Дозечка плакала навзрыд: ее выдавали замуж! И, ладно бы, за такого же карлика, так нет — за рыцаря, настоящего великана!
При дворе тоже были встревожены: сможет ли бедняжка пережить первую брачную ночь?

В 1525 году в семье не слишком знатных польских шляхтичей Острельских появилась на свет дочь. Малышка была очаровательна, если не считать непропорционально крупной головки.
При крещении ей дали имя Доротея. Вскоре родителям стало ясно, что их семью постигла нелегкая доля. Сверстницы Дозечки (так ласково звали девочку дома) быстро росли, становились стройными и высокими, а дочь Острельских оставалась почти такой же миниатюрной, как и в младенчестве.
Когда Дозечке исполнилось десять, и родителям, и соседям уже было очевидно: девочка — карлица, и вряд ли сильно изменится с годами.
В 1538 году отцу удалось определить тринадцатилетнюю Дозечку ко двору двенадцатилетней принцессы Катерины Ягеллонки, младшей дочери польского короля Сигизмунда I Старого и королевы Боны Сфорцы.
Катерина души не чаяла в своей придворной карлице. Умная, отзывчивая и жизнерадостная Дозечка полностью посвятила себя служению госпоже.
Двор принцессы включал шестнадцать фрейлин и четверых карликов — мужчин Мацека и Семенека, а также девиц Баску и Дозечку.
Доротею принцесса, по неизвестной причине, выделила из круга дворцовых карликов и причислила к «обычным» фрейлинам. Поэтому Дозечка чаще общалась с придворными красавицами, чем с Мацеком, Семенеком и Баской, которые в основном исполняли при дворе шутовские роли.
Катерину считали красивейшей из четырёх сестёр-Ягеллонок. Королю Сигизмунду I поступало множество предложений о браке для младшей дочери, однако затянувшиеся переговоры так ни к чему и не привели.
Шли годы, и Катерина почти потеряла надежду выйти замуж. Принцесса проводила время в окружении фрейлин и карликов, особенно с Дозечкой, которая лучше всех умела найти слова утешения и поддержать беседу.

1 апреля 1548 года умер 81-летний польский король Сигизмунд I Старый. Престол перешел к его сыну, Сигизмунду II Августу.
К тому времени Катерине исполнилось 23 года, а ее карлице Доротее — 24. Вскоре новому монарху поступило предложение от австрийского эрцгерцога Фердинанда II: тот просил руки сестры короля, Катерины Ягеллонки.
Сигизмунд Август, чей собственный брак с сестрой Фердинанда, Елизаветой Австрийской, оказался несчастливым (она скончалась от эпилепсии в июле 1545 года, не дожив и до 19 лет), отклонил предложение эрцгерцога.

Решение короля стало для Катерины, всей душой мечтавшей выйти за красавца-эрцгерцога, горьким разочарованием. Юная принцесса подумала: если ей не суждено обрести собственное счастье, почему бы не помочь устроить судьбу другого.
А верная карлица Дозечка как раз крутилась рядом…
Вскоре Доротея Острельская узнала, что госпожа подыскала ей жениха — рыцаря по имени Теодорих. Ко всеобщему удивлению, тот оказался не карликом, а настоящим великаном, превосходившим ростом и статью большинство мужчин.
Дозечка не посмела ослушаться воли принцессы, и осенью 1548 года стала женой «исполина». При дворе опасались, что брачная ночь может стоить хрупкой карлице жизни, но, к счастью, всё обошлось благополучно.
Однако уже год спустя Дозечка овдовела: Теодорих был убит разбойниками в литовской придорожной корчме.
В 1561 году, в разгар Ливонской войны, 31-летний русский царь Иван Грозный, недавно потерявший любимую супругу Анастасию Романовну, предложил Сигизмунду II Августу породниться. Иван желал взять в жены 35-летнюю Катерину Ягеллонку.
Сигизмунду Августу эта мысль пришлась по душе. Вскоре русский посланник прибыл ко двору, чтобы увидеть невесту. Боярин нашёл принцессу прекрасной, но доложил царю, что та всё время лила слёзы, наслышанная о жестоком нраве Ивана и страшась поездки «в Московию».

