Алла Назимова: девочка из Ялты, ставшая звездой в Голливуде

Ее судьба удивительна: на родине, в России Станиславский отказался признать ее талант, а в Голливуде она стала одной одной из ярчайших звезд немого кино с баснословными заработками.

Будущая звезда родилась в Ялте в семье фармацевта в 1879 году и при рождении получила имя Мириам Аделаида Левентон. Малышка была очень хорошенькой и мать называла ее Адель, Алла. Когда девочке было девять лет, ее родители развелись. Алла осталась жить с отцом.

Аллу вместе с сестрой и братом отец отправил под Цюрих к своему знакомому. Разлученная с матерью, девочка очень страдала. Доверчивостью ребенка воспользовался умственно отсталый сын хозяина дома и совратил Аллу. Психологическая травма наложит отпечаток на дальнейшую жизнь Аллы, которая окажется полна громких скандалов…

В 1889 году десятилетняя Алла вернулась в Россию. К тому времени отец женился вторично и ему было не до старших детей. Алла продолжила обучение в гимназии и начала брать уроки игры на скрипке. Свой первый гонорар — шоколадные конфеты за выступление на Рождественском вечере девочка принесла отцу. Яков Левентон вышвырнул коробку конфет в окно.

Отца не радовали способности и увлечения дочери, он не мог допустить и мысли об актерской карьере для Аллы. Алла продолжала мечтала о сцене. После одного из выступлений Яков так толкнул дочь, что сломал ей руку. Ей пришлось оставить занятия скрипкой, и всю последующую жизнь после выступлений она впадала в депрессию…

В пятнадцать лет Аллу отдали учиться в католический пансион в Одессе: «Вот вам новая ученица, знакомьтесь — Аделаида Левентон. Предупреждаю, девочка из рук вон плоха. Возни вам будет достаточно с нею. Своевольна, груба, драчлива и непослушна…» Вырвавшаяся на свободу из-под тяжелой отцовской руки, девушка грубила учителям, передразнивала их и верховодила одноклассницами.

Окончив гимназию, Алла объявила отцу о желании стать актрисой. Отец пришел в бешенство: профессию артистки он считал постыдной для представительницы добропорядочной и зажиточной еврейской семьи. Яков Левентон запретил позорить фамилию.

Поэтому дочь выбрала себе псевдоним по фамилии героини своей любимой книги писателя Александра Яблоновского «Дети улицы» Надежды Назимовой и стала Аллой Назимовой. Девушка отправилась покорять Москву. Ей удалось поступить в музыкально-драматическое училище под руководством самого Немировича-Данченко.

Тот пришел в ужас от ее характерного южного говора, но учиться все-таки взял. Начались занятия и Алла впервые за много лет была абсолютно счастлива. Вскоре неожиданно умер отец. Наследство было распределено между детьми. Жених сестры уговорил Аллу и ее брата Володю сделать его распорядителем по завещанию. Деньги он тут же пустил в дело, и для наследников они оказались фактически потерянными. Алла осталась без средств к существованию.

Переехав в дешевые «меблирашки», она некоторое время она подрабатывала уборкой в богатых домах и даже пыталась торговать своим телом. Но вскоре она нашла богатого покровителя: он снял для Аллы приличное жилье и давал ей кое-какие деньги.

Назимову приняли в школу при Московском художественном театре. Она начала выходить на сцену, пока правда, в массовке, и верила в свой талант и счастливую звезду. Нет, «кушать подано!» — это не ее путь.

В театре у Аллы завязался новый роман — с актером МХТа и сорежиссером Станиславского Александром Саниным. Роман продолжался недолго — Алла, за два сезона устав от роли статистки, решила попробовать свои силы в провинции. Немирович дал ей рекомендацию в театр Бобруйска. В МХТе ее не удерживали, деньги на дорогу, обустройство в новом городе и сценические костюмы она без зазрения совести взяла у своего любовника. Обиженный Санин послал ей вслед отчаянное письмо: «Нужен миллионер, чтобы содержать вас!»

