Как Фаина Фельдман стала Раневской. Юность и молодость великой актрисы

О Фаине Георгиевне Раневской уже много написано. Только у нас в стране выпущено не менее четырёх книг. Известно об издании биографических книг в Париже и в Праге, где и сейчас проживают её родственники.

На склоне лет актрису несколько раз просили написать автобиографическую повесть, но она с шуткой отнекивалась, мол, если я буду писать о своей жизни, то это будет жалобная книга. Поэтому о первой половине жизни актрисы известно не так уж много.

О её жизни писали авторы, которые не были довоенными современниками Раневской, а сама она не часто делилась своими воспоминаниями.

Фаина Раневская (при рождении — Фельдман) родилась в 1896 году. Это сложно представить, но любимая всеми советская актриса начала свою профессиональную деятельность еще в царских театрах. В 1914 году она закончила театральную школу в Таганроге, и вскоре после этого 19-летняя девушка поехала «завоевывать Москву».

Сняла комнату в центре и прошлась по всем московским театрам в поисках работы. С молодости была оригинальна и остроумна, поэтому достаточно быстро влилась в тусовки богемной Москвы. Была на «ты» с Маяковским и Мандельштамом, её знали в лицо театральные звёзды Василий Качалов и Ольга Книппер-Чехова.

Но найти достойную работу в Москве так и не удалось. Деньги, взятые из дома, быстро растаяли, и в итоге она подписала контракт с Керченским театром, куда выехала в конце 1915 года.

Несколько лет она проработала в Крыму, гастролировала с театром по югу России, но революционные события и гражданская война практически закрыли все театры.

Революцию Фаина встретила уже вполне взрослой девушкой и приняла осознанное решение остаться в России.

Её родители и вся родня, будучи обеспеченными людьми, ещё в первые годы советской власти перебрались жить в Прагу. Уговаривали и её, но она твёрдо решила остаться.

А далее была череда самых разных театров. В поисках интересной работы она играла в театрах Архангельска и Смоленска, Баку и Царицына, но в итоге в 1931 году снова оказалась в Москве, в знаменитом театре Таирова.

В кино дебютировала в 1934 году уже опытной актрисой. Это была немая кинокартина режиссёра Михаила Ромма «Пышка». Раневской досталась роль первого плана, и её, наконец, заметили в кинематографе. Амплуа язвительной дамы неопределённого возраста закрепилось за актрисой в кино на долгие годы. Причем таких «дам» она начала играть, когда ей самой еще не было сорока.

Вне сцены Фаина Георгиевна была не менее популярной. Её язвительные высказывания обижали многих коллег, но она относилась к этому вполне по-философски: никогда не извинялась, но и лично никого не оскорбляла.

Актёры побаивались её острого языка, но играть с ней вместе в кино или на театральной сцене мечтали все. Имея огромный актёрский опыт, она всегда с легкостью находила выход из любой сложной ситуации на сцене театра. А в кино её искромётные импровизации почти всегда принимались режиссёрами на ура.

И в заключении я хочу развеять устоявшийся миф о её фамилии. Считается, что Раневской она себя назвала, якобы боясь советского антисемитизма и чтобы еврейская фамилия не мешала её карьере в СССР. Это неправда. Актёрский псевдоним «Раневская» она выбрала для себя еще в 1910 году в Таганроге и в царских театрах выступала уже под этим псевдонимом.

Позже, при первой переписи населения СССР в 1926 году, она записала этот псевдоним как свою фамилию в паспорт. Тогда же изменила своё редкое отчество Ги́ршевна на более распространённое — Георгиевна. Но при этом никогда не скрывала свои еврейские корни.

В 14-летнем возрасте она зачитывалась Чеховым, и персонаж Раневской из «Вишнёвого сада» был ей очень близок. Выбрав для себя этого кумира еще девушкой-подростком она не думала о будущей карьере и псевдониме, она просто сама захотела быть такой, как Раневская. Кто не знаком с этим произведением, я приведу авторскую рецензию.

Чехов писал о характере Любови Андреевны Раневской, что: «она умна, рассеяна, очень добра, всегда с улыбкой на лице, но угомонить такую женщину может одна смерть». И Фаина Георгиевна всю свою жизнь соответствовала этому персонажу.

Оцените статью
Как Фаина Фельдман стала Раневской. Юность и молодость великой актрисы
Привязал к себе скрипку и играл до последнего момента. Судьба музыканта с «Титаника» Уоллеса Хартли