Грех младшей сестры

— Подушку носит под платьем, сестрицын позор прячет, — шептались молоденькие горничные в великолепном доме князя Василия Владимировича Долгорукого.

— Сама примечала, как сестрица хозяйская глазки долу опускает при виде братца княжеского, Юрия Владимировича. А корсеты бросила, широкое носит! Срамота…

— Цыц! Умолкните, — «шикнула» на девиц старшая над челядью. — В дальнюю деревню захотелось? Гусей давно не пасли? Работы нет у вас, сейчас найду! Да и то сказать, неужто ж у вас сердца нет, бессовестные? Барыня добрая, а уж ее сестрицу так жалко, так жалко…

Сплетня, будто младшая сестра княгини Варвары Александровны Долгоруковой, урожденной Бутурлиной, ослепительная красавица и гордячка Екатерина Бутурлина влюблена в брата мужа сестры, ходила давно. Шептались о нежном обращении, тайных свиданиях, а кто-то даже считал, что пара тайно обвенчана. А теперь, вот, Агриппина явственно видела у хозяйки подушку под платьем.

— А чего же Екатерина Александровна с Юрием Владимировичем не объявят о свадьбе? Зажили бы своим домом, деток бы законных рожали. Богатые же, им все можно…

— Все, да не совсем, — был ответ «знающих» людей. — Не венчают их! Грех! Сестрица сестрице дорожку заступила, а братец братцу счастье перебил. Во как!

Род Долгоруких, ведущих свою линию от Рюрика, был одним из самых знатных и заслуженных в России. Сыновья генерал-лейтенанта Владимира Петровича, Василий и Юрий, как и отец, избрали военную стезю, храбро сражались в Семилетней войне.

Старший из братьев, Василий, женился в 1763 году на девятнадцатилетней графине Варваре Александровне Бутурлиной. Брак двух знатных фамилий был не только прагматичным союзом равных, умножающих свое влияние и состояние. Василий Владимирович женился по любви. Современник писал: «Брак сей почитали в свете примерным, ибо редко где соединяются столь совершенная гармония и столь значительное имение».

Только одно печалило и угнетало супругов: Бог не посылал им дитя. Много лет молились о даровании чуда, по монастырям ездили, у икон поклоны били, на церковь щедро жаловали — ничего. И тут, заметили в свете — у княгини Варвары обозначился живот. Чудо, не иначе, вымолили, выстрадали Долгоруковы продолжение рода.

И только вездесущие служанки знали, что у чуда другое название. Подушка под платьем княгини скрывала тайну. Не ее. Сестры и брата ее супруга. И дитя получит чужое отчество.

Летом 1766 года на изящной «карусели» — светской забаве, сменившей рыцарские турниры, — юная Екатерина Александровна Бутурлина, младшая сестра Варвары, девушка привлекательная, живая и веселая, впервые появилась при дворе — «вышла в свет».

Почти сразу же внимание Екатерины привлек молодой статный князь Юрий Долгоруков. И до этого они видели друг друга, но Юрий на девочку внимания не обращал — мала, да и Екатерине не до женихов было, куклы ее больше привлекали. А тут… выросла девушка, и между молодыми людьми вспыхнуло чувство.

Роман развивался стремительно, но на пути встала непреодолимая преграда. По церковным правилам того времени, поскольку старший брат Юрия был женат на родной сестре Екатерины, их союз считался близкородственным и недопустимым. Когда влюбленные обратились за разрешением на венчание, им был дан суровый ответ:

— Вы родственники, обвенчать вас невозможно, поскольку брак ваш будет кровосмесительным и богопротивным.

— Что это? Как можно? — Екатерина рыдала на плече у старшей сестры. — Как может быть наша любовь грехом? Ведь князь Юрий не брат мне, а я ему не сестра, что же будет?

Церковные каноны грозили разрушить прекрасную пару. Но любовь, как часто бывает, оказалась сильнее предрассудков и запретов. После восьми лет терзаний и отчаяния, в 1774 году, Екатерина и Юрий тайно обвенчались вопреки всем правилам. Нашелся священник, согласившийся закрыть глаза на некоторые факты.

Естественно, для светских и духовных властей брачный союз должен был оставаться тайной. Если бы о нем узнали, последовал бы развод и строгое наказание. В XVIII веке Юрия ждала бы суровая епитимья, а Екатерину — монастырская келья.

