Николай Лебедев не просто долгожитель, а человек, прошедший через горнило страшных испытаний своего времени. Как настоящий хранитель истории, он делится воспоминаниями до сих пор, ибо сохранил ясный ум и твердую память. В декабре 2021-го актер отметил столетний юбилей.
Тернистый путь в актёрскую профессию
Коренной москвич, актер застал времена, когда родители все время пропадали на работе, а дети были предоставлены самим себе. Подростком Лебедев прогуливал школу и связался с уличной шпаной. Из учебного заведения его отчислили.
Чтобы получить среднее образование, юноша поступил в театральную студию, где преподавали Николай Хмелев и Абрам Эфрос. Актёрская профессия захватила его целиком. Он уже играл на сцене МТЮЗа, когда пришло время служить в армии.
«Тогда в армию идти было почетно», — вспоминал он в программе «Пока все дома», которая побывала у него в гостях в 2011-м.
В апреле 1941-го Лебедев оказался в Хмельницком (ранее Проскуров), где проходил службу пулеметчиком в мотопехоте. Уже ходили разговоры о возможной войне, но все верили: немцы в Берлине начнут восстание, и Третий рейх падет. Когда утром 22 июня в военторге женщины шептались о вторжении, Лебедев посчитал все это слухами, ведь совсем недавно ТАСС утверждало, что между странами заключен договор о ненападении.
И только после выступления по радио Молотова, которое состоялось в полдень, стало понятно — война! Лебедев сразу попал на фронт. В августе советские войска оказались в окружении под Уманью. Николай Сергеевич попал в плен, бежал и пробирался к своим, пытаясь перейти линию фронта.
Он выходил из окружения с одним желанием: «Лишь бы выжить!» Его ловили, пять раз приговаривали к расстрелу, но ни разу не привели приказ в исполнение. Лебедев прошел через 6 концлагерей и был освобожден советскими войсками. Прошел проверку СМЕРШ, после чего вновь служил в СА.
Плен стал его кармой. Однажды он даже устроил в казарме драку, услышав от сослуживцев:
Пока мы сражались за родину, некоторые позволили себе отсиживаться в плену.
По окончании службы Лебедев вернулся в Москву, где вскоре поступил в Школу-судию МХАТ.
Верность одному театру
Актера, получившего диплом, хотели пригласить во МХАТ, но прошлое и плен сыграли злую шутку и здесь. Стало понятно: ни в один театр, где есть правительственная ложа, Лебедева не возьмут. Выручил Ю. Завадский, который пригласил талантливого дебютанта в Театр им. Моссовета.
Здесь Николай Сергеевич служил почти до 100 лет. Играл на одной сцене с В. Марецкой, Ф. Раневской, Р. Пляттом и Н. Мордвиновым. Лишь совсем недавно он покинул сцену, сказав при этом:
Я считаю, что если театр может содержать старых артистов и это не мешает развитию театра, то можно продолжать играть. А если старость тормозит это развитие, надо уходить.
На сцене Лебедев сыграл десятки премьер, с его участием в последнее время вышли «Ревизор» (Гибнер), «Крошка Цахес»(Канатоходец, Профессор), «Фома Опискин» (Гаврила). На 100-летие коллегии практически признались юбиляру в любви:
Сто лет сегодня исполнилось нашему Николаю Сергеевичу Лебедеву! Народному артисту России, актеру театра имени Моссовета. Человек яркой и сложной судьбы, прошедший фронт и фашистские концентрационные лагеря, служит в театре имени Моссовета 71 год, на нашей сцене сыграл более 70 ролей! Гуляем по полной! Чествуем нашего героя! (Екатерина Гусева).
Но даже после прощания с театром Лебедев приходил на встречу с труппой, его по-прежнему интересует жизнь. Его ушедшая из жизни супруга Анна Касенкина тоже была актрисой. Вместе они воспитывали ее сына от первого брака, которого отчим с гордостью представляет как «заслуженного ракетчика страны». Лебедев сегодня живет в его семье.
Но признание в театре к актёру пришло не сразу, поэтому в конце 50-х он активно бегал по кастингам в кино и однажды ему улыбнулась удача.
Кинокарьера и «Евдокия» (1961)
В активе Николая Лебедева более 50 киноработ. Первая же роль полковника Синицына в советско-французском фильме «Нормандия-Неман» открыла актёру дверь в большое кино. В 60-е, а затем в 70-е гг. он сыграл сразу несколько главных ролей в картинах:
- «Ровесник века»;
- «День, когда исполняется 30 лет» ;
- «Будни уголовного розыска».
Яркие образы актёр создал в «Человеке в проходном дворе», «Вечном зове», «Баламуте». Но старшее поколение наверняка помнит Лебедева по фильму «Евдокия» (1961), где вместе с Людмилой Хитяевой они создали незабываемый дуэт, так полюбившийся зрителям.
В драме Т. Лиозновой по повести Веры Пановой мы наблюдаем за жизнью серьезного, прошедшего гражданскую войну и мечтающего о семейной жизни Евдокима, и юной, неграмотной Евдокии, сохранившей в сердце любовь к другому человеку. Муж не предает жену ни когда узнает о ее бесплодии, ни когда она, уже будучи замужней, вновь бросается в объятия прежнего ухажера: «Я за тебя ответственен».
В семье уже воспитывалось четверо приемных детей, когда Евдоким решает предоставить жене свободу и дом. «Мы с детьми другой дом построим», — уверенно утверждает он. И тогда Евдокия делает выбор в пользу серьезного и ответственного Евдокима, который так ни разу и не подарил ей цветов, зато всегда был рядом и поддерживал в трудную минуту.
А потом в их семье появится пятый приемный ребенок, за которого они вместе будут бороться.
Несмотря на то, что в фильме нет ни одной постельной сцены, в финале картины ты вдруг понимаешь, что такое настоящая любовь.
Фильм снят без изысков, с закадровым голосом, словно рассказ. Но смотришь на героев и завидуешь. До слез. Они прошли сложный путь, но вместе, рука об руку. И когда дети вылетели из гнезда, чтобы жена-домохозяйка не скучала, муж позвал: «Пойдем поработаем». И ты понимаешь, что за таким, как Евдоким, пойдешь куда угодно.
Хранитель истории
До сих пор Лебедев остается удивительным рассказчиком. Вот он делится байками о Завадском, который очень любил цифру 13, вот раскрывает тайны Ростислава Плятта. Тот был не только душой компании, но и хулиганом, любителем розыгрышей. Перед нами предстает целая эпоха, которая прошла перед глазами Лебедева.
Но больше всего Николай Сергеевич говорит о войне. Для него 9 Мая — самый тяжелый в году день. Он скорбит:
Цвет народа тогда ушел!
А еще рассказывает, почему не любит фильмы о войне. Потому что в них много фантазии и мало правды. А знать ее необходимо, потому что без знания прошлого нет нации. А люди не очень-то хотят, чтобы их что-то тревожило. Так устроен мир.