Любовные приключения Марко Вовчок

Украинская писательница могла влюбить в себя любого мужчину. Счастье она нашла с ровесником своего сына, который увез её в глухую провинцию, подальше от соблазнов…

Кем были мужчины великой женщины и почему она легко влюбляла в себя ровесников сына?

Мария Маркович

Классик украинской литературы Марко Вовчок, Мария Маркович, которая писала под мужским псевдонимом, очень много сделала для освобождения женщин от патриархального ярма. Она была живым примером борьбы за личную женскую свободу, за право самой выбирать, кого любить, с кем жить и чем заниматься. Ее биография восхищает не меньше, чем ее книги.

Но чтобы прожить такую жизнь, таланта и сильного характера недостаточно. Нужно еще обаяние на грани магнетизма, умение нравится до потери рассудка. Всего этого у спокойной, задумчивой женщины было в избытке…

Бедная Маша

В 1833 году в семье обедневших дворян Вилинских родилась девочка Маша. Маша пошла в мать: талантливую, образованную, страстно влюбленную в музыку, не пренебрегающую литературными опытами. Единственное: Машина мама была модницей, а Маша никогда в жизни не интересовалась модой, презирала все эти наряды и украшения, предпочитала простые платья и гладкие прически.

Ну и во всех остальных сферах жизни она всегда выбирала простое и настоящее: серьезные книги вместо любовных романов, изучение естественных наук и иностранных языков вместо танцев. К языкам у нее, кстати, способности были просто поразительные.

Маше был семь лет, когда отец ее умер, и мать скоро снова вышла замуж. Отчим оказался человеком крайне низкого качества: злой, неумный, подлый. И садист: он обожал издеваться над крепостными, жене и приемным детям тоже доставалось. Поэтому детей все время отправляли к родственникам. Маша жила то у одних, то у других.

Все родственники любили Машу, нанимали ей учителей и не препятствовали ее любви к чтению. Несколько лет она провела в Харьковском пансионе благородных девиц, и там не упускала случая поболтать на украинском с прислугой и гувернантками.

Девушка не могла забыть жестокости отчима, и разделение людей на первый и второй сорт ее возмущало. После пансиона Маша какое-то время жила у тетки. Это был открытый, гостеприимный дом, в котором постоянно собирались интересные люди: ученые, писатели, фольклористы. В этой среде умная Маша чувствовала себя, как рыба в воде. И она все время учится, чтобы стать такой же, как эти люди.

Жить своей жизнью

Тетушка позаботилась о судьба Маши, нашла ей жениха: приличного человека и богатого помещика, владельца двух тысяч крепостных крестьян. А Маша выбрала политического ссыльного Афанасия Марковича. Уговоры, попытки воззвать к совести, угрозы, ультиматумы – ничего не помогало. Маша поступила так, как хотела (а это было даже не неприлично, а немыслимо).

Она ушла из дома, они с Афанасием обвенчались. Нет, она его не любила. Потом сама признавалась: было только легкое увлечение, но главное – хотелось уйти от опостылевшей опеки родственников и самой рулить своей жизнью.

С мужем Мария узнала, что такое бедность, они буквально перебивались с хлеба на квас. Но жили интересно: вместе ездили в фольклорные экспедиции, вместе читали. Мария усовершенствовала свой украинский язык, овладела им в совершенстве. Потом у нее родился сын Богдан. В перерывах между материнскими заботами она начала писать рассказы.

Она сама видела – рассказы получились замечательными. Муж отправил их своему петербургскому другу Пантелеймону Кулишу, владельцу типографии. Первая книга писательницы называлась «Народные рассказы». Подписывалась она мужским псевдонимом. Казак Марко Вовчок – это был основатель ее рода.

Внешне – простая баба

Мария с Афанасием переехали в Петербург, поближе к литературным процессам. Владелец типографии Кулиш влюбился в Марию до умопомрачения, ему уже было плевать, что она – жена его друга, что сам он был женат. Жена Кулиша не выдержала, что ее постоянно сравнивают с Марией, и ушла.

Кстати, по отзывам современников, Мария не была такой уж однозначной красавицей. Жена Кулиша описывала ее, как круглолицую голубоглазую женщину, среднего роста и не худую.

Троюродная сестра Льва Толстого писала про нее так: «Внешне — простая баба… противные белые глаза с противными белыми бровями и ресницами, плоское лицо, на людях молчит, никак не разговоришь, отвечает лишь «да» и «нет».

А мужчины сходят по ней с ума». Молчаливая, невозмутимая, женственная, душевная – эти качества отмечали все. Мужчины летели на нее, как мотыльки на огонь. Женщины недолюбливали за демонстративное пренебрежение приличиями.

Разбив сердце Кулишу, Мария начала дружить со всеми заметными литераторами того времени. Она нравится Некрасову и Герцену, в нее был влюблен Тургенев.

Тарас Шевченко называл молодую женщину своей дочерью и радовался, что ему есть на кого оставить украинскую литературу: «Какое возвышенное, прекрасное создание эта женщина! Необходимо будет ей написать письмо и благодарить её за доставленную радость чтением её вдохновенной книги».