К счастью Катерины, русскому царю и её брату Сигизмунду не удалось прийти к соглашению, и брачные переговоры были свёрнуты.
Однако на сей раз Сигизмунд Август был полон решимости устроить судьбу сестры. Он обратился к шведскому королю Эрику XIV Ваза с предложением выдать Катерину за его сводного брата, герцога Юхана Финляндского.
Эрик не проявил особого энтузиазма, но разрешил Юхану встретиться с невестой. Герцог был очарован принцессой.
Тем временем и Эрик, и Сигизмунд Август уже не видели пользы в этом союзе: Польша и Швеция противостояли друг другу в Ливонской войне.
Юхан заявил, что женится на Катерине даже без одобрения брата. Помимо сердечной склонности, им двигал политический расчёт: герцог находился в оппозиции к Эрику и видел в союзе с польским королём выгодную поддержку. Немаловажным было и богатое итальянское наследство, полученное Катериной от матери, Боны Сфорцы.

В сентябре 1562 года Катерина в сопровождении свиты, включавшей и Доротею Острельскую, прибыла в Литву. Четвертого октября в Нижнем замке Вильнюса состоялось её бракосочетание с герцогом Юханом.
Эрик XIV так и не дал своего разрешения на этот союз, что привело к острому конфликту между королём и его сводным братом.
В 1563 году по приказу шведского монарха Катерина и Юхан были арестованы и заключены в замке Грипсхольм.
Катерина была разлучена со своей свитой. Ей оставили лишь карлицу Доротею Острельскую.
Так маленькая женщина добровольно разделила неволю со своей госпожой.
В 1564 году, уже в заточении, Катерина родила дочь — принцессу Изабеллу Ваза. Однако мрачный замок оказался гибельным местом для ребёнка: два года спустя Изабелла скончалась.
Мать тяжело переживала эту потерю. Доротея, как могла, старалась утешать герцогиню.
В Грипсхольме Дозечка, Катерина и Юхан провели четыре долгих года. Первоначально условия содержания были крайне суровы, но позднее Эрик смягчился и позволил узникам совершать прогулки в замковом саду. Карлица и герцогиня подолгу бродили по аллеям, смотрели на холодные воды озера Меларен и вели бесконечные беседы.

Всё это время Доротея Острельская активно переписывалась с Софией Ягеллонкой, сестрой Катерины и герцогиней Брауншвейг-Люнебургской. Карлица надеялась, что та поможет вызволить её госпожу из заточения.
Письма Доротеи раскрывают образ умной, волевой и отважной женщины, не лишённой колкости. Узнав в 1567 году о браке Эрика XIV с простолюдинкой Карин Монсдоттер, она написала Софии:
«Охватившее его безумие является следствием его злодеяний. Он и раньше был несколько не в своем уме, но теперь полностью лишился рассудка, на что повлияла его жена. Ваше высочество, должно быть, слышали, что он находил недостатки у всех: одна слишком бледная, другая слишком худая, третья слишком белая, четвертая до черноты, никто не был достаточно хорош. И, наконец, он выбрал для себя кого-то из своего Королевства, кто ранее занимался торговлей на рынке. Он еще не короновал ее, поскольку не знает, где он может найти корону, но она уже у него с ним в его покоях».
В 1568 году у Эрика XIV развилось тяжёлое психическое расстройство, лишившее его способности править. Братья Юхан и Карл воспользовались этим, свергли короля и заключили его с семьёй под стражу.
Новым правителем Швеции стал Юхан III, а Катерина Ягеллонка была провозглашена королевой-консортом.
Оказавшись при шведском дворе, Доротея не только сохранила, но и укрепила своё положение как доверенная фаворитка и наперсница Катерины. Её Величество прислушивалась к советам карлицы, неизменно выделяя Дозечку среди прочих придворных.
Карлица, часто выполнявшая роль доверенного информатора королевы, первой узнала о готовящемся побеге Эрика. Попытка была пресечена, а низложенный монарх с семьёй отправлен в замок Або в Финляндии. В награду за эту услугу король Юхан пожаловал Доротее Острельской дворец и обширные земельные владения.
В 1577 году придворная карлица Доротея Острельская, известная как Дозечка, серьёзно заболела. Королева Катерина самоотверженно ухаживала за любимицей, пригласив лучших лекарей. Увы, недуг оказался сильнее: зимой 1577 года маленькой женщины не стало. Ей был пятьдесят один год.
Так завершился путь женщины, чьё хрупкое тело вмещало душу необыкновенной силы, верности и любви.






