Жены-музы Ильфа и Петрова. Дружба и любовь вне времени

Как ни странно, их связала Одесса. Общая Родина двух гениев советской сатиры. А вот познакомила уже Москва. В столицу будущих писателей потянула жаркая потребность творить. Именно здесь им было суждено срастись в одно целое — великий комический дуэт «ИльфиПетров». Возраст смерти тоже на удивление был практически общим…

Большая дружба

Илья Ильф (Файнзильберг) вырос в небогатой еврейской семье и к 25 ти годам успел освоить несколько профессий — был по специальности чертёжником, токарем на авиазаводе и фабрике ручных гранат, телефонистом, статистом, бухгалтером... А также членом президиума Одесского союза поэтов, к писательству и поэзии его тянуло всегда.

Ильф водил дружбу с Юрием Олешей, Эдуардом Багрицким и Валентином Катаевым, последний позже и познакомит его со своим младшим братом Евгением Катаевым, взявшим псевдоним Петров. Тот же Катаев-старший переманит Ильфа и брата следом за собой покорять столицу.

Став в Москве сотрудником газеты «Гудок» в 1923 году, Файнзильберг придумывает себе творческое имя из комбинации начальных букв имени и фамилии — Илья Ильф.

Евгений Петров (Катаев) был на пять лет младше Ильфа. До знакомства со своим соавтором, Евгений успел потрудиться корреспондентом телеграфного агентства и даже три года отслужил инспектором уголовного розыска. В Москве Евгений устроился в редакцию журнала «Красный перец», а фамилию Петров взял, чтобы его не путали с братом, уже известным на тот момент писателем.

Судьбоносное знакомство будущего комедийного дуэта состоялось в 1925 году. Однако, вскоре Петрова призвали в армию, а Ильф отправился в путешествие по стране. Он побывал в Средней Азии и прокатился по Волге.

По возращении Евгения в 1927 году, их дружба с Ильёй Ильфом значительно окрепла, а старший брат Евгения Валентин Катаев подарил им идею сюжета книги о двенадцати стульях.

Изначально Катаев желал нанять брата и его друга в качестве литературных негров, но те так увлеклись сочинением будущего шедевра, что быстро исключили Валентина Петровича из цепочки соавторов. Тот сильно возражать не стал и свет увидели «Двенадцать стульев». А дуэт продолжил плодотворно творить.

Последовали такие шедевры как «Золотой телёнок», «Необыкновенные истории из жизни города Колоколамска», «Тысяча и один день, или Новая Шахерезада», «Светлая личность», фельетоны для журнала «Крокодил», «Правды» и «Литературной газеты», а после большого совместного путешествия по США друзья написали «Одноэтажную Америку».

Оставили свой след Ильф и Петров и в кинематографе, сочинив сценарий к двум советским комедиям — «Цирк» с Любовью Орловой и «Праздник святого Йоргена» с Игорем Ильинским.

К сожалению, дальнейшее сотрудничество двух прекрасных писателей оборвала смерть Ильи Ильфа от туберкулёза 13 апреля 1937 года. Это печальное событие стало ударом для Евгения Петрова.

Он старался увековечить память о своём друге, собрав записные книжки Ильфа и написав книгу воспоминаний «Мой друг Ильф», которую уже после его смерти издала дочь Ильфа — Александра Ильинична. Вдобавок ко всему, Петров назвал в честь друга одного из своих сыновей.

В 1938 году Евгений Петров стал редактором журнала «Огонёк». Параллельно продолжал писать книги, киносценарии, по которым были сняты фильмы «Музыкальная история», «Антон Иванович сердиться» и «Воздушный извозчик».

Во время Великой Отечественной войны Петров становится военным корреспондентом. Возвращаясь в Москву из очередной фронтовой командировки, Евгений Петров погиб в авиакатастрофе, самолёт на котором он летел был сбит немецким истребителем. Это произошло 2 июля 1942 года.

Жёны-музы и великая любовь длиною в жизнь

Маруся Тарасенко родилась в семье полтавского казака, осевшего в Одессе. Хрупкая золотоволосая девушка увлекалась живописью и поступила учиться в художественное училище. «Коллектив поэтов», в котором состоял Илья Ильф находился по соседству с «Коллективом художников», в который входила Маруся.

