«Ведь не цветок я придорожный, чтобы так грубо растоптать». Грустная судьба Людмилы Марченко

Судьба Людмилы Марченко может служить печальным сюжетом хоть для романа, хоть для кинофильма. Милая, прелестная, беззащитная, с широко распахнутыми в мир глазами, с невероятной красотой. Какой-то даже не совсем русской красотой. Её называли русской Вивьен Ли, русской Одри Хепбёрн.

Людмила Марченко, одна из самых необычных, трагически-загадочных и притягательных актрис советского кино, на рубеже 50-60-х годов прошлого столетия стала ярчайшим украшением нашего кинематографа.

Её стали снимать режиссёры ещё студенткой первого курса. Будучи студенткой ВГИКа Людмила Марченко снялась в девяти кинофильмах, во всём самом лучшем, что ей было отпущено судьбой, а после получения диплома снималась намного реже.

Звёздные роли юной Людмилы Марченко до сих пор волнуют сердца зрителей. И фильмы все были очень удачные: «Добровольцы», «Белые ночи», «До будущей весны», «Мой старший брат», «Отчий дом», «Без страха и упрёка». Начиная с 1963 года ролей стало мало…

В нашей распрекрасной прессе муссируется слух, что карьеру актрисы погубил Иван Пырьев. Ивана Александровича Пырьева часто рисуют в образе Черномора, Кощея Бессмертного, который не пропускал ни одной юбки, и принимал юных любовниц на завтрак, обед и ужин вместо еды.

Но когда начинаешь более детально изучать факты всемогущества директора Мосфильма, то понимаешь, что перекрыть кислород полностью он вряд ли кому мог. Да и все любовные похождения «похотливого старца» в целом многократно преувеличены. Равно как и его мстительность.

Обидно, что при этом совсем забывается как И. Пырьев открыл для игрового кино Э. Рязанова, А. Алова и В. Наумова, пробил дорогу А. Зархи и фактически спас кинокарьеру Л. Гайдая.

Трудно сказать почему людей так возбуждают разного рода любовно-сексуальные сплетни. Миф куда дороже правды. Романы неистощимого озабоченного старца Пырьева как и любовные похождения Григория Распутина, а потом Лаврентия Берии, часто рисуются в каком-то жутко-гипертрофированном виде.

Если бы Берия прочитал в жёлтой прессе о своём гареме с наложницами в подвале на ул. Качалова, и о своей любвеобильности, то он бы в гробу перевернулся.

Людмилу Марченко Пырьев действительно страстно любил. Выбил ей квартиру в элитном актёрском доме у м. Аэропорт. Он неоднократно делал ей предложение, даже к родителям приезжал просить её руки. Но девушка и родители отвергли эти предложения, глубоко ранив его мужские чувства.

Но то что Пырьев вытащил Марченко из глубокой депрессии после её тяжёлого романа с Олегом Стриженовым, после того как она сделал от него аборт и лишилась материнства, уж никто и не вспоминает. Красивому Стриженову шалить и пускать судьбы под откос было можно. Он был герой своего поколения. Пырьев же почему-то в представлениях народа — упырь и Иудушка Головлёв.

Кстати самому Пырьеву увлечение Марченко стоило серьёзной выволочки. Его вызывали в ЦК КПСС и жестоко отчитали за аморальное поведение.

Интересно, что после колоссального успеха «Белых ночей», где Марченко сыграла Настеньку, актриса едет сниматься в фильм «До будущей весны». Можно только представить себе какие тяжелые чувства переживала девятнадцатилетняя девушка в работе над ролью Веры Николаевны, когда она только что лишённая материнства, играет юную брошенную мать и всё время в кадре с маленьким ребёнком на руках.

Кстати про отца ребёнка в фильме её героиня всем говорит, что он умер. Хотя отец ребёнка их просто бросил. Ну просто явь своей жизни сыграла актриса.

В реальной же жизни Людмила в 1961 году вышла замуж за однокурсника Владимира Вербенко. Но этот брак продлился недолго. Ревность молодого супруга зашкаливала. А роковой стала для юной звезды любовь к геологу Валентину Березину. Вначале это был красивый роман с песнями под гитару, долгими ночными гуляниями по Москве, но потом началось недоброе.

