Живые факелы балета

Легкая ткань вспыхнула стремительно: в ужасе несчастная попыталась потушить ее руками, но огонь не гас…Прекрасная воздушная пачка, в которой Клара порхала по сцене, превратилась в пылающий факел! Никто не бросился на помощь приме: танцоры рассыпались по углам, опасаясь разделить страшную участь, зрители замерли, потрясенные зрелищем. Объятая пламенем, Клара осталась на сцене одна.

В 1832 году Мария Тальони произвела фурор, исполнив роль Сильфиды в одноименной постановке на сцене Гранд-Опера в Париже. Ее скромное воздушное платье так отличалось от тех тяжелых нарядов, которые носили прежде…Стоит ли удивляться, что воздушные костюмы — прообразы современных пачек — быстро вошли в моду. Тогда никто еще не догадывался: красота потребует немалых жертв.

Быстро стало понятно, что новые платья крайне небезопасны.

«В один из вечеров танцовщица подлетела непозволительно близко к сверкающей огнями рампе, отделяющей в театре мир вымышленный от мира реального. Ее легкое одеяние сильфиды трепетало как крылья готовящейся взлететь голубки. Газовый рожок выбросил бело-голубой язычок, и он лизнул воздушную ткань. Пламя вмиг охватило девушку…»*

Так описал Теофиль Готье одну из ужасных драм в своей «Джеттатуре», пересказав известный обществу случай с известной красавицей Кларой Вестрис Уэбстер.

На сцене Королевского театра в Лондоне ставили «Восстание в серале», где двадцатитрехлетняя прима исполняла роль Зюльмы. Одна и сцен — игра у бассейна, призванная отразить роскошь и негу, которой предавались обитательницы гарема, — окончилась трагедией. Край легкой юбки балерины зацепился о свечу…ткань вспыхнула мгновенно.

«Говорили, что она выздоровеет, но ее красивые волосы были сожжены, а ее чистый профиль обезображен. Так что к лучшему, что она умерла», — записал тогда Готье.

Несмотря на то, что трагедия эта наделала много шума, и сама королева Виктория приказала начать исследование огнестойких тканей, участь Клары разделила еще не одна артистка.

В 1861 году на гастроли в США отправились сестры Гейл. Рут, Зела, Анна и Аделина легко покорили публику: один за другим города склонялись перед их грациозными ножками, и вот — Филадельфия. После первого акта сестры и девушки из кордебалета бросились в гримерные, чтобы сменить платья.

В спешке Рут потянулась за новым нарядом — пышная воздушная ткань коснулась газового рожка. Зела, Анна и Аделина попытались помочь, но напрасно…

Тесные гримерные и узкие коридоры, куда выбегали охваченные страхом танцовщицы, довершили трагедию: в той сентябрьской трагедии погибли 9 балерин, включая всех сестер Гейл.

Конечно, в отсутствии должных мер безопасности зачастую были виновны организаторы выступлений, но, как ни печально, часть ответственности лежала на самих балеринах. Уже к середине 1850-х годов была создана пропитка для пачек: ткани становились огнестойкими, но…жесткими и желтоватыми. Некрасиво!

Эмми Ливри не раз предлагали надеть обработанное платье, уверяя: риск слишком велик! Но она упорно отказывалась. Пять лет удача была на ее стороне, но 15 ноября 1862 года во время репетиции она задела юбкой газовый светильник…

Несколько долгих месяцев длились ее страдания, и в июле 1863 года двадцатилетней Эмми не стало. Даже после случившегося, она уверенно выступала против огнестойких костюмов:

«Да, они, как вы говорите, менее опасны, но если я когда-нибудь вернусь на сцену, мне никогда не придет в голову их носить — они такие уродливые», — заявила она журналистам.

Что ж, электрификация сберегла жизнь немалому числу балерин!

Оцените статью
Живые факелы балета
Полуребёнок