Та самая, которую невзлюбила Раневская. Рязанов: «Ни одного трезвого дубля. А ты, Талызина, вообще монстр!»

«Слушай, уймись, потому что иначе на площадку не выйду!» — Барбара Брыльска не выдержала и перешла на крик.

Съемочная площадка «Иронии судьбы» превратилась в настоящее поле битвы. Валентина Талызина стояла напротив, сжав кулаки. Через мгновение полетела пощечина. Польская звезда и советская актриса сцепились так, что их с трудом разнимали.

А ведь именно голос Талызиной сделает Надю из «Иронии судьбы» такой, какой ее полюбили миллионы. Но между двумя женщинами пролегла пропасть, которую не смогли засыпать даже полвека.

Та самая, которую невзлюбила Раневская

Когда в 1958 году молодая выпускница ГИТИСа Валя Талызина переступила порог Театра имени Моссовета, она сразу почувствовала холод. В труппе блистали звезды первой величины: Фаина Раневская, Вера Марецкая, Любовь Орлова.

И вот среди этих небожителей появилась провинциалка из Омска, которая еще на первом курсе института старательно избавлялась от сибирского акцента.

Раневская не скрывала своего отношения. Она разговаривала по-французски с Варварой Сошальской и Владимиром Михайловым, демонстративно игнорируя Талызину. Молодая актриса чувствовала себя никчемной.

Однажды Фаина Георгиевна с присущей ей прямотой заявила, что девушка недостаточно красива для кино. Эти слова могли сломать кого угодно, но не Валентину.

Перелом наступил в спектакле «Дядюшкин сон» по Достоевскому. Талызиной досталась роль красавицы Зинаиды, а Раневская играла ее мать. На репетициях молодая актриса буквально каменела от страха перед великой Раневской. Но на генеральном прогоне что-то щелкнуло. Валентина так страстно и убедительно произнесла монолог Зинаиды, что режиссер Ирина Анисимова-Вульф ее похвалила, не обратив внимания на критическое замечание Раневской.

После этого отношения изменились. Позже Раневская призналась своей домработнице Маше: «Талызина лучше меня. Она умеет играть и характерные роли, и героинь«. Когда Валентина услышала эти слова от домработницы, она от радости отдала той полную сетку тепличных огурцов, за которыми почти два часа стояла в очереди.

К концу жизни Фаина Георгиевна часто приглашала Талызину в гости, но та старалась не навещать ее слишком часто: «Мне не хотелось, чтобы Раневская ко мне особенно привязалась. Потому что нельзя приручить человека, а потом его бросить«.

Роман, который закончился психушкой

1972 год. Съемки фильма «Иванов катер» по сценарию Бориса Васильева. Валентина замужем за художником Леонидом Непомнящим, растет маленькая дочка Ксения. Жизнь вроде бы налажена.

И тут на площадке появляется он — Юрий Орлов, украинский актер с пронзительными глазами, ставший известным после сериала «Тени исчезают в полдень».

Режиссер Марк Осепьян требовал от актеров полной отдачи: «Все должно быть по-настоящему, как в жизни!» По сюжету герои Талызиной и Орлова были влюбленными. И граница между игрой и реальностью растворилась. После постельной сцены в каюте катера между ними пробежала искра, которая разгорелась настоящим пламенем.

Роман длился шесть месяцев. Валентина потеряла голову. У Юрия были жена и маленький ребенок, но влюбленные не думали о последствиях. Когда съемки закончились, Орлов уехал сначала в Таллин, потом домой на Украину. А Талызина осталась перед выбором.

«У него была жена, маленький ребенок», — вспоминала потом актриса.

Она приняла мучительное решение — вернуться в семью, прекратить роман. Но когда призналась мужу в измене, выяснилась горькая правда: и у Леонида Непомнящего была связь на стороне.

Причем он расставаться с новой любовью не собирался. Через 12 лет брак окончательно распался.

А фильм «Иванов катер» положили на полку — слишком много в нем было сцен с выпивкой и обнаженной грудью Талызиной. Цензура посчитала картину недостаточно сильной для изображения трудовых будней советского человека. Только через 15 лет ленту разрешили, и Орлова вызвали на озвучание в Москву.

