— Прости меня, прости меня, Коленька!- причитала мать, заливаясь слезами. – Это все я виновата, только я одна!
Мальчик как мог утешал ее, глотая обиду. Нет, он не винил мать в исключении из гимназии. Николай точно знал, кто виноват в том, что в графе «отец» в его свидетельстве о рождении стоит прочерк, а таких как он в учебное заведение не берут.
Постыдный секрет жег душу. Корней Иванович Чуковский, а по документам Николай Корнейчуков, не любил говорить об этом, но остро переживал, что он родился бастрюком.
Матушка его никогда не говорила об отце. Но он знал, что раньше, когда они с сестрой были совсем маленькие, мать получала письма и редко, деньги. Их ни на что не хватало, и Екатерина Корнейчукова работала прачкой. Стирала дома, и кожа на ее руках всегда была потрескавшаяся и грубая.
Соседи с ней не общались, друзей не было. Кто захочет водить знакомство с такой женщиной. Двое детей, а мужа не было и нет.
Когда-то юная Екатерина служила горничной в богатой еврейской семье. Сын хозяина влюбился в чернобровую красавицу, они даже сбежали вместе и несколько лет жили бедно, но счастливо. Родилась девочка Маруся и мальчик Николай. Пожениться было невозможно, Эммануил Левенсон — еврей, Екатерина Корнейчук — крестьянка и христианка. Родители молодого студента никогда не дали бы согласия на брак.
В конце концов, молодой человек оставил свою невенчанную жену и вернулся в семью. Женился на правильной девушке, дочери врача, и исчез из жизни Катюши и детей.
«У меня никогда не было такой роскоши, как отец или дед» — запишет в своих воспоминаниях Чуковский. Все его детство и юность омрачены несправедливым отношением общества, ребенок без отца – второй сорт. В пятом классе его исключат из гимназии по негласному «закону о кухаркиных детях», слишком низкое происхождение.
Чтобы обеспечить детей мать не только стирала. Все свои хоть сколько нибудь ценные вещи она заложила в ломбард, шила, вышивала, нанималась на любую работу, какую могла найти. В небольшой комнате, где жили Корнейчуки, всегда было уютно, дети опрятно и аккуратно одеты.
Удивительная женщина сумела в самых трудных условиях привить детям страсть к учебе и литературе. И никогда не держала зла. Над ее кроватью всю жизнь висела фотокарточка худого молодого человека. Своей внучке Лиде она говорила: «Твой папа его не любит. За меня. Но твой папа не прав: он очень, очень хороший человек».
Постыдный секрет матери Николай хранил всю жизнь. И точно знал, не матушке должно быть стыдно, а тому, другому, кто бросил их.
Уже став знаменитым писателем, главой семейства, он однажды привез в дом какого-то мужчину. «Высокий, худощавый, прямой, с квадратной бородкой» — так запомнили его собственные дети Корнея Чуковского.
— Это ваш дед. – представил хозяин гостя и они поднялись наверх в кабинет. А через некоторое время послышались звуки ссоры. Мужчина был очень быстро изгнан из дома. Кто знает, что они сказали друг другу в те минуты наедине.