«Летучий эскадрон»

Влюблённый мужчина не сдержан на язык. Эту истину Екатерина Медичи прекрасно усвоила, и окружила себя ослепительными помощницами. Числом до двухсот (в разное время), они должны были всё подмечать и обо всём докладывать королеве. Екатерина опасалась заговора, и относилась серьёзно даже к малейшему намёку на смену власти. А ещё фрейлины должны были направлять мысли аристократов в нужное королеве русло.

Занятно, но саму идею такого эскадрона Екатерине подсказал… её супруг, король Генрих II. Много лет он находился под влиянием Дианы де Пуатье, своей фаворитки. Государь делился с дамой сердца государственными тайнами, политическими замыслами и с её помощью распределял ключевые посты.

Наблюдательная Екатерина сделала вывод: фаворитка царствует не только в покоях. Она еще и воздействует на всю Францию! Так почему бы не обратить это себе во благо?

Обычно фрейлинами королевы становились незамужние женщины, но среди чаровниц Екатерины были и вдовы, и семейные дамы. Их отличала внешняя привлекательность, умение располагать к себе и определённая изобретательность. Глупышек не жаловали – что они смогут выяснить? Что же до нравов, то Двор шестнадцатого века в этом вопросе вообще «шагнул далеко вперёд».

Филипп Эрланже, исследователь династии Валуа, уверен, что с помощью фрейлин Екатерина всего лишь хотела влиять на своего мужа. Дескать, Диана де Пуатье уже в преклонных летах (она ведь была старше государя почти на 2 десятка лет), и король нуждается в более приятном окружении. Пеклась государыня, конечно же, не о муже.

Екатерина мечтала избавиться от ненавистной Дианы, а потому и начала подбирать ярких фрейлин. При жизни Генриха II их было около 80, а в правление Карла IX стало уже почти двести. Королева вошла во вкус: она поняла, что куртуазная дипломатия намного выгоднее любой другой.

Их называли «летучим эскадроном». В цветник Екатерины Медичи принимали не только француженок. Среди верных помощниц государыни была англичанка леди Флеминг, и итальянка Луиза Маррини.

У каждой красавицы «летучего эскадрона» была своя особенность: мадмуазель де Керневуа отлично пела, а де Вилькье считалась самой остроумной. Маргарита де Бертеш не отличалась умом, зато с легкостью запоминала даже единожды прочитанную записку. Таланты на все случаи жизни. И на любой вкус.

Это были настоящие шахматные фигуры королевы, которых она расставляла, как ей заблагорассудится. Луиза де Руэ настолько увлекла короля Наварры Антуана де Бурбона, что тот, по свидетельствам, поменял веру. А Изабелла де Линей сумела добиться расположения принца Конде, и через него выясняла для Екатерины Медичи планы гугенотской верхушки.

Одна из известнейших фрейлин королевы – Шарлотта де Сов, воспетая в романах Дюма. По замыслу Екатерины Медичи, эта дама должна была рассорить Генриха Наваррского и принца Франсуа Алансонского. Дело в том, что молодой король Наварры и младший сын королевы строили совместные далеко идущие планы, и их следовало развести в разные стороны. Шарлотта расточала любезности и Генриху, и принцу, но с задачей, в итоге, не справилась. Политика оказалась важнее чар. Королева разгневалась.

Фрейлины королевы еще и участвовали в театрализованных представлениях. Екатерина очень любила такие зрелища. Вот, например, как описывает Брантом подобный спектакль, посвященный отъезду Генриха Анжуйского в Польшу:

«В зале появилась высокая скала… На ней сидели шестнадцать прекрасных нимф, отождествлявших провинции Франции. Они читали, по очереди, стихи Ронсара, в которых воспевали новоявленного короля Польши. Потом они танцевали и были так восхитительны, что у любого перехватило бы дыхание…»

За верную службу «летучий эскадрон» получал щедрое вознаграждение и полное содержание. Королева сама отбирала ткани для платьев фрейлин и оплачивала их пошив, раздавала украшения и оплачивала косметические средства. К слову о средствах: их изготавливали по рецептам флорентийца Козимо Руджиери, которого Дюма вывел в романе «Королева Марго» под именем «флорентиец Рене».

Эскадрон повсюду сопровождал королеву, даже когда она отправлялась в путешествие по Франции. Екатерина также брала с собой медиков и гувернёров, виночерпиев и поваров. Образовывался целый «поезд» из карет, подлинный город на колёсах.

Перемещение из замка в замок в этом случае занимало много времени, но королева была спокойна: гораздо важнее не время или комфорт, а возможность в любой момент решить сложный вопрос. И в этом случае фрейлины эскадрона ей были просто необходимы.

Оцените статью
«Летучий эскадрон»
Ужас первой ночи