи на отношения отца и дочерей, а скорее напоминают отношения мужа и наложниц. Розилла, оказавшись в доме новоявленного супруга, по сути, стала очередной женой в импровизированном гареме.
Сразу начались скандалы и склоки. Законная жена безуспешно требовала от мужа, чтобы юные леди покинули их дом, но вместо этого, через два года с ними стала жить 14-летняя сестра Розиллы – Харриет. О том, что между Уильямом Райдером и младшей сестрой жены была любовная связь, газеты уже не намекали, а говорили прямо. Это подтвердит в суде и сама несовершеннолетняя оторва.
Ко всему прочему муж охотно распускал кулаки. Жаловать женщине было некуда. Сто лет назад британское общество все еще патриархальное и всецело на стороне главы семьи.
Непонятно только, почему Розилла не потребовала развода через суд. Она молода и у нее нет детей, несмотря на два замужества. А инцест или прелюбодеяние любого из супругов – это те основания, по которым легко получить свободу.
Единственным спасением стали побеги женщины из дома мужа к матери. Но Уильям Райдер с маниакальным упорством приходил в дом тещи, и забирал свою жену обратно. А в то роковое утро, что-то пошло не так…
Судебный процесс над Уильямом Райдером активно освещала британская пресса. Сохранился протокол судебного заседания. И мы знаем, чем руководствовался судья при вынесении приговора.
Во-первых, активно обсуждался, как мы бы сказали, «моральный облик» подсудимого. Всплыла и связь с сестрой убитой жены, и его буйное поведение. Райдер нередко распускал руки в отношении посторонних женщин и мужчин.
Ко всему прочему оказалась, что муж-тиран еще и двоеженец. Его первая супруга жива и он с ней официально не развелся. А двоеженство – довольно тяжкое преступление в то время.
Во-вторых, оказалось, что злополучный револьвер Уильям Райдер приобрел накануне рокового дня. До этого он всегда приходил к супруге без оружия. А значит, на этот раз, он замыслил преступление.
В-третьих, мать и сестра Розиллы слышали, как та заявила мужу, что больше никогда к нему не вернется.
Ну и, в-четвертых, эксперты не обнаружили следов борьбы мужа и жены, о которой говорил подсудимый. Выстрел он произвел примерно с двух метров. Значит, это не случайное нажатие на курок.
17 ноября 1922 года суд приговорил Уильяма Райдера к повешению. Его апелляцию отклонили. Через месяц приговор привели в исполнение…
Но вообще-то есть сомнения в его виновности. Доказать умышленный характер преступления с подобным набором косвенных улик, сегодня невозможно.