Почему «третья блондинка СССР» ушла из жизни в забвении и нужде: Взлет и падение звезды кино 1940-х Валентины Серовой

В военные годы она была одной из самых знаменитых актрис, ее называли «третьей блондинкой СССР» – после Любови Орловой и Марины Ладыниной. Фамилию Серова она получила от первого мужа, легендарного летчика-испытателя Анатолия Серова. На протяжении долгих лет она оставалась музой и женой знаменитого поэта и драматурга Константина Симонова, за ней ухаживал маршал Рокоссовский. А в конце 1950-х ее жизнь пошла под откос.

Последние 20 лет стали временем унижений, безработицы и предательств. Что погубило одну из самых красивых советских актрис, и почему ее уход остался незамеченным – далее в обзоре.

Любовь к театру ей передалась от матери – провинциальной актрисы Клавдии Половиковой. Вскоре после рождения дочери ее брак с инженером-гидрологом распался, и она переехала из Харькова в Москву. В 8 лет Валентина впервые вышла на сцену вместе со своей матерью в постановке Малого театра, и с тех пор ее не оставляли мечты об актерской профессии.

Это желание было таким сильным, что в 14 лет она бросила школу и решила поступать в Центральный техникум театрального искусства. Туда принимали только с 16 лет, и Валя подправила дату в свидетельстве о рождении, добавив себе 2 года.

Яркий старт

Уже через год ее приняли в Театр рабочей молодежи (сейчас – «Ленком»), где одаренной красавице-дебютантке сразу начали доверять крупные роли. В середине 1930-х гг. она начала сниматься в кино, правда, поначалу безуспешно: то эпизод с ее участием вырезали, то отправили на полку фильм с формулировкой «грубейшие отклонения от стиля социалистического реализма».

А вот в конце 1930-х гг. ее имя прогремело на весь Союз, когда актриса сыграла главную роль в фильме «Девушка с характером». С тех пор начался ее стремительный взлет.

В титрах она упоминалась уже как Валентина Серова – за год до этого актриса вышла замуж за героя гражданской войны в Испании, Героя Советского Союза, прославленного летчика-испытателя Анатолия Серова. Уже на 3-й день после знакомства он сделал ей предложение, а на 9-й они расписались. Их счастье продлилось недолго: ровно через год, в день их свадьбы, 11 мая, Анатолий разбился во время тренировочного полета. Еще через 4 месяца, 11 сентября 1939 г., актриса родила сына и назвала его в честь отца.

Ее актерская карьера продолжала набирать обороты. В 1940 г. она исполнила главную роль в фильме «Весенний поток», в 1941 г. ей досталась главная роль в фильме «Сердца четырех». На премьеры с ее участием возле кинотеатров выстраивались длинные очереди, ее сравнивали с Орловой и Ладыниной и называли в числе самых красивых и популярных советских актрис.

Муза самого известного поэта военного времени

Конечно, у нее всегда было огромное количество поклонников. В 1940 г. среди них появился поэт и драматург Константин Симонов. Он ходил на все ее спектакли, поджидал возле служебного входа, передавал записки с просьбами о встрече. Его близкие говорили, что именно эта любовь сделала его поэтом, о котором вскоре заговорила вся страна. Серова провожала его на фронт, куда он отправился в качестве военного корреспондента.

А через несколько месяцев Симонов опубликовал посвященное ей стихотворение «Жди меня, и я вернусь», которое стало настоящим гимном военного поколения. В 1942 г. он выпустил поэтический сборник «С тобой и без тебя» и посвятил его актрисе. Эти стихи знали наизусть миллионы. Их переписывали от руки и отправляли на фронт.

Позже поэт рассказывал: «Самые разные люди десятки раз при свете керосиновой коптилки или ручного фонаря переписывали на клочке бумаги стихотворение «Жди меня», которое, как мне раньше казалось, я написал только для одного человека». В 1943 г. Серова и Симонов расписались, и в том же году она сыграла главную роль в фильме по мотивам его произведений «Жди меня». К их паре было приковано внимание всей страны – в военные годы Симонов был самым известным поэтом, а Серова – одной из самых популярных актрис.

