Было далеко за полдень. Кэри продолжала беговую тренировку по лесной тропе, как вдруг услышала:
— Эй, милашка, не спеши ты так!
Внезапно у нее закружилась голова, подкосились ноги, а в горле застрял ком. Голос принадлежал одному из двух мужчин, внезапно появившихся на склоне. Оба были в грязной камуфляжной одежде.
Девчонка и правда была милашкой: светло-каштановые волосы заплетены в две косы, голубоглазая, в футболке и шортах, стремительная, с загорелыми стройными ногами и отточенными быстрыми движениями.
В воскресенье, 15 июля 1984 года, двадцатитрехлетняя Кэри Свенсон, совершала пробежку. Девушка жила в Биг-Скай, штат Монтана. Кэри родилась в 1961 году в семье Боба и Джанет Свенсон. Отец преподавал физику в университете, мать работала медсестрой. У Кэри была старшая сестра Джоана и младший брат Пол.
Родители были заядлыми путешественниками и приучили детей ходить в походы, бегать на лыжах, ставить палатки и ловить рыбу. Кэри была спортивной девочкой и успешно занималась биатлоном. Своей специальностью она выбрала микробиологию и поступила в университет. В 1980 году Свенсон была рекомендована в женскую сборную США по биатлону.
В начале 1984 года Кэри отправилась во Францию, в Шамони, на чемпионат мира по биатлону. В первой же гонке — на десять километров с тремя рубежами — Свенсон финишировала пятой, показав лучшую стрельбу и став лидером среди американок. Это был настоящий прорыв.
Безоговорочными лидерами соревнований считались советские и скандинавские спортсменки. Но Кэри продемонстрировала не только высокую скорость, но и меткую стрельбу. Она была счастлива и изумлена:
— Четыре русские девушки, а потом я!
В эстафете американская команда во многом благодаря Кэри получила бронзовую медаль, опередив финских спортсменок. Это была первая медаль сборной США по биатлону за всю историю.
Свенсон прочили большую карьеру в спорте, считая, что ей суждено стать величайшей биатлонисткой США, и она начала усиленно тренироваться. Монтана с ее горами, покрытыми снегом, как нельзя лучше подходила для этого.
Кэри уехала на лето в курортный комплекс Биг-Скай и устроилась на работу официанткой на туристическое ранчо. Ранчо «Одинокая гора», принадлежащее Бобу Шаапу, было расположено в живописном районе среди Скалистых гор. Выбор был не случайным: кроме заработка девушку привлекла возможность тренироваться — каждый день Кэри выходила на пробежку рядом с лесом.
Свенсон ежедневно занималась спортом: бегала, совершала пешие прогулки и каталась на роликах. Она хорошо знала все тропы и часто бегала со своим двадцатиоднолетним братом Полом. Утром 15 июля Кэри помогла накормить завтраком туристов и занялась приготовлением обеда.
Освободившись и перекусив, Кэри села в машину и направилась к озерам Улерис. Район считался безопасным и мисс Свенсон выбрала новый живописный маршрут. Проехав двенадцать километров, она вышла из машины и начала пробежку по незнакомой лесной тропе. День был жарким и солнечным.
Девушка пробежала примерно половину намеченного пути, поднялась на холм и растерялась. На холме, прямо перед ней, стояли двое вoоруженных бородатых мужчин в темной одежде с камуфляжным рисунком. Внутренний голос подсказал Кэри, что они могут быть опасны. Один из них окликнул ее.
Она хотела развернуться, но мужчина быстро направился к ней и перегородил путь, не давая пройти. От него пахнуло немытым телом и дымом костра. Стараясь сохранять самообладание, Кэри обратилась к незнакомцам с нейтральным вопросом:
— Подскажите, по этой тропе я попаду к озеру?
Тот, что постарше, больно схватил ее за запястья обеих рук. Свенсон закричала и попыталась вырваться, но ее свалил на землю удар по лицу. Незнакомец придавил Кэри своим телом и жарко зашептал:
— Милашка, а вот этого не советую… Веди себя тихо и мы не причиним тебе ничего плохого. Посмотрим, может тебе понравиться жить с нами? Мы заберем тебя в горы.
Кэри умоляла отпустить ее, но старший произнес:
— Дэн, дай-ка сюда веревку!
Зафиксировав руки Кэри, мужчины приказали ей идти вперед, держа ее на поводке. Присмотревшись, девушка начала понимать, что перед ней отец и сын: эти двое были очень похожи.
