В 1970-х – 1980-х гг. ее называли одной из самых ярких, эффектных и красивых советских актрис. Однако ее красота не принесла ей счастья. Ее карьера сложилась успешно: она сыграла более 80 ролей в кино и десятки ролей на сцене МХТ, но в свои годы актриса жалеет о том, что посвятила профессии всю свою жизнь и совершила в молодости слишком много ошибок…
Французский шарм по-советски
Она стала актрисой во многом благодаря своей матери. Екатерина Мирошниченко сама мечтала о сцене, училась актерскому мастерству у А. Таирова, но после того, как ее первого мужа репрессировали, ей пришлось уйти из театральной студии, и ее актерская карьера завершилась, едва начавшись. Свои неосуществленные мечты она пыталась реализовать в жизни дочери. Когда ей исполнилось 6 лет, мать отдала ее в школу при училище им. Гнесиных, где Ирина училась играть на скрипке. Правда, она занималась там всего год. «Пожалели меня, забрали – слишком уж слаба я была, сил не хватало держать скрипочку», – объясняла она.
Их быт был очень тяжел: вернувшись после войны из эвакуации в Барнауле, где родилась Ирина, семья поселилась в 9-метровой комнатке в коммуналке – когда-то эта большая квартира принадлежала Екатерине и ее первому мужу, но после его ареста жилье уплотнили и превратили в коммуналку, оставив бывшей владелице всего одну комнату.
Жили впроголодь, питались картофельными очистками, но при этом мать Ирины сама держалась по-королевски и учила этому дочь. «Стройная, с потрясающей фигурой, с вьющимися, слегка надушенными волосами, она в любое время суток была прекрасно одета и одним только обликом своим убеждала нас, детей, в необходимости быть красивыми, вести себя достойно».
От матери Ирине достались не только артистизм, красота и невероятная женственность, но и фамилия: она была в девичестве Мирошниченко. В первом браке с военачальником Иваном Толпежниковым у нее родился сын Рудольф, но после того, как мужа арестовали и расстреляли, носить его фамилию было опасно. После этого она вышла замуж еще раз. Отцом Ирины стал партийный работник Петр Вайнштейн, но от него дочери досталось только отчество – с его фамилией артистке было бы намного сложнее добиться успеха в профессии, поэтому в начале своей карьеры она решила взять девичью фамилию матери.
Екатерина Мирошниченко мечтала о том, что дочь вырастет и однажды уедет в Париж, а потому настояла на том, чтобы Ирина учила французский язык. Впоследствии ей это очень пригодилось. «Скрипка осталась в воспоминаниях, а французский – на всю жизнь», – говорила позже актриса, которая благодаря матери с юности научилась себя преподносить. Актриса всегда одевалась с французским шиком и следила за трендами европейской моды, и часто зрительницы ходили на фильмы с ее участием с одной целью: посмотреть, что сейчас в моде.
Мирошниченко нередко отказывалась от услуг костюмеров и появлялась на съемочной площадке в нарядах из собственного гардероба. Так, в фильме «Вам и не снилось» она снималась в собственной шубе и кепи. Актриса всегда обладала хорошим вкусом, тонко чувствовала стиль и выглядела эффектно и элегантно. Именно поэтому ей часто доставались в кино роли иностранок.
Поющая актриса
Хотя Ирина не стала скрипачкой, с музыкой она не попрощалась. Еще в детские годы она мечтала стать не актрисой, а певицей, с тех самых пор, когда на семейных праздниках ставила стул посреди комнаты, забиралась на него и исполняла песню «Темная ночь». Ирина мечтала выступать на сцене, исполняя французские песни. Но когда однажды ее мечта сбылась, к сожалению, ее мать этого уже не увидела. Артистка вспоминала: «Мама уже тяжело болела и лежала в больнице. Я пришла к ней, как всегда, и сказала: «Мама, я сейчас готовлюсь к концерту и буду исполнять песню на французском фестивале, который пройдет на Красной площади». И я стала ей тихонько напевать «Comme toi»… Она заснула… А через три дня моей мамы не стало. А мое выступление должно было состояться на следующий день. Отменить уже ничего нельзя было. И я вышла со слезами на глазах и стала петь эту песню. Она была совсем о другом – о девочке, которую сожгли в печах немцы. Но я ее пела о своей маме…».
И хотя Ирина Мирошниченко все-таки стала актрисой, а не профессиональной певицей, она не оставила занятий вокалом. Ее дебют в качестве артистки эстрады состоялся в дуэте с Львом Лещенко, а впоследствии она в творческом тандеме с поэтом и композитором Андреем Никольским выпустила несколько музыкальных альбомов, а также подготовила сольный концерт к 850-летию Москвы «Коренная москвичка» и с этой программой объездила полстраны.
В старших классах Ирина начала заниматься в театральной студии и после окончания школы поступила в Школу-студию МХАТ. Еще во время учебы она дебютировала в кино. Хотя ей это грозило отчислением – участие студентов в съемках не приветствовалось, так как это мешало занятиям – отказаться от такого шанса Мирошниченко просто не могла. Ей посчастливилось сыграть свою первую кинороль в культовом фильме «Я шагаю по Москве», и хотя ее персонаж был второплановым, дебютантку заметили и режиссеры, и критики, и зрители. С этого и начался ее триумфальный путь в кино.
Самая большая ошибка
После этого Мирошниченко сыграла десятки ролей, самыми яркими из которых стали ее образы в фильмах «Андрей Рублев», «Дядя Ваня», «Миссия в Кабуле», «Вам и не снилось…», «Тайны мадам Вонг», «Не сошлись характерами», «Зимняя вишня». Профессия всегда оставалась для нее на первом плане, из-за чего актриса так и не построила крепкой семьи.
Со своим первым супругом, драматургом Михаилом Шатровым, актриса прожила 12 лет. О нем она всегда вспоминала с особенной теплотой и говорила: «Я была благодарна Михаилу, который способствовал моей актерской карьере. Он понимал, что для меня значат сцена и мир театра. Он не пытался посадить меня в «золотую клетку». От него Ирина Мирошниченко ушла к режиссеру Витаутасу Жалакявичюсу, но брак с ним не продлился и года. Ее отношения с актером Игорем Васильевым разрушились спустя 5 лет.
Одна из самых красивых советских актрис так не встретила мужчину, который бы стал ее надежной опорой на всю жизнь, и не обрела семейного счастья.
Она признавалась: «Как только я становлюсь свободной, я начинаю жить своей полноценной жизнью… Я стремилась к независимости – я ее добилась. Мне иногда бывает очень грустно, я думаю, что это ошибка. А ведь как хорошо зависеть от человека, который рядом с тобой, и на которого ты можешь опереться. Так что не бывает идеальных ситуаций, по крайней мере, в моей жизни. Может, эта ошибка во мне, в моем характере. Но, тем не менее, так она у меня складывалась, эта моя жизнь».
Однако самая большая ошибка, о которой актриса жалеет до сих пор, – это то, что ради своей актерской профессии она пожертвовала возможностью стать матерью. В первом браке у нее был такой шанс, но тогда она получила одну из первых крупных ролей и побоялась ее упустить.
А дальше карьера развивалась стремительно, важные роли шли одна за другой. «Я просто не могла себе позволить заниматься детьми! И теперь я понимаю, что это моя большая ошибка. Но в то же время знаю, что я не сделала бы так много, если бы воспитывала детей», – признается артистка. А потому 2018-й год в жизни Ирины Мирошниченко стал одним из самых тяжелых – не стало ее крестницы, которая была для бездетной актрисы самым близким и родным человеком.