Кстати, она ни с кем не флиртовала.

Секрет ее женского обаяния был в доброжелательной молчаливости и искреннем интересе к людям. Каждому мужчине казалось, что Мария его половинка, а когда половинка, спокойно пожав плечами, уходила в свою жизнь, ее начинали ненавидеть.

Литературный критик середины XIX столетия Скабичевский специально исследовал феномен Марии: «Единственно, чем можно объяснить ее сердцеедство, это недюжинным умом и умением вкрадываться в душу собеседника…

В начале знакомства она производила на вас такое впечатление, что казалось, и не найти такой симпатичной душевной женщины: как она понимает вас, как сочувствует вам во всем.

Но мало-помалу в этом симпатичнейшем и задушевнейшем существе сказывалась немалая доля коварства: или она эксплуатировала вас самым беззастенчивым образом, или, расхваливая вас в глаза и уверяя в искренности и горячем расположении к вам, в то же время зло высмеивала вас за глаза, или же, наконец, если замечала возможность поссорить вас с кем-нибудь, не упускала случая воспользоваться этой возможностью».

Тургенев и заграница

Пожив в Петербурге, Мария бросила и мужа, и Кулиша. и уехала за границу с Иваном Тургеневым. Богдана она взяла с собой – всю дорогу мальчик просидел на коленях классика русской литературы. Афанасий бросился за женой, она твердо и отчетливо ему объяснила: прости, Афоня, между нами все кончено. Маркович никогда больше не увидит жену, не посмотрит в ее спокойные голубые глаза.

Он восемь лет будет писать ей отчаянные письма – она не ответит ни на одно – а потом умрет от горя.

Марко Вовчок вовсе не была какой-то там пустой кокеткой. Мужчины никогда не были ее целью. Средством… ну, иногда. Но она пользовалась мужчинами не в большей степени, чем они – женщинами. По настоящему ее интересовали две вещи: литература и самообразование.

Она приехала с Тургеневым в Европу, зная десять языков! Она написала повесть «Маруся», которая получила награду Французской академии, и эта повесть рекомендована к изучению в школах Франции! А что все сходят с ума по «таинственной писательнице» — это побочный эффект неустанной работы над собой.

Отвергнутый Кулиш от злобы скрипел зубами: «Разбаловали в столице провинциалку и тем сделали из нее «европейскую потаскуху». А мужчины, правда, лишались от нее последнего разума. Герцен, не кто-нибудь, летел в Бельгию, как на крыльях, чтобы только увидеться с Марией (хотя его могли схватить и выдать полиции). Польский химик Владислав Олевинский застрелился от несчастной любви к ней.

Мужчины великой женщины

Но тут влюбилась и сама Мария, и как! Среди всех влюбленных в нее мужчин она выбрала самого неподходящего, историка, этнографа и литератора Александра Пассека. Пассек годился ей в сыновья, был на 25 лет моложе – еще одна пощечина общественному вкусу! Они были счастливы вместе, но всего шесть лет. Александр умер. Черная от горя Мария вернулась в Россию.

Ей казалось, что на родине она сможет лучше справиться со своим горем. Здесь у нее начался роман с Дмитрием Писаревым. «Главный нигилст России», «литературный бультеръер» быстро забыл про свой нигилизм и думал только о том, как бы ему не потерять Марию:

«Я весь полностью отдался тебе, я не могу и не хочу забрать себя назад, я не имею и не хочу жизни без тебя, и в тоже время я всегда вижу как висит у меня над головой опасность разрыва наших отношений». Эти отношения закончились трагедией: Писарев утонул, купаясь в Балтийском море, на мелководье.

Друг Писарева утверждал, что это было самоубийство: публицист якобы узнал, что у Марии появился новый возлюбленный…

Последняя любовь

Но все-таки Мария встретила мужчину, рядом с которым ей уже не хотелось смотреть на других. Ее сын Богдан пригласил в гости молодого офицера Михаила Лобач-Жученко. Мария и Михаил (он был на 17 лет моложе) полюбили друг друга, обвенчались и стали жить совершенно простой жизнью обывателей.

Мария ездила за мужем по гарнизонам Кавказа, жила в маленьких городках, где никто о ней даже и не слышал, не знал о ее мужчинах и тем более о ее книгах.

Вскоре они осели в Нальчике и прожили там 30 лет. Там, за столом под грушевым деревом, Мария много работала, подготовила к публикации собрание своих сочинений, занималась переводами. Она сильно располнела и уже не разбивала мужские сердца одним голубым задумчивым взглядом. Да ей это было и не нужно: она жила замкнуто, не принимала гостей и не отвечала на письма.

Когда ее сына Богдана и невестку Лизу арестовали за участие в революционном движении, Мария забрала к себе годовалого внука. Мальчик рос, считая Марию своей мамой.

Марко Вовчок умерла на руках у безутешного мужа в 1907 году. Ее похоронили в саду, под грушевым деревом, под которым она любила работать. Михаил в память о жене устроил в Нальчике мемориальный дом-музей.

Оцените статью
Любовные приключения Марко Вовчок
За сироту некому заступиться