Ее похитителями оказались пятидесятитрехлетний Дон и девятнадцатилетний Дэн Николсы, живущие кочевниками в горах Монтаны. После развода с женой Дон забрал семилетнего сына и поселился в лесной глуши на долгие годы.
Отцу и сыну пришлось по нраву «выживание» в диких условиях. Дон принял решение разбить несколько лагерей в горах Монтаны. Это были хижины, землянки и пещеры, в которых можно было укрыться от снега и мороза. Они охотились на животных, не брезговали воровством и совершали набеги на одинокие ранчо и охотничьи домики, пополняя свои запасы консервами и другим провиантом.
Иногда Николсы останавливались в небольших городках штата и устраивались на временную работу в суровые зимние месяцы, а весной возвращались в горы. Все было бы ничего, но повзрослевший Дэн заскучал в папашином обществе.
Отец, считавший себя вне закона, решил похитить красивую и здоровую девушку для своего сына, которая станет ему женой и нарожает детей. Папаша Николс мечтал, что они с сыном станут родоначальниками собственного «горного племени».
Все получилось само собой. Заметив одинокую бегущую Кэри, они бросились к ней. Перепуганная девушка представлялась им легкой добычей и вскоре они направились с ней в свой лагерь.
…К вечеру на туристическом ранчо «Одинокая гора» управляющий Боб Шаап, коллеги Кэри и ее брат Пол забеспокоились. Всегда пунктуальная мисс Свенсон должна была вернуться к началу вечерней смены, но не появилась.
Боб позвонил в полицию и шерифу округа, а Пол Свенсон сообщил о пропаже сестры родителям, которые тут же выехали в Биг-Скай. Подруга Кэри, знавшая о ее маршруте, села за руль и отправилась искать Свенсон, но нашла пустую машину девушки. Ей пришлось вернуться на ранчо.
Двадцать добровольцев из работников ранчо отправились на поиски Кэри. Быстро стемнело, наступил поздний вечер. Полиция отложила поиски до наступления утра. Отчаявшийся отец девушки вместе с местным пилотом вертолета отправился на воздушную разведку, но поиски оказались тщетными.
К утру понедельника полиция начала поисковую операцию, предположив, что Кэри упала и получила травму во время пробежки. Многие из волонтеров, присоединившихся к пoлиции, были коллегами и друзьями Свенсон. Среди них были тридцатилетний Джим Швальбе и тридцатишестилетний Алан Гольдштейн.
Тем временем в лесу Кэри пыталась уговорить своих пoхитителей:
— Умоляю, отпустите меня. Я никому ничего не скажу!
Это вызвало насмешки отца:
— Брось, милашка! Через пару дней ты не захочешь сама уходить. Тебе понравится! Не упрямься.
А парень произнес:
— Ты красивая и останешься теперь со мной.
Лагерь был расположен на пустынном склоне горы, вдали от туристических маршрутов, и Кэри понимала, что шансы быстро обнаружить ее ничтожно малы. Вечером резко похолодало. Девушка была одета не погоде и ей разрешили завернуться в одеяло. Веревку на ее руках похитители заменили на цепь вокруг талии с замком и привязали к дереву.
Свенсон где-то в глубине души знала, что ее поиски начались. Поздно вечером внимание Кэри привлек удаляющийся шум вертолета. Она провела бессонную ночь: от страха она ни на секунду не закрыла глаза, наблюдала за своими спящими похитителями прислушивалась к уханью сов и скрипу старых сосен.
Где-то около половины восьмого утра Кэри услышала треск веток и торопливо приближающиеся к лагерю шаги. Это были Джим Швальбе и Алан Гольдштейн, добровольцы из поискового отряда. Они переговаривались и звали Кэри по имени. Девушка успела крикнуть:
— Не подходите! Эти двое вооружены.
Разбуженный Дон занервничал и приказал сыну:
— Заткни девчонку, Дэн!
Много лет подряд Кэри снилось то, что произошло дальше. Выcтрел, брызнувшая ей в лицо кpовь, внезапная острая бoль в груди. Алан с пистолетом бросился к ней на помощь, крича Николсам:
— Бросить oружие на землю! В данный момент вас окружают двести человек.
Раздался еще выстрел и Алан через секунду упал, смертельно раненный. Его сердце перестало биться. Джим Швальбе бросился за подмогой.
Николс-старший скомандовал сыну:
— Уходим!
