Один из пиратов заглянул в трюм – там рядом с другими невольницами сидела очень красивая девочка с ясными выразительными глазами. Сейчас, вытерев слёзы и приведя себя в порядок, она и правда казалась очаровательной. Хмыкнув, пират подумал, что эту красотку точно нужно показать капитану. Он не ошибся – такой ценный трофей можно было преподнести даже сыну самого султана.
Именно так началась новая жизнь Нурбану-султан. Она сумела не только заявить о себе как личность, но и обрела власть, которой до неё не имела даже могущественная Хюррем-султан. Какой же была эта женщина? Как Нурбану покорила Селима? И как она достигла необыкновенного величия?

Прелестная венецианка
Происхождение Нурбану-султан и сегодня остаётся предметом споров учёных. Исторические источники не дают конкретных сведений, а некоторые данные и вовсе противоречивы.
Появилась на свет она в период с 1525 по 1530 год. Одни исследователи называют её венецианкой, другие – гречанкой, третьи – еврейкой. Но всё же большинство учёных склоняется к тому, что девочка была незаконнорожденным ребёнком знатной венецианки Виоланты Баффо. Девочку назвали не то Сесилией, не то Оливией.
Не исключено, что представители семейства Баффо старались дать ей хорошее образование, а с годами малышка могла бы превратиться в завидную венецианскую невесту. Но когда Сесилии исполнилось двенадцать лет, жизнь её резко перевернулась, и обо всём, что было прежде, пришлось забыть.

В разгар очередной турецко-венецианской войны девочка оказалась в руках пиратов. Так вышло, что попала она на корабль под командованием легендарного Барбароссы Хайреддина-паши. Он, рассмотрев, какие живые трофеи оказались в его трюме, решил, что как раз Сесилию можно будет преподнести в качестве подарка Селиму, одному из сыновей султана Сулеймана и его жены Хюррем.
Есть предположение, что Нурбану (а такое имя она получила в Османской империи) была вместе со многими другими девушками представлена Хюррем-султан, и та из многих претенденток выбрала именно её в качестве наложницы для своего сына.
Вместе с Селимом
Впрочем, перед шехзаде Селимом юная Нурбану предстала, когда тому было 13-14 лет. Вряд ли на тот момент его больше всего интересовали обитательницы гарема. Но известно, что после получения должности санджак-бея в Конье Селим привёз с собой и Нурбану.
В дальнейшем, уже перебравшись вместе с шехзаде в Манису, девушка оставалась при нём. Как отмечали современники, уже тогда она начала приобретать заметное влияние при этом «малом дворе».
В 1546 году у пары родился сын Мурад, который на тот момент был единственным наследником Селима. Интересно, что шехзаде описывали как похотливого мужчину, но при этом ни одна из его наложниц, помимо Нурбану, не производила на свет детей. Выходит, что Селим действительно долгое время хранил верность этой женщине.

Придворные отмечали, что она выделялась среди прочих не только красотой, но и умом. Нурбану с удовольствием училась, узнавала всё новое и, несомненно, была очень интересным собеседником.
Шехзаде Селим имел немало пагубных пристрастий. Уже с подросткового возраста он начал злоупотреблять алкоголем, а со временем превратился в обыкновенного пьяницу. Нурбану понимала, что рядом с таким человеком должен находиться тот, кто сохраняет здравый и трезвый рассудок в любой ситуации.
И этой «опорой» была она. Кстати, в сериале «Великолепный век» Нурбану показана как противница Хюррем, с которой у неё происходили конфликты. На самом деле едва ли так могло быть. Нурбану и Селим находились в провинции, мало пересекались с султаном и его женой, а потому вряд ли у свекрови и невестки могла возникнуть почва для разногласий.
Борьба за власть
После смерти Хюррем-султан вспыхнула борьба между Селимом и его братом Баязидом. Султан Сулейман старался примирить сыновей, вот только его попытки желаемого результата не приносили. Тем временем Нурбану старалась всячески поддержать Селима.
Говорили, что она, пользуясь своим венецианским происхождением, даже принимала участие в переговорах с представителями Венеции, убеждая их поддержать Селима. Вот такая ситуация – султан был ещё жив, но его сыновья уже боролись за престол.

Сложно сказать, усилиями Нурбану или же благодаря поддержке большинства представителей знати, но Селим II в противостоянии с братом действительно смог одержать победу. В 1566 году именно он стал новым правителем Османской империи.
Как мать старшего (и пока единственного) наследника Нурбану стала во главе султанского гарема. Её влияние становилось всё большим. Венецианские посланники, бывавшие в Стамбуле, отмечали, что эта женщина очень любима правителем, который ценит её ум и здравомыслие.
Несмотря на успехи Нурбану, положение правящей династии было не слишком прочным. У правителя имелся лишь один наследник, Мурад. Но в случае его смерти существование всего правящего рода оказалось бы под угрозой.

