Личность Екатерины Алексеевны Фурцевой, министра культуры СССР, вызывает споры до сих пор, даже через 48 лет после её смерти. Кем она была — Великим Инквизитором от КПСС или хранителем устоев?
Из рабочей семьи
Екатерина Фурцева родилась 7 ноября 1910 года в Вышнем Волочке в семье рабочего. В 14 лет вступила в комсомол, и вся ее дальнейшая карьера строилась по партийной линии. Последовательно она занимала посты в районных и городских комитетах партии, пока не добралась до самой вершины власти, став Секретарем и членом Президиума ЦК КПСС в 1956 году.
Ее назначение министром культуры стало своего рода наказанием, или ссылкой. Но именно в этой должности Фурцева и прославилась.
Надо понимать, что партийная или чиновничья карьера во всех государствах и во все времена требует от людей сочетания самых противоречивых качеств характера. А именно: упорства в достижении целей и иезуитской дипломатичности в сочетании со стальными нервами.
Всего этого Фурцевой было не занимать. И хотя ее сторонники и недоброжелатели предпочитали окрашивать ее персону в какой-то один из цветов, она была сложной и неординарной личностью.
Стальные нервы и принципиальность
Фурцева умела принимать железные решения там, где даже высокопоставленные руководители-мужчины теряли волю. Так, ее назначение на пост министра культуры стало отсроченным наказанием за решительность, проявленную при подавлении «заговора» против Хрущева.
В 1957 году Маленков, Каганович, Булганин и Ворошилов предприняли попытку сместить Хрущева с поста Первого секретаря ЦК. Большинство членов ЦК поддержали их.
Фурцева вызвала со всех концов страны всех членов ЦК, а с помощью тогдашнего министра обороны маршала Жукова и подчиненной ему авиации ВВС СССР сторонники Хрущева были доставлены в Москву в течение суток. Смещение не состоялось, и члены ЦК, желавшие отставки Хрущева были объявлены «антипартийной группой».
Но большая политика и большие амбиции всегда представляют опасность для тех, кто с ними связан.
Через 4 месяца после этих событий маршал Жуков был снят с поста министра обороны СССР, от греха подальше. А амбициозную Екатерину Фурцеву с поста секретаря ЦК через три года отправили на ни на что не влияющую должность министра культуры. Ходили сплетни, что у Фурцевой был роман с Хрущевым, с которым они были знакомы с 1942, но правда это или нет, мы достоверно никогда не узнаем.
Была ли Фурцева инквизитором от культуры?
Противники часто ставили ей в вину узколобость и ограниченность. Так Галина Вишневская, в своих мемуарах обвиняла Фурцеву в разрушении профессионального театрального сообщества и даже в вымогательстве взяток за зарубежные турне советских исполнителей.
Однако следует помнить, что у Вишневской были глубоко личные счеты к министру культуры. Благодаря усилиям Фурцевой, помимо прочего, попал в многолетнюю опалу Ростропович, который приютил у себя на даче «врага советского режима» Солженицына.
Да, Фурцева не допустила в СССР гастролей групп «Битлз» и «Роллинг Стоунз». Да она запрещала театральные постановки.
А что она разрешала и что она сделала на посту министра культуры? Ею были назначены на посты руководителей театров такие таланты, как Юрий Григорович, Анатолий Эфрос, Марк Захаров, Олег Табаков и Олег Ефремов.
За 14 лет ее руководства в СССР прошли гастроли «Ла Скала», Дюка Эллингтона, Ива Монтана и оркестра Бенни Гудмана. В Советский Союз вернулись картины Рериха, прошли выставки французских импрессионистов и Марка Шагала.
В 1974 она организовала выставку одной картины — Моны Лизы Леонардо да Вични. 60-е годы прошли прошли под знаком фестивалей зарубежного кинематографа.
Уж совсем идет вразрез с портретом «ограниченной и узколобой бабы» то, что на Московском международном кинофестивале в 1959 году Федерико Феллини был награжден за его фильм «8 ½» именно по настойчивым требованиям Екатерины Фурцевой и Григория Чухрая.
Мало кто знает, что даже хорошими детскими игрушками советские дети во многом были обязаны именно ей. По настоянию Фурцевой из ГДР в Советский союз начали регулярно поставлять детские модели железных дорог, а после и «социалистический аналог ЛЕГО» — конструктор «PB».
Поэтому в бескультурье министра культуры может упрекнуть только очень предвзятый человек. И то несправедливо. Нравится это или нет, но она была последовательным и принципиальным политиком своего времени — да, с воззрениями, соответствующими «линии партии». И кроме того, обаятельным в общении человеком и иконой стиля.
А вот о личной жизни Екатерины Фурцевой подробно рассказано в сериале «Фурцева. Легенда о Екатерине», вышедшем в 2011 году.