Ее папой был любимый солист вождя – Никандр Ханаев. Певец Большого театра часто выступал в правительстве, был удостоен трех сталинских премий. Однако этот факт не сделал его дочь счастливой.
Все-таки для счастья и благополучной судьбы нужно нечто большее, чем связи родителей, деньги, признание зрителей.
***
Ханаева родилась 2 января 1921 года (по знаку Козерог) в городе Богородске (ныне Ногинск) Московской области. Отец Никандр Сергеевич — оперный певец, солист Большого театра, приехал в Москву из Рязанской области. Его жена, мама Жени, была обычной домохозяйкой.
Детство и юность девочки прошли в роскошной 5-комнатной квартире в Брюсовом переулке, куда переехали Ханаевы. Пока миллионы детишек новоиспеченной страны советов жили как придется, Женя не знала нужды ни в чем. В отчий дом были вхожи лучшие артисты Москвы, частенько приезжал коротать вечера даже сам Георгий Жуков.
В школу Женю возил личный водитель на автомобиле (потом она научится водить сама и будет обожать вождение, пока однажды ДТП косвенно не станет причиной ее смерти). При всем при этом девочка была скромной, закрытой, даже несколько зажатой.
В 1938 году Евгения стала студенткой юридического факультета МГУ. Отец даже в самом страшном сне не мог увидеть, что дражайшая дочь свяжет свою жизнь с актерством. Но Женя проявила своеволие: ушла из вуза и поступила в театральное училище им.Щепкина, а затем в Московское городское театральное училище.
В 1947 году Ханаева вошла в число первых выпускников Школы-студии МХАТ (училась у великих основателей, методы которых в итоге перенял весь мир). С первых дней актерской карьеры она слышала, что на главные роли девушка с подобной внешностью может не рассчитывать. Она и не рассчитывала.
Во время учебы Ханаева сошлась с другим представителем «сталинской золотой молодежи», сыном прославленного боксера Градополова – Константином. Градополов-пэр вовсю снимался в кино («Боксеры») и сын решил пойти по его стопам.
В немалой степени Ханаеву и Градополова сблизило чувство отчужденности, — педагоги и сокурсники относились к ним отчужденно, считая богатыми и боясь лишнее слово при них ляпнуть.
Кстати, Градополов в итоге тоже сделал отличную карьеру, заставил коллег себя уважать, да и по годам пережил свою первую любовь Евгению аж на 25 лет. Константин пронес чувство к Жене через всю жизнь. Много лет спустя он будет приходить на могилу Евгении, чтобы просто с ней поговорить…
Пять лет они встречались с Костей, и все пять лет Ханаева себя ощущала чуждой и несчастной. МХАТовцы – как однокурсники, так и преподаватели – упорно не желали ее принимать в свой кружок, относились с опаской. А она не оставляла свою мечту о сцене.
В этих обстоятельствах Ханаева решила уйти в тихую семейную жизнь, а там авось и с работой образуется. Мысль же поискать другой театр у нее даже не возникала, — МХАТ, только МХАТ. С Градополовым Евгения рассталась, а в новогоднюю ночь с 1950 на 1951 год познакомилась с будущим мужем — сыном главного бухгалтера МХАТа Анатолием Успенским.
Если с первой своей любовью она была несчастна потому, что ощущала себя с ним изгоями, то с Успенским все было иначе. Но и с ним счастья не было в итоге.
Родители, как с одной, так и с другой стороны, не одобрили выбор чад. Никандр Ханаев считал, что избранник дочери плебей, недостойный творческой семьи. Отец Анатолия утверждал, что сын мог бы выбрать невесту покрасивее.
Но Евгения ждала ребенка, и свадьбе выпало быть.
В 1953 Ханаева родила сына. Мальчика назвали Владимиром.
Ни шатко, ни валко Ханаева и Успенский прожили вместе 14 лет.
Репетируя Чеховскую «Чайку» с партнером по театру Львом Ивановым, Ханаева менялась на глазах и все это заметили. «Глаза засветились. Волосики заблестели. Засветилась вся», – говорила про неё актриса Ирина Мирошниченко.
А потом Евгения в один вечер просто бросила сына и мужа, ушла из семьи в холодную октябрьскую ночь. Сын обескураженно рассказывал об этом так: «А сделала это мама, ни с кем не попрощавшись. Меня дома не было. Следующая наша встреча произошла лишь через 17 лет…»
Любимым мужчиной Ханаевой был женатый актер Лев Иванов. Причем уходить из семьи он не собирался. Он метался между больной супругой и своей любовницей Евгений Ханаевой, его угнетала вся эта ситуация, но жену он так и не оставил. Умер спусти три года после смерти Ханаевой – говорят, искренне по ней тосковал.
Внезапно для всех, и наверное больше всего – для нее самой, уже на склоне лет ее настиг творческий успех. В 1976 году, когда Ханаевой было 55 лет, на экраны вышел фильм Владимира Меньшова «Розыгрыш».
И пошло-поехало! Что не роль, то попадание в десятку. «По семейным обстоятельствам» (1977), «Москва слезам не верит» (1979), «Старый Новый Год» (1980), «Блондинка за углом» (1984). Везде Ханаева на своем месте. Яркая, эксцентричная. Но уже… немолодая.
Все ее поздние интервью пронизаны ноткой печали. Такое впечатление, что она всю жизнь пыталась достичь чего-то такого эдакого, и в итоге же достигала, но все равно ей этого было мало.
В возрасте 60 лет Ханаева попала в ДТП – так пишут во многих источниках, но это не совсем верно. Не было ДТП, было просто резкое торможение перед светофором в результате которого голова Ханаевой резко откинулась назад, а верхний шейный позвонок сместился. Так появились дикие головные боли, которые были с ней последние годы жизни.
В те годы, поняв, что старуха с косой может нагрянуть внезапно, Ханаева позвонила сыну. Она бросила мальчишку и никак не появлялась в его жизни 17 лет. К чести парня, он отбросил детские обиды и последние годы жизни матери плотно с ней общался.
Нейрохирург Эдуард Кандель честно предупредил, шансы выжить после хирургического вмешательства низкие, однако терпеть боли у актрисы не было сил.
В октябре 1987 года операция состоялась.
Евгения Ханаева так и не вышла из комы. Ей было 66 лет.