Каждого уходящего советского актёра и актрису из великого кинематографического времени теряешь, как драгоценную жемчужину. Зинаида Михайловна Кириенко всегда была отдельным украшением любого фильма, где она снималась. В ней столько любви, настоящей любви русской женщины.
Поэтому С.А. Герасимов неслучайно взял её на роль Натальи в «Тихий Дон». Любовь, страсть, отчаяние она показала в фильме настолько правдиво, что веришь каждому её мгновению в кадре.
Зинаида Кириенко, рождённая в Махачкале, пожившая в Дербенте, после войны долгое время жила в обычной станице на ставропольщине. Она и воду на коромысле носить умела, и с лошадьми ладила с детства. Поэтому у актрисы в «Тихом Доне» с мелкобытовыми сценами всё было в полном порядке. Чего не скажешь о горожанке Элине Быстрицкой.
Ей трудно давался на съёмках казацкий уклад жизни. Конечно, первоначально заявленная на Аксинью Нонна Мордюкова была бы в этой роли бесконечно органична. Но из-за интриг и былых грехов Нонна Викторовна не получила эту роль, о чём сожалела всю жизнь.
Стоит сказать, что Сергей Герасимов и брал красавицу Кириенко к себе на курс, подразумевая, что в будущем отдаст ей роль Натальи. Задумка снять «Тихий Дон» была у мэтра давняя. Своим провидческим взором он уже понимал суть того, кто перед ним, чуял потенциал в начинающих своих учениках.
Юная студентка была влюблена в мастера, и как-то раз призналась ему в своей любви. И стоит сказать, Герасимов отреагировал очень зрело: «Зинаида, надо владеть своими чувствами. Надо держать себя в руках. Но ты умница, что это сказала».
После ситуация разрешилась самым миролюбивым образом. Он великолепно перевёл любовь девушки на платонический план.
Правда Сергей Аполлинарьевич далеко не всякий раз мог совершать такие пируэты и так красиво решать свои любовные ситуации. Влюблённости в Н. Мордюкову, а после в Е. Виролайнен, да и некоторые другие накрывали мастера с головой. Но это всё были издержки профессии.
Зинаида Кириенко дебютировала в кино в 1954 году, сыграв главную роль в кинофильме «Надежда». Фильм был про целину, снимал его сам С. Герасимов, который взял туда почти половину своего курса. Только Л. Гурченко не досталось роли.
С Людмилой Гурченко Зинаида Михайловна была в самых тесных дружеских отношениях. Они были две звёздочки курса, из которого к финишу добрались лишь 13 человек из 23.
А потом был триумф Кириенко в роли Натальи в «Тихом Доне», главная роль Аннушки в «Сороке-воровке», работа в «Судьбе человека», где актриса сыграла жену Андрея Соколова, Марьяна в толстовских «Казаках», роль Марии в «Повести пламенных лет».
В целом карьера киноактрисы складывалась у Зинаиды удачно. Но в середине 1960-х годов произошёл инцидент, стоивший ей долгого простоя в профессии. Это была месть известного киночиновника, сценариста и писателя Владимира Баскакова, занимавшего в недалёком прошлом высокий пост в ЦК КПСС, а потом долгое время курировавшего наше кино, воспылавшего чувством к актрисе и получившим от ворот поворот.
Пять лет актрисе пришлось провести без кино, и ещё какое-то время ей давали лишь маленькие эпизоды. Спасла в то время её работа в театре-студии киноактёра и удачный брак с В. Тарасевским. Молодой муж очень поддержал свою жену, стал ей настоящей опорой в жизни.
Супруги прожили вместе 44 года. И никого не смущал тот факт, что когда они поженились Валерию было всего 17 лет, и он был на 10 лет младшей своей жены.
Перезагрузка карьеры произошла в 1974 году после удачной работы актрисы в фильме «Любовь земная». Режиссёр Евгений Матвеев сумел пробить роль для Кириенко. Да ещё и главную. Фильм имел огромный успех у публики, и сорокалетнюю Зинаиду стали опять много снимать.
После она снялась во втором фильме Е. Матвеева «Судьба». Роль Ефросиньи Дерюгиной стала второй знаковой ролью актрисы в кино после шолоховской Натальи.
Е. Матвеев в момент работы над фильмами сильно увлёкся Зинаидой Михайловной, так как был человеком очень влюбчивым. Но актриса попросила приехать на съёмки мужа с детьми, они накрыли стол и позвали Е. Матвеева. Увидев семейную идиллию режиссёр отступил и больше не приставал с любовными предложениями.
Кириенко снималась до 75 лет. Последними её работами в кино стали две главные роли в 2005-2008 годах: Ольга в белорусской киноленте «Глубокое течение», и Софья Раевская в фильме Натальи Бондарчук «Одна любовь души моей» о любви А.С. Пушкина.
Нельзя сказать, что Зинаиду Кириенко режиссёры игнорировали. Но она ведь большая актриса, и предложенный материал, должен был соответствовать её статусу. А со съёмочным материалом в последние годы у нас ох как ни шатко, ни валко.
Актриса отказывалась сниматься в рекламе и старалась держать марку. А деньги зарабатывала творческими встречами и концертными выступлениями перед публикой. Последние 30 лет Зинаида Михайловна много пела.
Для всех был большой секрет, почему актриса так прекрасно выглядела. Всегда лет на 10-20 младше своих лет. Даже разменяв девятый десяток она сохраняла красоту, стать и женственность. Никогда не делала никаких пластических операций.
Впрочем, один секрет молодости она выдала: «Никогда не надо никому завидовать, не надо идти на сделки со своей совестью. И не надо размениваться в отношениях с мужчинами. Вот и будешь выглядеть молодым и весёлым до глубокой старости».
Любая роль Зинаиды Михайловны Кириенко была шедевром. И во всех ролях она разная. При этом она особо вроде не менялась на экране. Дар перевоплощения при минимуме грима и делал её большой актрисой.
К сожалению Зинаида Михайловна оставила этот мир. Но перед глазами стоят уникальные сцены: Наталья с острой косой в руке, или Ефросинья, которая сжигает собственный дом с фашистами. Это заставляет сердце кровью обливаться и понимать — вот она перед нами, та самая Русская женщина, о которых песни сочиняют и легенды слагают… Ещё одной жемчужинкой стало меньше.