— Да ведь и не жена она тебе более, Петруша! Не серчай, что женское счастье свое хотела устроить! – уговаривала Екатерина царя. Лицо его похоже стало на гипсовую маску, только покрытую красными пятнами.
Лишь «сердце мое Катюшенька» могла успокоить Петра в минуты гнева. Он клал голову ей на грудь и под тихое и спокойное пение приходил в себя в моменты нервных приступов. Но сейчас и этого было недостаточно. Царь гневался, кричал, сбросил со стола чернильницу и все бумаги. Испуганные слуги разбежались, дабы не попасть под горячую и тяжелую руку государя.
Когда то ее звали Мартой Скавронской. Русский царь сделал ее, девицу из обоза, законной женой и императрицей, дал новое имя Екатерина Алексеевна. Первая жена царя отправлена в монастырь. «Там ей самое место», решил царь, не переносивший причитаний и бесконечных молитв Евдокии Лопухиной.
Девушка из знатного рода, она была теремной царицей, воспитанной в традициях старого мира. А Петр не хотел видеть рядом ничего, что напоминало бы о тех обычаях и тех страданиях, что пришлось пережить ему в юности в старой Москве. Он выстроил свой собственный мир. Переодел бояр в европейское платье, построил себе новый город.
А нелюбимая Евдокия, такая круглоликая, похожая на блин с маслом, такая скромная, что хочется схватить за плечи и трясти, такая глупая, что от всего что интересовало Петра отворачивалась и уговаривала остановиться, не нужна была царю в новой жизни. Воспитанием сына Алексея занялся сам, приставив к наследнику иностранных учителей и гувернеров.
Приняв постриг под именем Елена, бывшая царица не желала смириться с новой участью. Петру докладывали о каждом ее шаге. Содержание бывшей жене он положил такое скудное, что родственники присылали съестное и редко деньги на пропитание. Через несколько лет Евдокия и вовсе стала жить как мирянка в собственном доме.
Петр не ожидал, что бывшая жена способна удивить. В отчете подробно описали ему, что майор Степан Глебов и бывшая царица почти открыто живут вместе. Что любовными письмами Евдокии Лопухиной тот хвастает в кабаках.
Не ревность съедала царя, не измена его волновала. До бывшей жены дела Петру не было. Тревожило его, что бывшую царицу поминают в церквах как «великую государыню», что пророки по земле русской ходят с предсказаниями о том, как вернется все на круги своя, когда царевич Алексей сядет на трон, а рядом с ним мать его, несправедливо отвергнутая царица Евдокия.
При обыске были изъяты письма. Евдокия Лопухина признала вину, просила прощения, молила не казнить за этот грех.
Степана Глебова пытали, желая добиться признания о причастности к заговору царевича Алексея. Ни в чем не признался несчастный. Но судьба его была решена.
Евдокию сослали в далекий монастырь на берегу Ладожского озера. Жизнь там была тяжелой. Холод и голод собирал свой урожай. Семь лет Евдокия Лопухина проведет в этом страшном месте.
После кончины царя Петра I его вторая жена Екатерина I, сжалится над несчастной и личным указов переведет в монастырь с лучшими условиями и в более мягком климате. Но над бывшей царицей будет продолжаться строгий надзор, ведь для бывшей походной жены Петра его первая супруга всегда будет представлять опасность.
Евдокия Лопухина пережила своего мужа Петра I и всех своих детей, царицу Екатерину I. Она скончается уже в царствование Анны Иоанновны, далекая от мирской жизни и дворцовых переворотов.