В интересах династии
Не исключено, что сама Нурбану заставила султана обратить внимание на других наложниц. Селим обзавёлся ещё шестью сыновьями, но, несмотря на появление молодых красавиц в гареме, главенство всё равно принадлежало Нурбану.
Из наложницы эта женщина превратилась в соратника и друга, который всегда был рядом с султаном. Есть предположение, что султан даже сделал Нурбану своей законной женой, хотя некоторые историки оспаривают это мнение. Впрочем, писательница Нимет Арзык, не умаляя значимости Нурбану, считала, что к султану она относилась совсем не как к покровителю и единомышленнику:
«Для неё Падишах был дойной коровой. От него она получала, что хотела, Селим даже не понимал этого, потому что его кроме еды, выпивки и мечети больше ничего не интересовало».
Доля истины в этих словах действительно есть. Селим не интересовался государственными делами, которые находились в ведении великого визиря. Однако он не вмешался во внутренние дела дворца. Так, например, согласно традициям, Нурбану давно уже должна была отправиться вместе с сыном в провинцию, где Мурад был назначен санджак-беем.

Однако женщина пошла против давних правил. Она осталась вместе с Селимом и сделала это неспроста. Едва ли Нурбану руководствовалась любовью к султану, с которым желала всюду быть рядом. Нет, но она понимала, что при дворе находятся другие сыновья Селима. В случае его смерти ни один из них не должен был занять престол, который Нурбану берегла для своего сына.
Итак, оцените: с одной стороны, она смирилась с наличием у султана других наложниц и детей (что было в интересах государства и династии), с другой же – она всячески отстаивала интересы своего сына и понимала, что в решающий момент именно от неё зависит его будущее.
Всё ради сына
Нурбану не зря оставалась при дворе. Когда в декабре 1574 года Селим II умер, под страхом смерти женщина запретила слугам кому-либо сообщать об этом. Тело султана положили на лёд, чтобы оно не подвергалось разложению на протяжении нескольких дней. Нурбану требовалось, чтобы её сын Мурад добрался до столицы, и она смогла выиграть эти дни.
Когда Мурад III взошёл на престол, тут же поступил приказ убить всех его единокровных братьев, самому старшему из которых было всего 8 лет. Конечно, приказ этот был отдан новым султаном (и подобные расправы не были редкостью в Османской империи), но все понимали, что стоит за этим Нурбану, которая желала устранить всякого, кто мог стать конкурентом её сына.

При Мураде Нурбану получила титул валиде-султан. Многие историки сходятся в том, что в Османской империи она стала первой женщиной, официально носившей этот высокий титул. Если прежде Нурбану была достаточно влиятельной особой, то теперь её власть стала практически безграничной.
Итальянец Амброджо Контарини, бывавший в то время в османской столице, писал, что мнение Мурада основывалось исключительно на советах и рекомендациях его матери. Султан находился под абсолютным влиянием Нурбану.
Противостояние с наложницей
Авторитет Нурбану-султан едва не пошатнулся, когда в гареме её сына появилась наложница Сафие. И здесь валиде проявила себя как дальновидный и тонкий игрок. Понимая, что схватки с Сафие не избежать, она начала бороться с нею через своего сына.
Сначала валиде обвинила наложницу в ворожбе. Но потом, поняв, что на Мурада её слова не произвели должного эффекта, начала говорить о необходимости обзавестись большим количеством сыновей, чтобы не ставить под угрозу существование династии.
Это для султана стало куда более весомым аргументом. Таким хитрым способом валиде рассеяла внимание сына, который теперь был занят многими наложницами, но не одной Сафие.

Не стоит считать Нурбану-султан просто жестокой и властолюбивой дамой, которая шла к своей цели по телам. Многие годы она занималась благотворительностью, при ней в Османской империи появилась первая библиотека, созданная женщиной. Она поддерживала просветительскую деятельность, интересовалась искусством и наукой, при ней были построены мечети и хаммамы.
В 1583 году Нурбану-султан умерла. Поговаривали, что её отравил посол из Генуи, который был возмущён провенецианской политикой женщины. Мурад велел организовать роскошные похороны матери.
Нурбану была не просто похоронена с почестями, о каких прежде османским женщинам не приходилось даже мечтать. Впервые сам султан шёл за гробом, оплакивая усопшую. Погребена она была рядом с султаном, что тоже было невиданным делом. Как писал преемник Контарини:
«Смерть этой женщины расстроила одних, поскольку затрагивала их интересы, и обрадовала других… Тем не менее все в целом признают, что она была чрезвычайно доброй, смелой и эрудированной женщиной».