Приехал, озвучил, получил билет на самолет, его отвезли в аэропорт. И он исчез. Юрия нашли только через несколько дней — в психиатрической больнице. Выяснилось, что у актера наследственное психическое заболевание, которым страдал его отец.

Позже Талызина навещала бывшего возлюбленного в интернате вместе со съемочной группой. Большая любовь закончилась в палатах для душевнобольных.

Водка, Рязанов и гнев режиссера

«Как можно так относиться ко мне, к картине! Я сейчас вышел из монтажной и не смог выбрать ни один трезвый дубль. А ты, Талызина, вообще монстр!» Эльдар Рязанов был вне себя от ярости. На съемках «Зигзага удачи» актеры откровенно наплевательски относились к запретам.

Валентина подружилась с Георгием Бурковым и Евгением Евстигнеевым. Троица любила втайне от режиссера пропустить по рюмочке водки. Правда, «втайне» получалось плохо — последствия дружеских посиделок проявлялись на экране. Разозлившийся Рязанов даже грозился написать на всех жалобы в театры.

Но и без алкоголя Рязанов относился к Талызиной не слишком доброжелательно. Он постоянно на нее кричал, ему не нравилось все, что она делала.

Когда речь зашла об озвучивании «Иронии судьбы», режиссер вообще не хотел ее брать: «Она что, сама с собой будет разговаривать в кадре?» Ведь Талызина уже играла в фильме подругу Нади в очках и пушистой шапке.

Но редактор Нина Скуйбина и ассистент Лена Судакова не унимались: «Возьми Талызину!» Рязанов сдался с раздражением: «Ну, если твой голос подойдет к голосу Пугачевой, то пожалуйста, озвучивай!» Талызина попробовала — и все получилось. А Алла Пугачева спустя годы сказала в интервью: «Я спела в этой картине, потому что мой голос подошел к талызинскому«.

Несмотря на все конфликты, после «Зигзага удачи» Евстигнеев написал Талызиной на фотографии слова из роли: «Я, председатель месткома Иван Степанович, приветствую...»

Война с Брыльской: полвека ненависти

«За что тебе дали Госпремию? Я говорила, Пугачева пела, а наградили тебя!» — Талызина стояла посреди ресторана и кричала на Барбару Брыльскую, которая сидела с приятелями за столиком. По словам польской актрисы, Валентина была в подпитии.

Конфликт начался еще на съемках «Иронии судьбы». Талызина обиделась, что на роль учительницы русского языка взяли не советскую актрису, а полячку, которая даже без акцента говорить не может. «У Барбары грубый голос, почти бас. Она никак не тянула на Надю«, — не скрывала Валентина. А Брыльска невзлюбила Талызину за высокомерие и агрессию.

Однажды на съемках дело дошло до рукоприкладства. «Я даже била Брыльску на съемках«, — признавалась потом Талызина. «Пришлось ее успокоить. Валентина злобная такая была«, — вспоминала Брыльска.

После выхода фильма и получения Брыльской Государственной премии СССР ссоры разгорались с новой силой. Талызина считала, что половина успеха Брыльской — ее заслуга: «Без моего голоса её Надя была бы холодной«. Она публично заявляла, что Брыльска не заслуживает награды. В ответ польская актриса обвинила Талызину в алкогольной зависимости. Правда, позже принесла извинения.

Но мир был хрупким. Талызина продолжала при случае высказываться о Брыльской, а та не забывала обид. Спустя десятилетия, когда Валентине Илларионовне исполнилось 90 лет, актрисы заявили, что конфликт исчерпан. Но когда 21 июня 2025 года Талызиной не стало, Брыльска не нашла теплых слов: «Что я могу сказать? Ничего хорошего, потому что меня очень-очень она не любила. Даже в интервью по телевидению она сказала такое, что никогда не прощу ей«.

На вопрос, приедет ли она на похороны коллеги, Брыльска ответила отказом. Полвека конфликта оказались сильнее человеческого сочувствия.

