Две состоявшиеся женщины, две личности, две артистки. Обе посвятили в итоге свою жизнь служению Богу. Но как же по-разному они пришли к этому, и как по-разному они ведут себя! Если Васильева своими высказываниями и поведением может только «отпугнуть» адекватного человека от веры, то Пыльнова – олицетворение того, что вера лечит душу.
Екатерину Васильеву мы все помним и любим за ее актерские работы в фильмах «Обыкновенное чудо», «Чародеи» и др. Несмотря на успех в театре и кино, ее жизнь складывалась не то чтобы счастливо: нехватка денег в молодости, сложный характер, неудачи в личной жизни (хотя на мой взгляд, брак с Рощиным был вполне крепким, просто из-за эгоцентризма Екатерина Сергеевна саботировала развод).
Не раз замечала, что дети педагогов самые травмированные в психологическом плане. С ними могут соревноваться только, пожалуй, дети военных. Последствия «грамотной педагогики» в последующих биографиях таких детей – аддикции, неумение строить здоровые партнерские отношения, эмоциональная незрелость.
Мамой Екатерины была москвичка Олимпиада Макаренко – племянница того самого Макаренко, культового педагога СССР. После исчезновения отца, белогвардейского офицера, Олимпиада воспитывалась дядей. Можно сказать, что Макаренко был дедушкой Екатерины.
С 14 лет девочка стала работать – разносила почту. Потом поступила во ВГИК. Она не выделялась красотой, была грубоватой, иногда – развязной. Высокая, с лепными скулами, с грустными глазами, с харАктерным подбородком – Васильеву быстро стали приглашать на яркие роли. Правда, денег ей это сначала не приносило.
С первым мужем они практически бедствовали – скитались по съемным квартирам. Молодая женщина стала выпивать, быстро пристрастилась к такому способу расслабления. Алкоголикам свойственно избегать реальность – она настолько непереносима для них, что им нужно иногда из нее «выключаться».
Второй брак с драматургом Рощиным тоже распался. В этом союзе появился сын Дмитрий, впоследствии он тоже посвятил свою жизнь церкви. После рождения сына актриса не только не завязала пить, но еще более углубила свою зависимость.
В 1987 году Васильева ошарашила своих коллег решением уйти в монастырь. Она объявила об этом накануне зарубежных гастролей. Олег Ефремов, будучи ее начальником, отказался отпускать актрису, пытался повлиять на нее – даже обещал увеличенный гонорар.
Однако женщина была непреклонна. С того времени она почти прекратила сниматься (был короткий период возврата в кино, но с тех пор актерство и съемки перестали быть для нее приоритетом).
В прошлом году она приняла постриг в монахини. Тогда же они вместе с сыном – священником Дмитрием Рощиным – записали интервью для ютуб-блога. Я, конечно, не верующий человек и далека от церкви, но слова Васильевой не показались мне здравыми. После таких речей последнее, что я решила бы сделать – обратиться к вере. Очень категорично, «инквизиционно» даже, я бы сказала.
«– Все – в монастырь! Всем каяться! В шахты. Интеллигенцию в шахты. Это самое тяжелое, что есть. Простите меня, интеллигенция. Но сколько зла принесла интеллигенция, неверующая, гордая. Сколько народа она совратила с пути истинного.
Для меня интеллигенция – это растлители, сродни сатанинскому началу. Они Богу говорят «нет»: мы умные. Весь набор сатанинского кодекса чести – в книжках, в спектаклях, театрах, в фильмах.» (с) цитата слов актрисы Екатерины Васильевой, август 2021.
Но судить о верующих людях по Васильевой было бы поверхностно. Есть и другая актриса – Зоя Пыльнова – которая посвятила свою жизнь вере. И она вызывает куда больше симпатии у простого обывателя вроде меня.
Зоя родилась в Свердловске, закончила театральный институт в Одессе, с 1971 г играла на Таганке. Ярких ролей у Пыльновой было мало. Но вы наверняка слышали ее голос – Пыльнова озвучили поросенка Фунтика.
Московские театралы запомнили ее в роли Геллы в классической постановке «Мастера и Маргариты». Там, в театре на Таганке, она познакомилась с Леонидом Ярмольником. Кстати, их коллегой был в те годы и Владимир Высоцкий.
Как-то так вышло, что Ярмольник влюбился в Пыльнову, которая была замужем за актером Владимиром Ильиным. Кстати, Ильин регулярно прикладывался к бутылке и был не самым идеальным мужем. Невзирая на то, что Пыльнова была старше Ярмольника на семь лет, между ними начался роман.
Зоя ушла от мужа. В итоге с Ярмольником они прожили 7 лет, мечтали о детях. Долгожданная беременность закончилась потерей ребенка. Актриса тяжело это пережила. Она грызла себя за то, что изменила и ушла мужа (Ильина). Якобы за ее нечестность расплатился нерожденный ребенок.
Отношения с Ярмольником закончились, Зоя вернулась к Ильину, который к этому моменту взялся за ум, бросил пить. Бог так и не дал ей детей. В такой ситуации легко сломаться, но Зоя нашла успокоение, посвятив себя религии и племянникам.
Зоя Владимировна и сейчас регент в церковном хоре, живут они с мужем в Подмосковной деревне, в простом деревянном доме.
Для меня истории Васильевой и Пыльновой – это две истории о том, как по-разному женщины пришли к вере, и какой разной эта вера у них получилась. Одна была эгоцентрична, ей было всего мало, не умела быть благодарной за то, что имела (сына, брак, карьеру).
Вторая – напротив, была благодарна и радовалась любой малости, и в итоге ее сгрызло чувство вины за потерю ребенка (если объективно, она вовсе не была виновата).
И если послушать Васильеву даже сейчас, спустя 30 лет, как она стала верующим человеком и посвятила свою жизнь служению, я отчетливо слышу в ее словах эгоцентризм и гордыню. Она решает, что богеме надо каяться, она решает, как надо жить другим (см цитату выше – а это лишь одно из многих ее высказываний). В то время как Пыльнова действительно отказалась от гордыни, живет максимально скромно и смиренно.