Уходят актёры о которых можно и нужно говорить как о звёздах. Вот не стало и Зои Николаевны Зелинской, красивой женщины, талантливой актрисы, создавшей неувядающей образ пани Терезы из «Кабачка 13 стульев», много лет приходившей к нам на субботние посиделки.
Зоя Зелинская, пожалуй, редчайший случай актрисы, практически не снимавшейся в кино, и тем не менее известной широкому зрителю. Кабачок и телеверсии спектаклей театра Сатиры до сих пор живут в памяти телезрителей.
Кстати, если бы не Зоя Николаевна, то никакого «Кабачка» бы и не было. Её супруг, Георгий Васильевич Зелинский, работающий в Театре Сатиры первым замом главрежа и заведующим труппой, получил задание состряпать из разрозненных юмористических записок присланных в театр что-то вроде сценария для будущего спектакля. Но как он их не собирал, ничего у него не получалось.
В конце концов, обозвав эти юморески полной ерундой, он бросил их на стол, завалив другими бумагами. Но спустя время они попались на глаза Зое Зелинской. Она прочитав их, вцепилась в них мёртвой хваткой, и стала теребить мужа сделать из этого спектакль.
К своему напору она добавила не менее мощный напор Ольги Аросевой, которая в то время сидела без ролей в театре из-за конфликта с В. Плучеком, и которой этот материал тоже очень понравился. В результате две феерические женщины, не привыкшие отступать, смогли заставить Зелинского сценарно обработать материал.
Он написал первый сценарий для трёх артистов. К Аросевой (женщине с сумкой) и Зелинской (певице) добавился Спартак Мишулин (конферансье).
Когда В. Плучек забраковал эту постановку в театре, Георгий Зелинский стал пробивать её на телевидение, и удивительным образом легко сумел пристроить туда свеженаписанный материал. Довольно быстро там отсняли программу «Добрый вечер» с тремя участниками.
Программа получилась смешной. Никто тогда и подумать не мог, что получится настоящий сериал. Но опять же Зоя Зелинская, которая делала маникюр в «Метрополе» наткнулась на кипу журналов, где увидела множество историй которые можно перенести на экран. Тогда она пробежала по другим местам и скупила все переводные юмористические журналы на русском языке: румынские, югославские, гэдээровские, венгерские.
В них была масса анекдотов, миниатюр, комиксов, фельетонов и сценок. Она дала всё это прочитать мужу, и процесс пошёл. Вскоре из программы «Добрый вечер» народился «Кабачок 13 стульев». И родился бессмертный образ пани Терезы, с которым Зою Николаевну олицетворяли после всю оставшуюся жизнь.
Участие в этой суперпопулярной передаче для Зои Зелинской стало самым ярким творческим достижением жизни. Её выпускницу ГИТИСа взяли в Театр Сатиры ещё в 1954 году, где она сразу стала играть много ролей. Но в кино почему-то её не приглашали. Был разве что один эпизодик в «Карнавальной ночи» с её участием.
Много шуму наделала её роль в постановке пьесы Назыма Хикмета «Дамоклов меч», где актриса появлялась в роли дочери судьи почти раздетой, и публика могла наслаждаться красотой фигуры артистки. А фигура и красота у Зелинской были первостепенные.
Недаром она ещё будучи студенткой подрабатывала на показах в Доме моделей, и ей предлагали сделать карьеру профессиональной манекенщицы.
В Зою, которая в девичестве носила фамилию Ищук, влюблялись так часто, что она вскоре поняла, что ей необходимо выйти замуж, чтобы её не дёргали. Её избранником стал студент Георгий Зелинский. Свадьба состоялась когда она училась на втором курсе института.
А до этого у неё сорвалась свадьба с Никитой Курихиным, который стал после известным кинорежиссёром. Зоя буквально из под венца сбежала, когда узнала что её возлюбленный ей изменял, и что от него его пассия родила ребёнка.
Во время учёбы в ГИТИСе в неё был влюблён мастер курса Андрей Гончаров, который ей не давал проходу и настоятельно звал замуж. Вообще как вспоминала сама Зоя Николаевна, что в годы учёбы все мужчины даже не стремились заводить с ней романы, а сразу предлагали руку и сердце.
Очень трогательно актриса вспоминала о красивом романе с Валентином Гафтом. Это был даже не роман, а скорей душевная, человеческая близость на протяжении почти пяти лет.
С Георгием Зелинским актриса прожила почти двадцать лет. Они вместе трудились над «Кабачком», работали в одном театре. Но всё же расстались. Вскоре она сразу вышла замуж за Валерия Леднева, журналиста-международника и в 44 года отважилась родить от него сына Серёжу. Наплевав на положение актрисы, театр и плотную занятость в «Кабачке».
К сожалению, судьба отпустила влюблённым совсем немного времени, Валерий внезапно умер в 1987-м. Этот был страшный год и для неё и для театра. В марте внезапно умирает муж, потом умирает администратор театра, потом завлит театра, а потом наступает тяжёлое лето и уходят из жизни А. Папанов и А. Миронов.
Актриса после перестройки не потерялась и не увяла. Она продолжала активно работать в театре, и стала сниматься в кино и сериалах. Последние годы активно участвовала в постановках Центрального Дом актера им. А.А. Яблочкиной.
Зоя Николаевна в родном Театре Сатиры проработала 70 лет. Трудно перечислить все её знаменитые роли сыгранные на его сцене. Актриса была востребована до самых последний дней. В 2018 году вышла пьеса «Где мы?!…» Р. Овчинникова.
В пьесе играли четыре ветерана театра: Н. Защипина, З. Зелинская, А. Ширвиндт, Н. Селезнёва. В марте этого года не стало руководителя театра А. Ширвиндта, а через 44 дня, на 95-м году жизни покинула земной мир и Зоя Николаевна.
Зоя Николаевна Зелинская — актриса потрясающего таланта. В ней были бездна юмора, обаяния, огромное женское очарование. Настоящая женщина — это про нее. А голос! Те, кто не смог побывать в Театре Сатиры на её спектаклях, очень много потеряли.
Некоторые спектакли были запечатлены на плёнку, и это дает представление о масштабе таланта актрисы, но не передает и десятой, сотой доли восторга, творившегося в зале театра на спектаклях. Зрители выходили после спектакля окрыленные, омытые волной восхищения.
В созвездии «сатировцев» это был истинный бриллиант. Трудно передать словами те искры, те молнии, которые вспыхивали от неё на сцене.