Острый язык и репутация «трудной»

«Раневскую при жизни тоже мало кто любил, ее боялись, никто не хотел попасть ей на язык. Талызина тоже шутит точно, остро«, — говорили о ней коллеги. Многие в театре побаивались Валентину Илларионовну. Она не церемонилась с формулировками и могла сказать правду в лицо.

Дочь Ксения, ставшая актрисой, знала это по себе. После премьер она звонила матери, и Валентина Илларионовна спрашивала напрямую: «Ты хочешь похвалу услышать или правду?» Мать с дочерью иногда бурно выясняли отношения, бывали периоды непонимания. Но Ксения ценила эту материнскую честность — такое встретишь нечасто.

Многие называли характер Талызиной трудным, неуступчивым, настырным. Сама актриса на это пожимала плечами: характер или есть, или его нет. Ее закалило военное детство с эвакуацией, нищета послевоенных лет, когда печку топили раз в день и ела одну картошку.

Зато в критические моменты именно Талызина оказывалась тем человеком, который не пройдет мимо. На гастролях в США она спасла жизнь Борису Щербакову. Актер заперся в гримерке и долго не отзывался. Валентина подняла тревогу, вызвала службу спасения. Оказалось, у Щербакова прихватило сердце, и он потерял сознание. Врачи успели вовремя.

Одинокая звезда

После развода Талызина больше замуж не выходила. Были романы — с актером Леонидом Марковым, который предлагал ей замуж: «Мы перевернем с тобой весь театр!» Но Марков пил, и Валентина отказалась. Была история с топ-менеджером Владеком Дарманом, о которой судачили лет 15 назад. Но создать новую семью актриса так и не решилась.

«Мне многим пришлось пожертвовать ради моей профессии, — говорила Талызина. — Личную жизнь надо выстраивать. А я со своей профессией это сделать не могла«. Всю свою любовь она отдала внучке Анастасии, которая пошла по стопам бабушки и снялась в нескольких фильмах.

На восьмом десятке актриса по-прежнему была полна планов. Мечтала о новых гастролях, творческих вечерах, спектаклях. Критиковала современное кино: «Все сейчас сошли с ума из-за денег. Во главе всего теперь продюсер. А в советское время царь и бог был режиссер, поэтому и кино было такое замечательное«.

Последняя роль

Весной 2025 года Валентине Илларионовне стало хуже — сильная тошнота, боль в теле, которую становилось все труднее терпеть. Врачи поставили страшный диагноз: рак поджелудочной железы. Но даже болезнь не смогла сломить актрису.

Она получала лечение дома и продолжала работать, как будто ничего не изменилось. 16 июня, всего за пять дней до смерти, Валентина Илларионовна пришла на запись шоу «Секрет на миллион», где блистала, шутила и расставляла все точки над i в своих отношениях с коллегами.

21 июня 2025 года сердце Валентины Талызиной остановилось. Ей было 90 лет, из которых 67 лет она отдала родному Театру имени Моссовета. Именно там и прошло прощание с великой актрисой. Коллеги, поклонники, друзья пришли проводить ее в последний путь. Не пришла только Барбара Брыльска — так и не простила. Талызину похоронили на Ваганьковском кладбище.

«Выдающаяся актриса, звезда театра и кино, любимая миллионами зрителей Валентина Талызина всю жизнь посвятила служению искусству«, — написал театр в своем прощальном слове.

А голос Талызиной по-прежнему живет и звучит в «Иронии судьбы», которую показывают каждый Новый год. Миллионы людей слышат его и влюбляются в нежную, теплую, душевную Надю, даже не подозревая, какая буря страстей кипела за кадром между двумя актрисами.

Талызина создала образ, совершенно непохожий на нее саму — резкую, бескомпромиссную женщину с острым языком и твердым характером. Она умела быть совершенно разной: жесткой в жизни и невероятно трогательной на экране. И именно в этом был ее главный актерский дар, ее настоящий талант.

Оцените статью
Та самая, которую невзлюбила Раневская. Рязанов: «Ни одного трезвого дубля. А ты, Талызина, вообще монстр!»
Скупая Варенька