В Бобруйске Алла пробыла недолго: маленький городок не отвечал ее амбициям. Единственное, что она успела сделать, — это выйти здесь замуж. Обидевшись на Санина за его письмо, Алла вызвала из Москвы своего давнего знакомого Сережу Головина, бедного студента и будущего актера, безнадежно в нее влюбленного. Назимова металась в тщетных поисках человека, который мог бы стать ее защитником и опорой.

Прямо на вокзале счастливый Головин предложил ей обвенчаться, и она не раздумывая ответила: «Да!». Но сразу после венчания Алла отправила жениха ночевать в гостиницу — одного.

Прослышав о готовящейся свадьбе, Санин тут же примчался в Бобруйск, но немного опоздал. Следующим же поездом он вернулся в Москву, где впал в глубокую депрессию и даже покушался на самоубийство. Позже он женился на Лике Мизиновой, которая когда-то была возлюбленной Чехова и послужившей прототипом Нины Заречной в «Чайке».

Брак Аллы и Сергея Головина оказался неудачным. Супруги вскоре стали жить порознь, хотя неизвестно, развелись ли они когда-нибудь официально. Алла вернулась в Москву. Судьбоносной для нее стала встреча с известным актером и импресарио Павлом Орленевым, близким товарищем Чехова и Горького. В его труппе она стала ведущей актрисой, а в 1904-1905 годах отправилась с ним на гастроли по Европе и Америке.

Она играла главные роли в «Братьях Карамазовых» и «Преступлении и наказании» Достоевского и с особенным успехом — в «Гедде Габлер» Генрика Ибсена, чья драматургия поразила ее еще во время учебы у Немировича.

Благодаря запоминающейся неординарной внешности, потрясающей пластике и таланту Алла стала популярна и узнаваема. Публика принимала ее восторженно.

С Орленевым отношения разладились из-за его пристрастия к спиртному. Премьеры гремели, залы рукоплескали, а гонорары тут же улетали в соседнем ресторане. Когда Павел напивался, что случалось довольно часто, он скандалил, бил Аллу, унижал… В труппе Алла выполняла всю работу: шила костюмы, заведовала бутафорией и музыкальным сопровождением. Расставшись с Орленевым, Алла осталась в Америке одна и с головой погрузилась в работу.

Мы уже никогда не узнаем, была ли Назимова в самом деле замечательной актрисой или американцев, театр которых был косным и провинциальным, подкупил ее новый европейский стиль. Но факт остается фактом — критика объявила ее «новой королевой трагедии».

Вскоре Фроман учредил фонд в помощь русским. Участниками фонда стали не только бизнесмены-иммигранты, но и миллиардеры Джон Пирпонт Морган (Джи Пи), Эндрю Карнеги, сестра президента Теодора Рузвельта. Удачно прошли гастроли труппы в Чикаго и Бостоне.

С 1916 года 37-летняя Назимова начала работать в кино и быстро сделала головокружительную карьеру. Кинокомпания MGM предложила актрисе гонорар в 13 тысяч долларов в неделю — на 3 тысячи больше, чем получала Мэри Пикфорд, — и право самостоятельно выбирать режиссера, сценарий и партнера для фильмов.

За короткий срок снялась в ряде фильмов, имевших крупный кассовый успех («Невесты войны», 1916; «Чудесное явление», 1918; «Игрушки судьбы», 1918; «Дама с камелиями», 1921 и другие). Алла пользовалась покровительством всемогущего кинопродюсера Льюиса Селзника. С личной жизнью тоже все складывалось: Алла жила с актером Чарльзом Бриантом, ее неизменным партнером по фильмам.

На пике славы в 1919 году Алла Назимова поселилась на бульваре Сансет в собственном роскошном особняке. Он обошелся ей в громадную по тем временам сумму 65 тысяч долларов. В рейтинге ведущих американских актеров, по версии журнала «Photoplay», Назимова занимала четвертое место.

Дом был окружен зарослями экзотических деревьев и растений, получивших название Сад Аллы (The Garden of Allah). Здесь же находился плавательный бассейн в форме Черного моря с ночной подсветкой. Актриса коллекционировала субтропические растения, напоминавшие ей о родном Крыме.

