Княжна-крепостная

— Он же крепостной!

— Папа, вы сами дали ему свободу.

— И что это меняет?

Князь Трубецкой приложил платок ко лбу – вытереть испарину. Его дочь, красавица Александра, собиралась совершить невиданный доселе мезальянс: выйти замуж за крепостного. Обладательница немалого приданого отказала всем светским кавалерам, и в 1786 году решительно заявила родным, что уже сделала свой выбор.

Сашенька Трубецкая всегда отличалась непокорным нравом: самая младшая, выросшая без матери. Княгиня Анастасия Васильевна не успела даже увидеть дочь – умерла, едва малышка издала свой первый крик. Хорошенькую княжну баловали все, и в усадьбе Нескучное жилось ей привольно и весело. С утра до вечера в тёплую пору Сашенька ездила верхом по лесам и лугам.

Ещё при дедушке выстроили в Нескучном огромный красивый дом, а затем разбили сад и оранжерею. Были там и модные зелёные лабиринты, словно у Людовика XV, и даже собственный зверинец. Ухаживать за парком было поручено Ивану Демерцову, крепостному, специально выучившемуся у итальянских садоводов. В таком имении не зазорно было принять и саму императрицу Екатерину II!

Отец бывал в имении наездами – его карьера шла в гору. А дети один за другим покидали Нескучное: Сашеньке было всего восемь, когда её старшая сестра вышла замуж за вдовца графа Строганова. Затем настал черед другой сестры, Анастасии. Княжну прекрасно приняли при Дворе, и вскоре она стала ближайшей подругой Великой княгини Натальи Алексеевны, супруги престолонаследника.

А вот единственного брата Сашеньки похоронили в 1771-м. Девятнадцатилетний князь Василий Трубецкой скончался после сильной простуды.

Когда молодую княжну Александру Трубецкую привезли в Петербург, она в первый свой сезон получила несколько предложений руки и сердца. И все их отвергла. Отец умилился: умница, разбирается! Если положено такое начало, то будут и куда более интересные партии. А Сашенька, едва завершились балы и праздники, рвалась назад, в Нескучное. «Там душа отдыхает», — со вздохом соглашался князь.

Но влекли княжну не просторы и свежий воздух, а… сын садовника, Фёдор Демерцов. Крепостной от рождения, он получил образование и обнаружил склонность к архитектуре. Сашенькин свояк, граф Строганов, однажды посмотрел чертежи Федора, и от удивления не смог найти слов – да ведь это же талант, каких мало!

Строганов же умолил князя Трубецкого дать Фёдору вольную. Пётр Никитич поступил благородно – дал свободу Демерцову. И весной 1784 года тот уже переделывал строгановский дворец в Петербурге, согласно вкусу своего заказчика.

Теперь и Сашенька не возражала против столицы. В Нескучное её было уже не заманить. Находились тысячи отговорок, чтобы не поехать в усадьбу, где раньше она так чудесно проводила время. Едва представлялась возможность, княжна встречалась с любимым! А в 1786 году объявила отцу, что… выходит за него замуж.

— Он крепостной! – Кричал князь. – Ты могла выйти замуж за графа! За сенатора! За князя!

— Фёдор Иванович уже свободен. – Твёрдо отвечала Сашенька. – Он преподает архитектуру и строит дворцы.

Сломить Александру не получилось. «Княжна-крепостная», — шушукалась дворня. Отец благословения не дал, на венчание не пришел, и в сердцах вычеркнул дочь из родословных записей и лишил наследства.

Сын садовника был окрылён решимостью своей возлюбленной. И не подвёл ее. Фёдор Иванович Демерцов стал одним из самых востребованных архитекторов столицы: он строил дворцы и церкви, казармы и Александровские ворота. Граф и военный министр Аракчеев только ему был готов доверить строительство дома и реконструкцию своей усадьбы.

Особняк для собственной семьи на улице Кирочной Демерцов выстроил тоже сам – там жил он, Сашенька и их общая дочь, крёстным которой стал Аракчеев. На «княжну-крепостную» теперь никто не посмел бы смотреть свысока. Фёдор Иванович стал состоятельным и уважаемым человеком.

А что же князь? Он шумел и негодовал еще три года. А в ноябре 1789 года удивил весь свет… женившись на крепостной. Наталья Березовская родила ему дочь, названную Анастасией, которой Трубецкой завещал немалую часть своего состояния. Это обстоятельство не очень понравилось его старшим дочерям, которые не упускали с тех пор случая высказать недоброе про своего папеньку.

Любопытно, что сто с лишним лет спустя другая Сашенька Трубецкая тоже поразила всю родню — вышла замуж за капитана лейб-гвардии, уже женатого на цыганке. Отговорить девушку от поспешного замужества тоже не получилось. Так уж повелось: у Трубецких дочери с именем Александра — все непростого нрава.

Оцените статью