Да, все отмечали, что Катенька Бутурлина женихам отказывает. Цокали языками: «Экая гордячка, так кавалерами разбрасываться. Отказала еще одному! Дождется, женихи сами от нее нос воротить начнут, останется старой девой».

Да, переборчивость Екатерины связывали с незажившей раной от запретных чувств к брату мужа сестры, но никто не мог даже предположить, что рана давно затянулась, а Екатерина уже давнехонько как замужняя дама.

От любви, как известно, бывают дети. То, чего судьба не дала старшей сестре, щедро было отсыпано младшей. Впервые поняв, что она в интересном положении, Екатерина впала в отчаяние: это был позор, пойдут слухи, их имя будет покрыто позором. Родителей сестер уже не было на свете: бывший фаворит цесаревны Елизаветы Петровны Александр Бутурлин скончался в 1767 году, матушка — в 1772-м. Екатерина была под опекой мужа своей супруги и жила с Долгоруковыми под одной крышей.

— Успокойся, сестра, — сказала Варвара заплаканной младшей. — Сохраним твой секрет.

Так и созрел план: беременность изображала Варвара, лишенная судьбой радостей материнства, рожала в муках сестра, тщательно скрывавшая свое положение от света. Отчество младенцу дал муж Варвары — стала родившаяся девочка Еленой Владимировной.

А потом случилась еще одна беременность — близнецы народились. Мальчика назвали Василием в честь «официального» отца, а девочку «незамужней» Екатерины — Варварой, в честь сестры, имитировавшей беременность. Первая дочь не пережила младенчества, а Васенька и Варенька жили.

В свете все были уверены, что у княжеской четы появилось долгожданное потомство, поздравляли, приводили в пример отчаявшимся:

— Молись, и будет у тебя дитя! Варвара Александровна Долгорукова более десятка лет ждала, а теперь — счастье какое! И сын, и дочка сразу!

Но Екатерина и Юрий страдали от двойственности ситуации. Они любили своих детей, но могли быть для всех только их родными дядюшкой и тётушкой.

Все изменила череда утрат. В 1782 году скоропостижно скончался князь Василий, а через два года, не вынеся горя, отошла в мир иной и его преданная супруга. Ситуация стала критической: двое малолетних «сирот» при живых отце и матери должны были отойти под опеку чужих людей, так как бессемейный человек, да еще и в относительно молодом возрасте, опекуном племянников быть не мог.

— Я не перенесу, если их увезут! — рыдала Екатерина Александровна.

Князь Юрий Владимирович решился на отчаянный шаг. В 1785 году он явился с повинной к императрице Екатерине Великой. Пал перед ней на колени и во всем признался.

— Это дети мои родные, — сказал князь. — С женой моей мы обвенчаны тайно. А братец мой и супруга его, ныне покойные, бесплодны были. Сердце кровью обливается, — умолял он, — как подумаю, что дети мои в чужих людях будут жить!

Государыня была, на удивление, милосердна к сердечным делам (сама грешна и много). Императрица проявила высочайшую милость: брак был признан законным, а дети — князьями Долгоруковыми с правом на подлинное отчество, титул и наследство. Существует любопытная подробность: наследникам разрешили носить фамилию «Долгоруковы».

Семья зажила открыто. Екатерина Александровна, оправдавшись перед церковью и обществом, стала законной княгиней Долгоруковой. При коронации Павла Первого в 1797 году ее пожаловали в статс-дамы и наградили орденом Святой Екатерины. Говорили, она сохраняла красоту и живой нрав до зрелых лет, хотя ее строптивый характер порой служил причиной придворных ссор.

Их сын, Василий Юрьевич, пошел по военной стезе, став генерал-адъютантом. О нем говорили: «Регалии не преуменьшают его человеческие качества; душевная теплота, острый ум и начитанность его только приумножаются». Прославился Василий Юрьевич как герой турецкой кампании 1806–1812 годов. Он скончался от горячки в 1810 году, женат не был, наследников не оставил.

Дочь, Варвара Юрьевна, вышла замуж за князя Горчакова, но брак был неудачным. Пережив мужа и дочь, она, по слухам, вела жизнь бурную и расточительную, скончавшись в 1828 году.

Княгиня Екатерина Александровна умерла в 1811 году. Ее муж Юрий Владимирович пережил всех — жену, детей, внучку. Будучи в ясном уме, он встретил 90-летие, унесла его холера в 1830-м. А удивительная история любви, долга и семейной тайны осталась.

Оцените статью
Грех младшей сестры
«Разрыв отношений с матерью»