С 1917 по 1922 годы постоянными гостями Сада Аллы были актеры Дуглас Фербенкс, Гарольд Лдойд, Дороти и Лилиан Гиш, Бастер Китон, Фатти Арбакль, Глория Свенсон, Бебе Даниелс, Джекки Куган, писатели Скотт Фитцджеральд, Руперт Хьюджес, Элинор Глин, композиторы Леопольд Стоковски, Сергей Рахманинов, режиссеры Орсон Уэллс, Рекс Инграм и другие.

Укрывшись от посторонних глаз, мировые знаменитости могли устраивать вечеринки с купанием в бассейне, свободно употреблять запрещенный алкоголь и не заботиться о соблюдении приличий.

В 1921 году Назимова оказалась замешана в нескольких скандальных историях, которые обсуждалась бульварной прессой, и снискала славу одной из самых эпатажных женщин начала столетия. Алла снималась в фильме «Дама с камелиями» вместе с кумиром публики Рудольфо Валентино.

Первая жена Валентино — Джин Акер некоторое время являлась любовницей Назимовой. Этот брак, продлившийся чуть более суток насмешил Голливуд.

На съемочной площадке «Дамы с камелиями» присутствовала художник по костюмам и начинающая киноактриса Наташа Рамбова.

По утверждению биографа Э.Лейдер, между Назимовой, Рудольфо Валентино и Наташей Рамбовой образовался любовный треугольник. Лишней стороной в нем оказалась Назимова, а Валентино сделал Рамбовой предложение.

В том же 1921 году состоялся громкий бракоразводный процесс Чарли Чаплина с его первой женой Милдред Харрис. Инициировав развод, Чаплин в суде обвинил бывшую супругу в интимной близости с Назимовой.

Чаплин упрекал Милдред в том, что ее жалкая душонка «была забита каким-то розовым тряпьем и всякой чепухой», а та и вовсе обвиняла супруга в «сексуальном садизме».

Примечательно, что на ориентацию Аллы указывали и другие богемные дамы: актрисы, жены ее приятелей…  Атмосфера загадочности, полунамеки, скандальные слухи, — у Назимовой еще при жизни была легендарная слава. Репутация Аллы была испорчена, а возраст неумолимо приближался к 40.

Брак с Чарльзом Бриантом продлился двенадцать лет и закончился весьма плачевно: муж практически обобрал ее, потребовав компенсацию за провал фильма «Кукольный дом», снятого на деньги Назимовой.

В середине 1920-х благосостояние Назимовой заметно пошатнулось. Ряд ее фильмов провалился в прокате. В 1925 году компания MGM отказалась возобновить с ней контракт. Назимова попыталась превратить свой особняк в доходный гостиничный комплекс, однако, стала жертвой аферистов, которые скрылись с документами и деньгами.

В 1927 году Алла Назимова лишилась права собственности на недвижимость и поселилась в одной из квартир своего бывшего дома. В 1929 году к ней присоединилась старинная подруга и компаньонка Глеска Маршалл.

Назимова стала вести уединенный образ жизни, изредка принимая друзей. Среди них была и ее крестнница — молоденькая старлетка Нэнси Девис, дочь подруги Аллы — актрисы Эдит Лаккет, будущая первая леди Америки Нэнси Рейган. В 1936 году у Назимовой был диагностирован рак молочной железы и она перенесла операцию мастэктомии.

Назимова умерла 13 июля 1945 в больнице Доброго Самаритянина в Лос-Анджелесе от тромбоэмболии легочной артерии в возрасте 66 лет. Она похоронена на Лесном кладбище мемориального парка в Глендейле, штат Калифорния. Алла Назимова — первая русская актриса, удостоенная звезды на аллее славы Голливуда.

Только после смерти талант Аллы Назимовой наконец признали на родине и назвали ее первой российской актрисой, покорившей Голливуд, и легендой эпохи немого кино.

Оцените статью
Алла Назимова: девочка из Ялты, ставшая звездой в Голливуде
Четырёхлетняя султанша