Людмила уезжала на съёмки, а Валентин уезжал в тайгу. Их нечастные встречи в Москве часто превращались в серьёзные разборки. Одна из таких разборок окончилась для Людмилы Марченко трагически. Валентин Березин жестоко избил свою любимую, нанеся ей тяжелые телесные повреждения и сильно изуродовал лицо.

Марченко тогда покрыла своего любимого. Сказала всем, и родным и на киностудии, что пострадала в ДТП. Даже уголовного дела не завели. Она продолжала с ним после этого жить ещё несколько лет и окончательно оставила его лишь после того как у Березина начался роман с другой женщиной.

Подаренная Пырьевым квартира не принесла счастья актрисе. После ухода Березина, Людмила начала сильно выпивать, собирая в квартире весёлый народ на лихие пьянки-гулянки. Тогда появился в её жизни Виталий Войтенко, администратор Москонцерта. Он смог на семь лет внести гармонию в её жизнь.

А в 1975 году актриса встретила художника Сергея Соколова, с которым прожила 21 год в законном браке, и уход которого из жизни в 1996 году, актриса не пережила. Да и все эти последние годы жизни Людмила Марченко жила довольно затворнически.

Даже если учесть, что Пырьев стал злым гением актрисы, то с 1964 года, сильно пропесоченный в прессе, он уже не являлся преградой для молодой Марченко. Здесь уже Людмила Марченко может винить только себя. Безумно жаль, что так сложилась её карьера. Да и вся жизнь.

Да, в десятке картин она всё-таки снялась после своего звёздного периода. Но это были маленькие роли в которых часто её и не узнавали. Мало кто успевал разглядеть знаменитую Марченко в «Служебном романе» в крохотном эпизоде одной из гостей у Ю. Самохвалова, или в картине «О бедном гусаре замолвите слово», того же Рязанова, где она играет крохотную рольку актрисы провинциального театра.

Была попытка перезагрузить карьеру актрисы у Е. Матвеева. Он снял Марченко в своей версии «Цыгана», где она играет его жену Галину. Но старый фильм «Цыган» как-то не удался, и мало кому запомнился. А после съёмок фильма с М. Волонтиром про него вообще забыли. Небольшую роль играет Людмила Марченко в фильме «Стряпуха». Даже песню там поёт. Причём странно.

Строчки песни — «Ведь не цветок я придорожный чтобы так грубо растоптать» — поёт сама, а потом за неё поёт профессиональная певица Л. Лазарева. Впрочем это ничто по сравнению с тем тенорочком, которым там поёт Высоцкий, к тому же почему-то перекрашенный блондином.

Пожалуй последним появлением Людмилы Марченко на экране стало её участие в документальном фильме «Воспоминание о звездном билете» в 1991 году. Фильм повествовал о съёмках фильма «Мой старший брат» 1962 года. Больно было смотреть на пятидесятилетнюю актрису от прежней сияющей красоты которой уже мало что осталось.

Невыносимо жаль, что так страшно, бессердечно и жестоко сплелась судьба этой прекрасной актрисы. Но была в её судьбе словно чистая капля дождя — юношеская любовь к однокласснику Валерию. Последний любил Людмилу до конца дней своих. Ждал, надеялся, помогал чем мог. Даже когда Валерий, в будущем боевой офицер, полковник, женился и стал отцом двоих детей, он продолжал любить Людмилу.

И после её смерти поставил ей добротный памятник вместо маленького крестика на Ваганькове. Иной раз кажется, что не выбери красавица Людмила ВГИК, то могла бы получиться крепкая, счастливая пара с детьми и внуками и своим домом.

Судьбы наших актрис часто вот такие ломанные-переломанные. Принося нам зрителям радость и счастье, они часто приносят в жертву свою жизнь. И аэропортовские дома, где живёт автор, помнят немало тяжелых актёрских и писательских судеб.

Оцените статью
«Ведь не цветок я придорожный, чтобы так грубо растоптать». Грустная судьба Людмилы Марченко
Ростислав Плятт: малоизвестные мгновения судьбы великого актера