«Ты не сможешь», — рассмеялась красавица

Она не хотела замуж. Так и сказала напрямую: «Это не то, что мне интересно». А потом тонкие смоляные брови этой девушки стремительно взметнулись ко лбу, когда он предложил ей невероятное… «Ты не сможешь», — рассмеялась красавица. Девушка не верила в его силы, не понимала, кто перед нею. И как же она удивилась, когда молодой купец выложил перед ней россыпь великолепных бриллиантов.

В шестнадцать лет он остался совершенно один – однажды, когда вся семья была в сборе, в дом ворвались разбойники. Халит крепко спал, он почти ничего не видел и не слышал. А когда проснулся, то просто распахнул окно и побежал… Его спальня, по счастью, находилась на первом этаже.

Утром стало известно: из всей семьи купцов Янгузаровых спасся только Халит. Оплакав родных, он заявил, что покинет родной город навсегда. Он ненавидит эти места. Петропавловск для него — отныне чужой.

— Езжай в Москву, — советовали ему, — там можно быстрее освоиться.

Его ничто не держало. Дело, которым заправлял отец и братья, он передал управляющему. А сам – действительно! – подался в Москву. В конце девятнадцатого века это был по-настоящему купеческий город, где ценили смекалку, деловую сметку и желание работать с утра и до ночи.

Знакомых в этом новом месте было мало. Халит крутился, чтобы устроиться получше. Через кого-то он вышел на купца Бурнашева, который искал помощника в свою контору. Халит явился на полчаса раньше назначенного времени, что купцу очень понравилось. А потом, только мельком взглянув на расходные книги Бурнашева, указал пальцем на ошибки.

— А ты, парень, разбираешься в делах! – восхитился купец.

Он взял его на работу. Купец Бурнашев понятия не имел, что у него трудится не просто сообразительный парень, а наследник немалого состояния Янгузаровых. Что у того в Петропавловске есть дюжина домов, которые приносили ему хорошую прибыль…

Халит старался изо всех сил. Он был честен и трудолюбив. Он никогда не подводил своего нанимателя… А потом он увидел дочь Бурнашева и понял, что пропал.

Ее звали Гульсум. Она была стройной темноволосой красавицей с зелеными глазами. Как взглянула на Халита – у него душа ушла в пятки. Великолепная, восхитительная, и бесконечно далекая. Именно такая ему и нужна!

— Я хочу жениться. – однажды сказал Халит – Бурнашеву.

И тот усмехнулся. Разве можно было равнять этого парня и его наследницу-дочь? Но Халит считался хорошим работником, он неоднократно показал свою верность и свой ум… И тогда купец придумал: пусть Халит работает на него один год. Совершенно бесплатно, но также преданно. Выдержит? Тогда он подумает о браке.

Гульсум не собиралась замуж. Узнав, что поступило предложение от отцовского слуги, она расхохоталась. Это сильно обидело Халита, но сдаваться он не стал. И, как требовал отец девушки, проработал у него год, не получая ни копейки.

— Слово за моей дочерью. – сказал Бурнашев.

И девушка, вскинув тонкие брови, произнесла одно пожелание: пусть в Петропавловске ее окружает роскошь, к которой она привыкла. И Халит сразу согласился. Он построит великолепный дом для нее. «Ты не сможешь», — рассмеялась красавица. Но молодой человек отступать не стал. Пообещал, что сделает все — дом будет в «московском» стиле, большой, удобный как она хочет. Хватит ли денег у жениха? Хватит!

И Халит выложил перед девушкой бриллианты, какие достались ему от матери…

По заказу Гульсум в Петропавловске незамедлительно начались строительные работы. Архитектором, который спланировал особняк, был приглашенный итальянец. Ему пришлось заплатить в два раза больше, поскольку он не собирался забираться в такую даль… Однако щедрость Халита сыграла свою роль: в срок – не отступив ни на неделю – возник дом. И какой!

Это причудливое здание местные жители рассматривали кто с восторгом, кто – с удивлением, а кто с завистью. Надо же такому появиться! Его сразу назвали «дом невесты», поскольку было известно, что строился особняк на заказ. И что московская красавица потребовала от местного купца именно такого великолепия… За любовь приходилось платить! И горьким оказался вкус той любви…

Стены обивали тончайшим шелком, заказанным на мануфактурах во Франции. Китайские вазы и немецкие сервизы украшали выстроенный особняк. Там провели электричество и имелись душевые. В этом доме висели картины, купленные в Италии, стояли статуи…

У девушки больше не было аргументов для отказа. Да и отец грозно сдвинул брови: он обещал! Купеческое слово дорого стоит! И Халит выполнил абсолютно все… Красавица шла замуж, не особенно горя желанием уехать так далеко от Москвы. Но она была вынуждена подчиниться, да и Халит оказался не так прост. Они-то думали, что он всего лишь самоучка. Выскочка. А оказалось, что у него капиталы…

Гульсум переехала в Петропавловск и стала хозяйкой самого красивого дома в этом городе. В 1910 году у них с Халитом родился первенец, Шавкат. Потом на свет появились еще два сына – Асхат и Рифхат. Увы! Этих малышей мать едва успела прижать к сердцу, как пришлось их оплакать… И вот в 1918-м судьба даровала родителям еще одного младенца – Фуата.

Это было уже другое время. Тяжелое, бурное, революционное. Семье купца сказали, что, если он не уедет, однажды пустят к нему «красного петуха». Так что пришлось Халиту срочно бросать вещи в чемоданы, да бежать в Китай. Там и осело его семейство.

Гордая красавица, которая соглашалась только на московский особняк, была вынуждена подрабатывать… посудомойкой. Халиту пригодились когда-то полученные в детстве знания о том, как чинить обувь. Его слуга занимался этим ремеслом, а мальчик подсматривал. Теперь некогда богатейший купец Петропавловска и его знаменитая жена – какие приемы она давала в их роскошном доме! – были вынуждены жить, как бедняки.

Они пробыли в Китае не слишком долго. Там хватало таких эмигрантов… Кто-то рекомендовал семье перебраться в Париж, но у Халита не хватило бы денег на выезд семьи. Пришлось искать другие пути… Так и вышло, что они все попали в Ташкент. Что стало с родней Гульсум — неизвестно. Говорили, что ее семья успела уехать куда-то в Европу, но более точных сведений нет.

А Янгузаровы поселились в маленьком домике с земляным полом. От переживаний Халит как-то очень быстро сдал и покинул этот мир в 1943 году. Его вдова поклялась, что всем детям даст прекрасное образование:

Шавкат стал математиком, а потом профессором Ташкентского текстильного института. Фуат выучился на ботаника и работал доцентом в Ташкентском сельскохозяйственном институте. Были у Халита и его жены еще и дочери, которые стали врачами. Все дети создали семьи, у всех были потомки…

А дом купца… есть и теперь. Он так и называется «дом невесты». О нем ходит масса легенд! Одни уверяют, что купец разорился, когда построил этот особняк. Другие – что купец скончался вскоре, после свадьбы. У третьих есть иная версия – купец ждал-ждал свою невесту, а она не дожила до свадьбы.

Но есть свидетельства. И есть потомки Гульсум и Халита. Они-то и рассказали настоящую историю своего рода, которую я передала сейчас и вам.

Оцените статью
«Ты не сможешь», — рассмеялась красавица
Женщины особого назначения