Рассеянный склероз в 28 лет, предательство мужа и конец карьеры. История лучшей виолончелистки мира

История ее жизни настолько особенная, а ее дар настолько необыкновенный, что ее внезапный трагический уход со сцены не укладывался в сознании людей.

Жаклин Мария Дю Пре (Jacqueline Mary du Pre) — английская виолончелистка, признана одной из самых лучших исполнителей на этом инструменте. Манера ее игры, застенчивая и в то же время смелая, была не только выразительна, но отличалась высокой точностью, полнотой и чистотой тона. Выдающиеся музыкальные способности, ум и сердце, душа и тело — все слилось воедино и выразилось в этом таланте.

В четыре года Жаклин Дю Пре впервые услышала звук виолончели по радио и ход ее жизни был определен. В шесть лет Жаклин начинает брать уроки в Лондонской виолончельной школе.

В семь лет она продолжает музыкальное образование в школе музыки Guildhall в Лондоне у Уильяма Плита, в этом же возрасте Жаклин в первый раз выступает на публике. В десять лет она выигрывает премию Suggia для молодых виолончелистов на международном конкурсе.

В пятнадцать лет Жаклин стала лауреатом премии «Куинз прайз» для музыкантов моложе 30 лет.

В 1961 г. неизвестный поклонник дарит Жаклин виолончель Страдивари 1673 года, стоимость который несколько десятков тысяч долларов. А в 1962 г. состоялся дебют Жаклин Дю Пре в Wigmore Hall в Лондоне, она исполнила с симфоническим оркестром ВВС виолончельный концерт ми минор Эдварда Элгара.

Интересно, что, когда Жаклин в 1966 году приехала в Москву, чтобы выступить на конкурсе им. П. И. Чайковского, Ростропович, бывший тогда председателем жюри, отговорил её от участия в нём (потому что победить обязательно должен был советский виолончелист!) и, вместо этого, пригласил стажироваться к себе в Московской консерватории.

Жаклин простажировалась в его классе с января по май 1966 года. Кто-то из наших музыкантов присутствовал на её уроке. Играли концерт Дворжака. Ростропович был в восторге! От избытка чувств, он сел за второй рояль и вместе с другим аккомпаниатором стал ей аккомпанировать. Но Жаклин своим звуком перекрыла оба рояля!

Мстислава Ростропович всерьез считал, что Жаклин единственный виолончелист молодого поколения, который мог бы превзойти его собственные достижения.

Из воспоминаний Ольги Ростропович (дочери Мстислава Леопольдовича Ростроповича):

«Я за всю жизнь видела единственного „правильного“ музыканта. Помню, я была совершенно потрясена. У папы в Москве занималась Жаклин Дю Пре. Она часто приходила к нам домой, а я тогда как раз только приступила к виолончели и просто ненавидела все, что связано с бесконечным просиживанием у инструмента. И вот я спросила Жаклин: „Много ли ты занимаешься?“ — „Да, часов 6–7“ (она, кстати, неплохо говорила по-русски).

Я говорю: „Как же — вот так каждый день? Почему так много?!“ — „А потому что я очень люблю заниматься!“ Я минут пять не могла поверить своим ушам, подумала: „Может, она по-русски не очень понимает?“ — и еще по-английски переспросила. И мы с ней долго на эту тему беседовали…»

Её коронный номер — виолончельный концерт Эд. Элгара. Это надо не только слышать, но и видеть! Такая энергетика! Музыка становится осязаемой, она видна в её жестах, в её мимике, в каждом взмахе смычка. И это совсем не показуха: видно, что Жаклин живет ею.

Ну, и конечно, звук: мощный, бьющий по нервам, проникающий в самое сердце. А сколько тончайших нюансов! Наверно, сам Элгар удивился бы, услышав концерт в её исполнении! Такое богатство оттенков, такая тонкая передача их скрытого содержания.

И ещё: её взгляд, который она бросает на своего кумира, Даниэля Баренбойма, стоявшего перед ней за дирижерским пультом. Сколько в нём любви, преданности, обожания и страсти! А её улыбка, которой она одаривает его, когда видит его одобряющий взгляд!

Позже Жаклин и Даниэль Баренбойм (пианист и дирижер) станут супругами. Это случиться на пике ее карьеры, когда ещё ничего не предвещало надвигающейся катастрофы.

СТОП!!!!!!!!!!!!!!!

Она не сразу поняла, что происходит что-то непоправимое.

Жаклин не могла точно определить время, когда она начала чувствовать потерю ощущений в пальцах и руках. Сперва она была слишком занята концертными поездками по различным странам мира, чтобы обращать внимание на некоторое покалывание в руках, немеющие ноги и слабеющее зрение.

Но постепенно страшная болезнь, рассеянный склероз, начала бить по самым болезненным местам. Стали неметь кончики пальцев: её волшебные пальцы, позволявшие ей извлекать тончайшие нюансы из инструмента, начали терять чувствительность.

Но в 1973 году она оказалась на гастролях в Соединенных Штатах. В Нью-Йоркском Линкольн-центре Жаклин должна была исполнять Двойной концерт Брамса для скрипки и виолончели с оркестром. Ее партнером был скрипач Пинхас Цукерман.

«Начальная каденция концерта — самая трудная. На репетиции мне она никак не давалась. Мне было стыдно, но все были со мною очень милыми, полагая, что я нервничаю. А я никак не могла понять, что со мной происходит. В тот вечер я приехала в концертный зал, но не смогла открыть футляр виолончели и взять инструмент в руки.

Меня охватила самая настоящая паника. Мой выход на сцену был для меня шествием на плаху. Я никак не могла заставить свои руки и пальцы подчиняться, потому что не чувствовала их перемещения по грифу и что они делают».

Это было последнее публичное выступление гениальной виолончелистки Жаклин Дю Пре.

Кроме слабости в руках и ногах появились и все другие, сопутствующие этой болезни симптомы: снижение концентрации внимания, быстрая утомляемость, ухудшение памяти и т.д. и т.п. Это был крах всего, чему она отдавала свою жизнь.

Предательство мужа

По настоянию своего супруга Жаклин приняла иудаизм. И что в результате? Даниэль уехал в Париж без Жаклин, возглавил там симфонический оркестр Парижа, и пробыл на этом посту 14 лет. Там его спутницей стала замечательная пианистка Елена Башкирова.

14 лет без виолончели…

Жаклин заболела в 28 лет, некоторое время боролась, были ремиссии, когда она пыталась выступать, но болезнь брала свое: артистический стул пришлось сменить на инвалидную коляску. Её навещали друзья, приезжал даже Ростропович с супругой Галиной Вишневской….

Прошло 14 лет борьбы за жизнь, борьбы, которую невозможно было выиграть. Видимо, кто-то там наверху решил, что она слишком хороша для нас, её современников, и взял её назад, к себе. Жаклин умерла, прожив всего 42 года.

Оцените статью
Рассеянный склероз в 28 лет, предательство мужа и конец карьеры. История лучшей виолончелистки мира
Пил радий 3 года, пока не отвалилась челюсть: пугающая история Эбена Байерса