«Он похож на героя из комиксов Марвелл!» — смеялся английский историк. Скульптурное изображение Козимо Медичи, действительно, было хоть куда: развитые мышцы, словно их обладатель по много часов в ежедневном режиме проводил в зале для тренировок. «Фотошоп, — продолжал свою мысль телеведущий. – Только в скульптурном варианте».
И попал впросак. Бенвенуто Челлини вовсе не пытался сделать своего заказчика лучше, чем он был. Потому что Козимо Медичи – самый настоящий атлет эпохи Возрождения.
О правителях Флоренции слагали много легенд: об их баснословном богатстве, об их увлечении ядами, о том, как они сумели за небольшой срок попасть на самый верх. Козимо Медичи вставал еще до рассвета, изучал документы, принимал чиновников.
Бюрократией он занимался до полудня или чуть позже, а потом, во второй половине дня, неизменно посвящал время физическим упражнениям. Иногда это была верховая езда (не прогулка в парке, а именно тренировка). Любил герцог и подолгу плавать в реке Арно.
Плавал он видимо брассом, так как бледнолицые переселенцы подсмотрели кроль у североамериканских индейцев только пару веков спустя. Козимо любил прыгать в воду с обрывистого берега, чем однажды воспользовались заговорщики, воткнув в дно острые лезвия. Однако сопровождающие их вовремя заметили. А еще герцог увлекался поднятием тяжестей. Ну нравились ему тяжелые железки.
Средневековье и даже Ренессанс у нас обычно мало ассоциируются со спортом. Один из наиболее выдающихся раннехристианских писателей и теологов Тертуллиан (тот самый, что сформулировал тезис, на бытовом уровне звучащий, как «Верую, ибо абсурдно»), считал, что гимнастика – есть деяние темных сил. Правда, к проявлениям «зла» он легко относил и театр, и веселые песни, и… много еще что.
Но мысль укоренилась на столетия. Исключения делались для феодалов и профессиональных воинов. Правда, тренировки имели сугубо военно-прикладную направленность.
Однако интерес к познаниям пересилил дремучесть. Люди озаботились своим здоровьем и внешним видом и начали выполнять физические упражнения не только в рамках подготовки к сражениям. Из творчества Франсуа Рабле, следует, что использование гантелей, тренировки на перекладине и на деревянном коне, а еще лазание по канату в XV – XVI веках считались занятиями вполне достойными.
Примерно тогда же физические упражнения с тяжестями стали популярны и при английском дворе. При этом использовалась предшественница штанги, палка, на концы которой были подвешены свинцовые грузила.
Спрос рождал предложение. Вскоре появились первые книги по спортивной тематике. Во второй половине XVI века врач Джироламо Меркуриале опубликовал трактат «De arte gymnastica». Он состоял из шести книг, в которых было подробно рассмотрено множество упражнений, включая даже приемы борьбы, и заложены основы спортивной медицины.
Не избежали подобных увлечений и многие коронованные особы. Известным любителем спорта был Генрих VIII – тот, который шел к алтарю шесть раз и отправил на плаху двух своих жен. Он построил для себя и придворных несколько спортивных комплексов в Гринвиче, Хэмптон-Корте и Уайтхолле.
Король обожал теннис, нередко играл в футбол (а тогда это было опасное занятие, правил не было и все обычно заканчивалось дракой), а в его сокровищнице в Хэмптон-Корте хранился набор оловянных отягощений «для развития рук мужчины». А вот располнел Генрих VIII намного позже.
Генрих VIII был крупным мужчиной ростом 187 см., что для начала XVI века было очень неплохо, обладал огромной физической силой и был очень уверен с себе. Эта уверенность его однажды и подвела. Во время личной встречи Генрих вызвал короля Франциска I на борцовский поединок. Его не испугал даже рост противника – 198 сантиметров.
Возможно, он не знал, что Франциск много лет увлекается борьбой? Это не особо афишировалось, поскольку борьба считалась занятием для простолюдинов, недостойным короля. Франциск моментально провел захват и бросил противника на землю, чем нанес Генриху не столько физическую, а скорее незаживающую моральную травму.
А что с Козимо Медичи? Все-таки польстил ему Челлини? Давайте посмотрим еще один портрет Козимо, на этот раз работы Аньоло Бронзино. Здесь герцог изображен в образе влюбленного Орфея. В отличие от скульптуры Челлини, он не должен был приводить в трепет подданных и гостей Флоренции. Портрет предназначался для сугубо личного использования, и Козимо подарил его своей жене, Элеоноре Толедской.
Супруги Медичи были примером долгой и мирной семейной жизни. Элеонора пользовалась доверием у мужа, который даже оставлял её регентом на время своего отсутствия. Поэтому в подаренном портрете не было смысла что-то приукрашивать.
В конце концов Элеонора (родившая герцогу одиннадцать детей), точно бы заметила разницу. Вот это и есть объективный источник, позволяющий оценить весьма достойное состояние дельтовидных, широких и широчайших мышц Козимо. Эффект от тренировок вполне заметен.
А автор английской программы про Козимо Медичи на ВВС, осмеявший физическую подготовку правителя Флоренции, просто был не в теме.