Блондинка с чёрной душой: как Стелла предала 3 тысячи человек

— Ты мне не мать, — сурово произнесла Ивонн, — уходи.

Стелла до последнего надеялась, что дочь поступит иначе. Она хотела рассказать, как все это началось, но Ивонн не желала ее слушать. Для нее мать была хуже врага. С такой нельзя было разговаривать, видеться… Ведь она годами предавала своих!

У девочки были светлые льняные волосы и ясные голубые глаза. Хорошенькая Стелла Ингрид ничем не выделялась среди множества таких же белокурых немок… Разница была в том, что маленькая фрейлен Гольдшлаг родилась в еврейской семье. Но такой билет она вытянула в генетической лотерее: никто не распознал бы ее настоящую национальность.

Она появилась на свет в Берлине в 1922 году. Отец – журналист, режиссер и композитор – трудился на трех работах, чтобы содержать жену и ребенка. Мать – певица Тони Лермер – успешно выступала. В те непростые для Германии годы многие жили трудно. После поражения в Первой мировой в обществе царило редкое уныние… Но, когда к власти начали рваться амбициозные силы национал-социалистов, это вселило надежду в миллионы немцев.

Им говорили, что они – нация победителей. Что за поражением обязательно последует победа. Что смиряться с текущем положением вещей – стыдно. Маленькая Стелла в ту пору ходила в школу и мало задумывалась о политике. Все изменилось, когда в 1933 году ей предложили сменить учебное заведение. Немецкая школа не хотела обучать у себя девочку «из такой семьи».

Частная школа доктора Гольдшмидта считалась лучшей в их среде. Стеллу единодушно признали первой красавицей учебного заведения и завистливо вздыхали, глядя ей вслед. Из такой хорошенькой девушки могла бы получиться актриса! Или певица, учитывая музыкальные способности ее родителей…

Но Стелла придумала для себя другой путь: она выучилась на модельера. Целыми днями она могла просиживать над эскизами, выбирая верную линию плеч, длину рукава… А потом строчила на машинке. Получались элегантные вещи, которые Стелла поначалу шила только для себя.

— Это из Парижа! – ахали подружки.

Но Стелла только усмехалась в ответ.

— Лучше бы тебе уехать, — однажды сказал отец, — мне не нравится, как идут дела. Нас все больше притесняют. Однажды это может плохо закончиться…

Но Стелла только повела плечами. Она была влюблена и не собиралась покидать Берлин. Ее избранника звали Манфредом Кюблером, он играл в оркестре и предложил Стелле руку и сердца в 1941-м году. Они поженились в ноябре.

Тех иудеев, что еще жили в Берлине, заставляли принудительно трудиться на немецких заводах. О карьере модельера Стелле пришлось забыть – их с Манфредом распределили на завод Эриха и Греца в районе Трептов. А потом, приходя на работу, Стелла начала замечать, что рядом с ней – сплошь посторонние лица. Куда пропала хохотушка Лили, с которой они обменивались шуточками в редкую свободную минуту? Где Нора, всегда одетая с иголочки?

Начались депортации, и об этом говорили со страхом. Многих арестовывали прямо на улицах. Для Стеллы оберегом служила ее необычная внешность. Ни единого раза на улицах Берлина ее не остановили для проверки документов… Но кольцо сужалось. О том, где живут ее соотечественники, было хорошо известно. Однажды, придя с завода, Стелла узнала, что арестованы мать и отец.

— Где они? – замирая от страха, спрашивала Стелла у соседей.

Но перед ней захлопывали двери. Немцы, хорошо знавшие ее практически с рождения, не желали говорить с ней. Но Стелла все-таки узнала, что родителей отправили в сборный пункт на Гроссе-Гамбургер-штрассе. Туда-то она и помчалась. А, едва переступив порог пункта и назвав свое имя… оказалась в том же положении арестованной.

Страх было сильнее всех чувств, которые она испытывала в тот момент. Что ее ждет? Что будет с родителями? Когда гауптшарфюрер Вальтер Добберке вызвал к себе эту необычную девушку, Стелла неожиданно для него предложила сделку. Ее родителей отпустят, а она поможет немецким властям. Выдаст тех, о ком знает. И это предложение было встречено благосклонно.

Она просила об одном – защитить родителей и мужа. Их, действительно, отпустили на свободу. Стелле выдали оружие, объяснили, когда его можно пускать в ход. Она должна была стать ловким агентом для немцев, и у нее это получалось… Стелла выясняла, где прячутся ее соотечественники и сразу шла в гестапо. Несколько раз она сама принимала участие в облавах. Что она чувствовала при этом? Трудно сказать. Но она была совершенно уверена, что этими поступками обеспечивает свободу родным.

Ее обманули, как и многих, кто оказался в том же положении. Мужа Стеллы отправили в Освенцим в 1943 году. Родителей – в феврале следующего, 1944-го, в Терезиенштадт. А потом в тот же Освенцим.

Был ли у нее выбор? Об этом до сих пор спорят историки. Стелла продолжила работать на немцев даже после казни своей семьи. В каком-то исступленном порыве она вдруг влюбилась в Хайно Мессля, с которым была прежде шапочно знакома, и даже забеременела от него… А он, узнав правду про Стеллу, сразу же порвал с ней.

Весной 1945 года она решила бежать из Берлина. В Либенвальде, в земле Бранденбурга, белокурая Стелла произвела на свет девочку. Она назвала ее Ивонн и спешно передала на воспитание другим людям. Ей надо было заметать следы.

Германия снова проиграла, теперь таких, как Стелла, разыскивали, чтобы вершить правосудие. Это не входило в планы «ложной арийки». И все же, несмотря на полученные поддельные документы, Стелла не сумела спрятаться. Ее узнали и выдали. В декабре 1945 года молодую женщину доставили в Берлин.

— Я действовала по принуждению, — сразу заявила она.

Но в Советской военной администрации, куда передали дело Стеллы, ей не поверили. По разным оценкам, Стелла выдала от шестисот до 6 тысяч человек. Обычно историки выбирают усредненную цифру в 3 тысячи. Удивительно, но приговор прозвучал не слишком сурово: десять лет. По окончании этого срока, Стелла вышла на свободу и принялась искать дочь.

Потребовалось время, чтобы найти Ивонн. А потом Стелла ждала счастливого воссоединения… Однако девушка, поджав губы, категорично заявила, что не желает видеть ее и знать. Что таким, как Стелла, вообще не место на земле. Что с ней поступили слишком мягко. Надежда когда-нибудь примириться с дочерью растаяла вовсе, после отъезда Ивонн в Иерусалим.

Стелла вышла замуж за такого же агента гестапо как она сама – за Рольфа Исааксона. Потом был брак с Фридрихом Шелленбергом, а после короткий неудачный союз с молодым таксистом. Он был моложе на двадцать лет и тянул деньги из Стеллы. Когда они расстались, женщина вышла замуж в пятый раз за берлинского кондуктора.

Бывший одноклассник Стеллы, Питер Уайден, в 1992 году написал о ней книгу «Стелла». По его собственным словам, он пытался разобраться в этой истории и сделать независимые выводы. Издание наделало много шума, и как раз этого Стелла не пережила: ее не стало в 1994 году. Есть разные версии о том, как это случилось. Но многие были уверены — совесть наконец-то пробудилась в ней…

Оцените статью
Блондинка с чёрной душой: как Стелла предала 3 тысячи человек
«Невозможно допустить ко двору женщину, у которой было три брака и дети от каждого» — Наполеон Бонапарт