«Страсти по портнихе»

Для того, чтобы только разобраться в этой истории, у суда ушло несколько месяцев. «Что за безумные страсти!» — восклицала публика каждый раз, когда появлялись новые детали сего запутанного дела. По всему выходило, что в этом любовном многоугольнике, окончившемся страшной трагедией, виновны были или все, или никто.

Маруся была девушкой видной, ну и что, что обычной портнихой — красивая, румяная, смешливая, с хитринкой в голубых глазах и завлекательными ямочками на щеках. Молодые люди падали к ее ногам, но молодая девушка была разборчива — то ли ждала богатого жениха, то ли большой любви.

Как ни странно, похоже, что в этом случае речь шла скорее о втором, чем о первом — по крайней мере, обычный 27-летний ученик Коммерческого училища, которого Маруся выбрала себе в женихи, вряд ли располагал существенными капиталами.

Юношу звали Александр Мерк, и он был влюблен в Марусю до дрожи. Познакомились они летом на даче, и сразу нашли множество общих тем и интересов. Часами они могли гулять, говорить, делиться — разумеется, совместными, — планами на будущее, смеяться…

Александр ни минуты не желал проводить вдали от своей прекрасной невесты и, конечно, страшно ревновал ее к поклонникам, которые роем вились вокруг портнихи.

Чтобы точно удостовериться, что сердце его ненаглядной принадлежит ему одному, юноша пошел на поступок довольно низкий: в гостях у Маруси он, воспользовавшись тем, что девушка ненадолго отвлеклась, стащил ее личный дневник, и при первой же возможности приступил к его чтению.

Александр убеждал себя, что готов был столкнуться на страницах дневника с чем угодно — ещё одним поклонником или сомнениями по поводу него самого, однако то, что юноша нашел в записях Маруси ранило его до глубины души. Оказывается, задолго до знакомства с ним, портниха имела роман с его родным дядей — господином Никифоровым.

Тот, пусть и был давно и безнадежно женат, нежно любил представительниц слабого пола, и нередко был замечен в интрижках. Милая Маруся некоторое время скрашивала досуг вполне обеспеченного мужчины, пока ей это не надоело, и она не переключилась на поиски более серьёзных отношений.

Сердце Александра было разбито. Напрасно Маруся уверяла его, что все давно в прошлом, и господин Никифоров для нее ничего более не значит. Юноша заявил портнихе, что между ними все кончено, а для того, чтобы позлить ее, незамедлительно закрутил роман с другой девушкой — Катей Архиповой.

Узнав об этом, Маруся так огорчилась, что тоже возобновила свои отношения с Никифоровым, который неожиданному повороту событий был рад несказанно.

Ситуация накалялась: портниха страдала от несчастной любви к племяннику, но продолжала навещать его дядю, а Александр, мучимый ревностью, все больше завлекал в свои сети непосвященную в драму Катю. Все это просто обязано было вылиться в грандиозный скандал, что и произошло.

Накануне нового, 1907 года, Маруся решила взять ситуацию в свои руки и уговорила двух родственников встретить грядущий год втроем, чтобы навсегда оставить в прошлом все разногласия. Александр и господин Никифоров со скрипом согласились, однако, празднование пошло совсем не так, как планировалось.

Вместо тихого разговора за столом разгорелась отвратительная ссора: мужчины сыпали взаимными обвинениями, потом в дело пошли кулаки, и, наконец, обезумевший дядя схватил свой пистолет и в запале застрелил племянника прямо на глазах у Маруси.

Никифорова в тот же день арестовали, за ним за решетку отправилась и убитая горем портниха: так как других свидетелей убийства Александра не было, следствие предположило, что дядя и невеста погибшего могли быть в преступном сговоре.

Разбирательство по делу Александра Мерка длилось полтора года: все это время судья и присяжные пытались разобраться в сложных отношениях обвиняемых, причем, чем больше проходило времени, тем более запутанным становилось дело.

Так, в августе следующего, 1908 года, Маруся, находящаяся под стражей, родила ребенка неизвестно от кого, — Александр был уже полтора года, как мертв, а Никифоров сидел в другой тюрьме. Возможно, отцом малыша стал некий Анатолий Воеводский, который в суде по неясной причине свидетельствовал против Маруси, назвав ее «жестокой» и «вульгарной»…

Другие свидетели тоже путали суд своими неожиданными романами. Например, бывшая «девушка» Александра Мерка — Катенька Архипова — вышла замуж за его брата Владимира, а у Никифорова оказалась не только жена, но ещё и постоянная любовница, которая была в курсе всей любовной эпопеи.

Супруга же господина Никифорова прославилась как женщина верная: она упорно пыталась добиться для мужа оправдательного приговора, используя всевозможные средства. В частности, она убеждала присяжных, что Никифоров просто «слаб умом» и всегда имел склонность к странным поступкам.

В конце концов, в октябре 1908 года состоялось финальное заседание по делу об убийстве Александра Мерка. Присяжные совещались несколько часов и пришли к единогласному выводу: оправдать и Никифорова, и Марусю!

Оцените статью