Многие считали, что чувства актрисы не были такими же сильными, как любовь поэта. Не раз появлялись слухи о ее романах, и один из них получил широкую огласку. Серова часто выступала в госпиталях с концертами, и однажды ее попросили исполнить программу лишь для одного зрителя в отдельной палате. Как оказалось, это был военачальник Константин Рокоссовский. После ее выступления они проговорили несколько часов, и сразу после возвращения домой актриса заявила мужу о том, что влюбилась.

Многие считали, что чувства актрисы не были такими же сильными, как любовь поэта. Не раз появлялись слухи о ее романах, и один из них получил широкую огласку. Серова часто выступала в госпиталях с концертами, и однажды ее попросили исполнить программу лишь для одного зрителя в отдельной палате. Как оказалось, это был военачальник Константин Рокоссовский. После ее выступления они проговорили несколько часов, и сразу после возвращения домой актриса заявила мужу о том, что влюбилась.

Их отношения не были идиллическими. Симонов не смог найти общий язык с ее сыном от первого брака, и настоял на том, чтобы отправить Анатолия к родственникам. Роман Серовой с Рокоссовским усугубил ситуацию. Долго он не продлился – ходили слухи, что маршалу настоятельно «порекомендовали» порвать с актрисой. После этого Валентина впала в отчаяние и начала выпивать.

На краю пропасти

1946-й стал годом ее триумфа и началом конца. За роль жены главного героя в фильме «Глинка» Серова была удостоена Сталинской премии и получила звание заслуженной артистки РСФСР. Казалось бы, у нее было все, о чем только можно было мечтать: дом – полная чаша, главные роли в кино, всесоюзная слава, знаменитый муж. Но за этим нарядным фасадом уже намечалась будущая драма.

Ее подруга Инна Макарова вспоминала: «1946 год еще больше упрочил ее славу и положение среди первых советских звезд… Летом она побывала с Симоновым в Париже. У нее есть дом в Переделкине и роскошная квартира на улице Горького, где жизнь поставлена на широкую ногу – две домработницы, серебристый трофейный «Виллис» с открытым верхом, который она водит сама, шумные застолья, которые собирают «всю Москву»…

Но оба они слишком заметные и яркие люди, чтобы оставаться в тени. Говорят, что он влюблен в нее уже не так, как прежде. Говорят, что у нее были романы и он об этом знает…».

В 1950 г. у них родилась дочь Маша, а спустя 7 лет они развелись. С тех самых пор в жизни Серовой началась черная полоса. Привычка забывать о проблемах с помощью вина переросла в серьезную зависимость. Роли в кино предлагать перестали. В последние 20 лет жизни она снялась всего в 5 фильмах, и то, зрители вряд ли обратили внимание на эти роли.

Дальше были только безработица, нужда, предательства и полное забвение. Все, кто раньше собирался в ее гостеприимном доме, о ней не вспоминали. Сын от первого брака в молодости попал в колонию, а после освобождения тоже начал сильно пить и ушел из жизни в возрасте 36 лет. Дочь Машу забрала на воспитание бабушка. Актриса осталась совсем одна.

Ее больше никто не узнавал – она рано постарела, и в ее чертах уже невозможно было узнать звезду экрана 1940-х гг. Чтобы выжить, она продавала одежду и мебель. От нее отвернулись все, кто мог бы протянуть руку помощи. Через полгода после того, как не стало сына, ушла из жизни и сама Валентина Серова. На тот момент ей было всего 56 лет.

Был ли это несчастный случай – до сих пор загадка. По официальной версии, актриса в нетрезвом состоянии оступилась, упала и ударилась. В ее квартире часто собирались маргинальные гости, которые вместе с ней выпивали. Был ли кто-то из них в тот момент рядом и не нанес ли ей удар, неизвестно. Ее уход остался для широкой публики незамеченным – только в одной газете опубликовали небольшую заметку.

Оцените статью
Почему «третья блондинка СССР» ушла из жизни в забвении и нужде: Взлет и падение звезды кино 1940-х Валентины Серовой
Владимир Трещалов: как актёр, сыгравший атамана Лютого в «Неуловимых мстителях», сломал свою карьеру