Эфиопия – небогатая страна на юго-востоке Африканского континента. Впрочем, слово «небогатая» недостаточно четко отражает ситуацию: государство это откровенно бедное. Многие жители находятся за чертой бедности, которую вряд ли когда-нибудь пересекут.
Европейцы готовы ехать в Эфиопию за яркими впечатлениями: красивая, экзотическая природа, древняя культура, многообразие племен – все это способствует неугасающему интересу к стране.
А еще в Эфиопии живут необычайно прекрасные женщины. У них стройные фигуры, густые курчавые черные волосы и не по-африкански тонкие черты лица. Порой красота эфиопской девушки может поразить в самое сердце.
Только вот нередко она недолговечна: представительницы слабого пола к тому возрасту, о котором наша пословица весело говорит: «45 – баба ягодка опять», уже стареют. Причины раннего увядания вовсе не обусловлены генетикой. Просто многие женщины вынуждены всю свою жизнь проводить в тяжелых трудах.
Гендерное равенство (или неравенство?)
В Эфиопии с 1955 года действует Конституция, которая полностью уравняла в правах каждого человека, вне зависимости от его пола, возраста и социального положения. Мужчины и женщины наделены абсолютно одинаковыми правами на: образование, лечение, труд, получение социальных выплат, голосование.
Формально мужчины и женщины страны равны. В высших слоях общества, собственно, так все и обстоит, причем там положение женщины может быть даже более выгодным, чем положение мужчины.
Когда девушка из богатой семьи выходит замуж за не менее обеспеченного юношу, она может позволить себе не учиться и не работать. Ее полностью обеспечивает муж.
Задача такой красавицы – бережно ухаживать за супругом, рожать и воспитывать детей. Девочек любят так же, как и мальчиков, практика селективных абортов практически отсутствует. Такая жена может быть абсолютно счастлива, если не стремится к получению хорошего образования и занятию престижной должности.
Кое-где в «продвинутых» семьях жены работают наравне с мужьями и делят с ними домашние обязанности. Чем больше город, чем более интеллигентна семья, где выросла девочка, тем больше шансов, что она выучится и станет вести активную социальную жизнь.
Но в низших слоях общества все иначе. В Эфиопии есть странная традиция, которая идет из глубокой древности: считается, что наиболее грязную и тяжелую работу должна выполнять женщина.
Поэтому ни для кого из местных жителей не будет странным зрелище, когда женщина несет на голове огромную корзину, изнемогая под ее весом, а рядом мужчина сидит возле дома и не спеша пьет кофе. Этот мужчина может быть мужем женщины, и он даже не попытается ей помочь.
Такая ситуация нормальна для эфиопов. Если забраться подальше, в села, то можно увидеть следующее: представительницы слабого пола полностью обслуживают свои семьи, успевая трудиться и в поле, и дома. а их мужья только пасут скот да сеют.
Согласно старинным традициям, главная обязанность мужчины – охранять родную деревню и свою семью, все прочее должна делать супруга.
Доход в семье – общий, и справедливости ради следует сказать, что супруги обладают равными правами на имущество.
Аты-баты, шли солдаты
Немного в нашем мире государств, где воинская повинность является обязанностью и мужчин, и женщин. Эфиопия – одна из таких стран. Здесь в случае войны (да и в мирное время) призыву подлежат девушки наравне с парнями.
Войны идут постоянно, значит, государству всегда надо иметь «под рукой» обученных солдат, и не так важно, какого они пола.
Девушки-военнослужащие могут быть и саперами, и снайперами, и водителями боевой техники, но к важным постам и к тем должностям, где требуется высокая квалификация, их не подпускают.
Дискриминация по половому признаку очевидна: женщин используют в качестве рядовых, мужчины же занимают более выгодные позиции и меньше рискуют.
Брак
Говорят, что хорошее дело браком не назовут. Для немалого количества эфиопок это высказывание отражает реальную картину: их выдают замуж в 13-14 лет. Разумеется, речь идет о селах, а также о низших слоях городского населения, где дочку стараются сбыть с рук побыстрее.
Официально принят обычный брачный возраст: низший возрастной порог для супругов – 18 лет. По факту же превратиться в жену вполне можно и в 13.
Брак может быть трех видов:
— простое сожительство (мужчина приглашает девушку к себе и живет с ней как с женой);
— что-то наподобие гражданского брака (с заключением договора, где оговариваются имущественные и прочие права обеих сторон союза);
— церковный брак.
В Эфиопии немало религий, поэтому кто-то выходит замуж по христианским обрядам, кто-то – по мусульманским, а кто-то – по старинным местным обычаям, предписанным верованиями.
В целом эфиопка в браке достаточно свободна: ей не нужно кутаться, она может общаться с мужчинами, может иметь собственную точку зрения на все вопросы. Но традиционно она постоянно работает и очень часто рожает, что подрывает ее силы. При этом о контрацепции задумываются далеко не все.
В целом все не так плохо (если сравнивать, например, с положением женщины в Афганистане), однако есть один момент, который серьезно беспокоит мировое сообщество.
Обрезание как часть культуры
Эфиопия пока не может полностью отказаться от чудовищного обычая – женского обрезания. В возрасте до 5-7 лет (реже до 14) девочку могут подвергнуть тяжелейшей «операции», причем зачастую без анестезии и в условиях антисанитарии.
Происходит это большей частью в семьях, где уровень образования низок, а традиции соблюдаются свято, причем инициатором калечащей ребенка операции становится нередко не отец, а мать, сама перенесшая в детстве то же самое и полагающая это нормой.
Нет смысла распространяться о последствиях: это и частые инфекции, и боли, и немалые трудности при родах, и невозможность жить нормальной половой жизнью.
Но в Эфиопии люди нередко убеждены: эта операция спасает девочку, поскольку она лишается возможности получить удовольствие от интимных отношений, следовательно, не будет изменять мужу. Так «во всей чистоте» сохранится семья.
Данную процедура пережила и одна очень известная модель — Варис Дирие. О своем печальном опыте она поведала в многочисленных интервью и автобиографическом фильме.
Сейчас наметились положительные сдвиги: все реже и реже родители устраивают для своих дочерей это жестокое испытание.
Вероятно, это связано с повышением общего уровня грамотности, с проникновением в Эфиопию знаний о внешнем мире и других странах, изменением культурных обычаев. Варварство уходит, все чаще эфиопская девочка живет полноценной жизнью, которая похожа на жизнь ее сверстниц из других стран.
Будем надеяться, что постепенно женщина в Эфиопии займет более высокую ступень на социальной лестнице: будет избавлена от калечащих операций, от изматывающей работы и постоянных родов, а образование ее перестанет ограничиваться начальной или средней школой.
Кстати, предпосылки к улучшению ситуации вполне реальны. Одно из доказательств – действующий Президент страны – женщина по имени Сахле-Ворк Зевзе. А это значит, что движение за права женщин в ближайшем будущем будет только набирать обороты.