Схватив свои вещи, запаниковавшие Николсы в спешке исчезли, оставив рaненую Кэри пoгибать в одиночестве. Девушка призвала на помощь благоразумие и спокойствие. Она залезла в спальный мешок, который ей удалось достать из рюкзака Алана Гольдштейна.
Свенсон задержала дыхание и попыталась расслабиться, медитируя и урежая свой пульс, как во время спортивных тренировок. Она вспомнила о своей биатлонной подготовке, где самым важным моментом является умение переходить от стремительного бега на лыжах к cтрельбе.
После сумасшедшей гонки спортсмен должен суметь замедлить частоту дыхания и сердцебиения, чтобы точно прицелится и попасть по мишени.
Рядом лежала рация, брошенная Аланом, но до ее было не дотянуться. Кэри ждала помощи и боролась с нарастающей слабостью и сном, рассасывая крохотные кусочки шоколадного батончика из рюкзака Гольдштейна. Там же она нашла холодный лимонад и смочила им губы.
Прошло четыре часа, прежде чем Кэри услышала звук вертолета. На нем прибыла помощь во главе со Швальбе. Спасатели погрузили ее на носилки и отправили в больницу, где она была срочно прооперирована. Врачи установили, что пуля попала Кэри в грудь чуть ниже ключицы и прошла навылет.
После операции Свенсон начала восстанавливаться. Через восемь дней Кэри была выписана. Все это время ее семья находилась рядом с ней. Произошедшее оставило отпечаток на всей дальнейшей ее жизни: Кэри стала бояться незнакомцев, ей было страшно входить за пределы квартиры. Спортсменка отчаянно боролась со своими страхами и поставила перед собой цель: восстановить прежнюю физическую форму.
Через четыре месяца она снова стала тренироваться, но в итоге не выдерживала и три четверти часа интенсивных тренировок. Девушка не общалась с прессой и напряженно следила за поисками Николсов.
Дону и Дэну Николсам, знавшим горную местность как свои пять пальцев, удавалось целых пять месяцев скрываться. Их нашли на юго-западе Монтаны в лагере возле каньона Беар-Трэп. Затянувшиеся поиски двух нелюдей почему-то были романтизированы прессой, восхищавшейся выживанием отца и сына в горах.
Преступники, казалось, даже были рады задержанию: они изрядно промерзли, оголодали и были утомлены из-за постоянных скитаний. Дона приговорили к восьмидесяти пяти годам тюрьмы, Дэна — к двадцати. Во время судебного заседания у здания суда торговцы предлагали футболки и фотографии с изображением Дона и Дэна, пока им власти не запретили это.
Николсы на суде утверждали, что не делали ничего плохого, когда предложили симпатичной девушке «просто прогуляться с ними». Что же касается yбийства Алана Гольдштейна, то Дон заявил, что это была вынужденная мера, самооборона.
Когда Дон получил право на условно-досрочное освобождение в 2012 году, Кэри Свенсон пришла в ярость.
«Вы называете Николсов горцами… Но они жили в горах лишь время от времени. Пищу они добывали браконьерством и воровством, врываясь в дома местных жителей и воруя припасы. Меня били по лицу, приковывали цепью, угрожали.
В меня стреляли. Эта рана в моей груди до сих пор причиняет мне боль. Моя спортивная карьера закончилась преждевременно», — написала Кэри властям штата. Дону Николсу было отказано в освобождении.
Дэн вышел из тюрьмы в 1991 году, отсидев всего шесть лет. В 2011 году ему были предъявлены обвинения в торговле запрещенными веществами и оружием. Дон освободился в апреле 2017 года, отсидев тридцать два года. Ему было восемьдесят пять лет и он прожил на свободе шесть лет. Дон Николс умер 17 июня 2023 года.
Несколько слов о том, как сложилась дальнейшая жизнь Кэри. Свенсон нашла в себе силы и вернулась к тренировкам. Она снова попала в сборную США по биатлону и участвовала в соревнованиях в 1986 году в Осло, Норвегия, где заняла четвертое место. В том же году она ушла из биатлона.
В 1987 году был снят фильм «Похищение Кэри Свенсон». В главной роли снялась актриса Трейси Поллан. Кэри Свенсон сейчас шестьдесят четыре года, она работает ветеринарным врачом. Она замужем, но тщательно оберегает свою личную жизнь от любопытных.
Кэри по-прежнему любит бывать на природе, несмотря на то, что страдает обсессивно-компульсивным расстройством: постоянно считает встречные машины и людей, подмечает расположение человеческих следов и их направление, боится незнакомых людей и терпеть не может прикосновений к запястьям.