Молодая королева была чиста, хотя прошло восемь лет со дня свадьбы. И ведь была красива! Спокойная и тихая, религиозная и очень скромная, она ни с кем не обсуждала свой брак. Но все и так понимали: ситуация очень непростая! Густав III не заходил в покои жены.
Впрочем, и другие дамы не могли похвастать его вниманием. И тогда к опытному царедворцу обратились с мольбой: «Научите его быть с женой!». Это было делом государственной важности.

Малышке был месяц, когда ее отец взошел на датский трон: король Фредерик V правил еще и в Норвегии. А когда Софии Магдалене исполнился год, она стала единственной наследницей трона – из-за преждевременной кончины старшего брата.
— Неужели Данией будет править женщина? – Говорил Фредерик V.
Но небеса сжалились над ним: еще два года спустя на свет появился мальчик. Теперь можно было смело выбирать жениха для Софии Магдалены, но с оговоркой – он не должен претендовать на Копенгаген! Никаких далеко идущих планов на датский трон!
В ту пору Дания постоянно конфликтовала с Швецией. У них было много спорных территорий, из-за которых возникали разногласия. Самым лучшим в этой ситуации было бы урегулировать вопросы с помощью брака… Вот поэтому пятилетнюю принцессу Софию Магдалену сосватали за шведского престолонаследника.
— Девочка должна жить у нас, — настаивала шведская сторона.
Но испуганная мать прижимала Софию Магдалену к себе.
— Она еще маленькая! – умоляла королева. – Пусть еще побудет дома!

…В 1751 году принцесса горячо оплакивала свою любимую матушку. Отец сразу пошел под венец снова, а Софию Магдалену и двух ее сестер моментально убрали с глаз долой – к бабушке. Девочкам надлежало изучать языки, литературу, музыку, танцы под присмотром родни. Дома их никто особенно не ждал, ведь там воцарилась мачеха.
— Она очень музыкальна! – восхищался французский учитель принцесс, Пьер Лоран.
Изящная голубоглазая блондинка, какой была София Магдалена, не подозревала, какие политические интриги плетутся вокруг нее. Шведская сторона решила аннулировать давнюю помолвку, а, чтобы Дания не почувствовала себя ущербной, к делу подключили даже русскую императрицу Екатерину II. Вдруг у нее найдется какой-нибудь родственник, чтобы взять в жены отвергнутую датчанку?
Но неожиданно точку в этом вопросе поставил шведский Густав, тот самый, который с самого начала был помолвлен с принцессой. Он заявил, что дал слово. Что не отступится от него. Пусть София Магдалена приезжает немедленно!
1 октября 1766 года в Копенгагене состоялась свадьба по доверенности. Двадцатилетняя принцесса выходила замуж за собственного брата, который представлял жениха. Затем прогремели торжества, а потом девушку посадили на корабль, загруженный приданым. И молодая принцесса отправилась в Швецию.

Он ждал ее с нетерпением. Когда София Магдалена подплывала к порту, грянули скрипки! Говорили, что играли полторы сотни скрипачей – такова была прихоть принца Густава. Девушка сходила по трапу под чарующую музыку и была очарована сама. Она верила, что идет навстречу собственному счастью.
Сходя на берег, она наступила на ногу принцу. Он поморщился и что-то пробормотал. Потом звякнула струна – у кого-то из скрипачей произошла поломка в инструменте.
— Нехорошие знаки, — прошептал Густав.
И все же 4 ноября 1766 года сыграли свадьбу.
Девушка изумительно танцевала. Она была красива, грациозна, обладала превосходными манерами… Но она не умела шутить и хохотать над чужими остротами. Держалась отстраненно, выглядела испуганной. Густав пребывал в досаде: это не та! Он хотел видеть подле себя веселую красавицу…
Он не пришел к ней в ту ночь.
И на следующую тоже.
Молодая кронпринцесса держалась с достоинством. Была покладиста, очень великодушна и никому не жаловалась. Она даже плакала тихо, в подушку. Муж не замечал ее!
Однажды Густава буквально впихнули в покои Софии Магдалены – это сделали по приказу его матери. Сбитый с толку, разгневанный, он… расстелил на полу одеяло и захрапел. И ничего больше.
— Он не любит жену, — шептались в Стокгольме, — он просто не любит женщин!

Никто не понимал принца. Да, девушка скованная и не слишком разговорчива. Но она прелестна! У нее фарфоровое личико, тонкая талия, такие изящные ладони… А как грустно она смотрела!
Вскоре пошли другие слухи: принц просто вообще не имеет никакого опыта.
«Научите его быть с женой», — попросили одного из царедворцев, Адольфа Мунка.
Первым делом для Густава нашли нескольких очаровательных и не обремененных стыдливостью фрейлин. Они использовали все свои чары… Увы! Все было напрасно. Потом внимание принца переключили на горничных и прачек, и в этом тоже не добились успеха. Мать принца винила во всем Софию Магдалену и требовала, чтобы девушку отослали прочь. Такого, дескать, еще не бывало, чтобы принцесса была настолько отвратительна мужу!
В 1771 году скончался свекор Софии-Магдалены. Теперь ее муж стал королем Густавом III. Разумеется, для продолжения династии требовались дети. Но откуда их взять?
Любопытно, что во Франции, практически в то же самое время, решали похожую проблему: король Людовик XVI никак не мог стать подлинным мужем для Марии-Антуанетты. Но в том случае потребовалось небольшое вмешательство ланцета… А в Швеции проблема была в другом: в голове!
Оказалось, что новоявленный король в очень юном возрасте был запуган одной из своих нянь. Что она так демонстративно вела себя, что у мальчика осталась травма: ему неприятно видеть женщину без покровов. Тогда Софии Магдалене велели сделать следующее: пусть она придет к мужу сама.
И не надо никаких рубашек. Справятся без них. Оденется королева полностью! Нужен напор, решимость, какие в характере королевы отсутствовали… Но Софии Магдалене пришлось вести себя, не как обычно. Взять интциативу в свои руки. И это сработало: в 1778 году у пары родился первенец, а потом еще один сын.

Правда, ходили слухи – якобы, отец принцев — это тот самый Мунк. Что Густав III так ничему и не научился, поэтому пришлось его «заменять».
После рождения детей муж напрочь утратил интерес к жене. Да и она сочла свою миссию выполненной. Супруги жили порознь. Однажды мать Густава обвинила невестку в нарушении брачных обетов, и даже потребовала разбирательства в риксдаге, но София Магдалена с легкостью доказала, что это ложь. И свекрови даже пришлось извиниться перед ней!
Жизнь Густава III оборвалась нелепо – на маскараде. 29 марта 1792 года он получил ранение в Королевской опере и оправиться уже не смог. Его сына провозгласили королем Густавом IV, но он был слишком мал для правления, а еще некоторое время спустя – свергнут.
София Магдалена покинула этот мир в августе 1813 года. Трон Швеции заняла новая династия, пришедшая из Франции – Бернадоты. Но это уже другая история!
Так что все усилия оказались напрасными…