Их знакомство началось с жарких споров об искусстве, а закончилось большой любовью и счастливым браком.

Маруся ждала Илью из Москвы, затем он забрал её в столицу, когда удалось обзавестись крохотным жильём в коммуналке. Через год родилась дочь Александра.

В маленькой квартирке Валентина Катаева в Мыльниковом переулке обитало небольшое «общежитие», состоящее из целой плеяды будущих великих литераторов — братьев Ильи и Михаила Ильфов, Юрия Олеши и младшего брата Валентина — Евгения. В том же переулке проживало семейство бывшего торговца чаем Леонтия Грюнзайда.

Однажды Юрий Олеша привёл в гости к Катаеву 17-летнюю Валечку Грюнзайд и грозно объявил, что растил эту невесту 4 года для себя, обещав написать для неё сказку и строго-настрого запретил друзьям влюбляться в неё. Но грозные речи Олеши не остановили Евгения Петрова. 

Сказку Олеша написал, знаменитые «Три толстяка», он посвятил её Вале. Но невеста упорхнула замуж за другого, взяв фамилию Петрова в апреле 1929го года. А через год в молодой семье родился первенец — Пётр. Ещё через девять лет — второй сын, названный в честь Ильфа — Ильёй.

К сожалению, судьба отмерила двум прекрасным женщинам — Вале и Марусе слишком малый отрезок жизни рядом со своими талантливыми половинами. Но эти самоотверженные музы двух великих писателей не предали своей любви и пронесли её через многие годы, сумев бережно сохранить память о любимых мужьях.

Тайны и мистика двух переписок

Интересное совпадение — Ильф, как и Петров, прожил в браке со своей женой 13 лет, так же до самой своей кончины. Они с Марусей обожали писать друг другу письма. Даже когда они были рядом, в любую свободную минуту Ильф писал любимой жене.

«Мне незачем писать тебе, раз мы можем видеться каждый день, но до утра далеко, и вот я пишу. Мне кажется, что любил тебя ещё тогда, когда зимой, под ветер, разлетевшийся по скользкому снегу, случайно встречался с тобой. Если с головой завернуться в одеяло и прижаться в угол, можно ощутить твоё дуновение, тёплое и лёгкое…»

Петров, со свойственным ему юмором отправил жене благодарственное письмо в роддом! Вообще, он тоже писал ей всё время, особенно из дальних поездок.

«Люблю тебя изо всех лошадиных сил, козочка моя, милая, горячо любимая девочка…»

И в этих письмах обязательно описывал подарки, которые ей привезёт.

Из путешествия по Америки летели полные нежности письма.

«Мой золотой человечек, стыжусь уже спрашивать о нашей Сашеньке. Чем спрашивать, лучше бы приехал. Но ты мне поверь, я очень скучаю без вас обеих и иногда жалею, что уехал, оставил вас обеих на столь долгий срок…» — писал Ильф.

Стоит упомянуть о мистической переписке Евгения Петрова, на основе которой был много лет спустя снят голливудский фильм «Конверт» с Кевином Спейси в главной роли.

У Евгения было несколько необычное хобби — коллекционирование иностранных конвертов от собственных писем. Он заранее придумывал несуществующий адрес и вымышленного получателя, и отправлял небольшое письмо на английском языке в какую-нибудь заграничную страну.

Позже, за неимением верного адресата, письмо возвращалось Евгению со множеством иностранных штемпелей и марок.

И вот однажды, Петров решил отправить письмо в Новую Зеландию. Адрес он придумал следующий: «Город Хайдбердвилл, улица Райтбич, дом 7, а адресата “Мерилла Оджина Уэйзли”. Письмо было следующего содержания:

Дорогой Мерилл! Прими искренние соболезнования в связи с кончиной дяди Пита. Крепись, старина. Прости, что долго не писал. Надеюсь, что с Ингрид все в порядке. Целуй дочку от меня. Она, наверное, уже совсем большая. Твой Евгений”.

Прождав пару месяцев и не получив конверт обратно, писатель подумал, что письмо затерялось и забыл о нём. Пока неожиданно не получил ответ!

Петров подумал, что кто-то решил подшутить, пока не прочитал на конверте обратный адрес… Тот самый, который он придумал и написал!

Текст письма гласил:

“Дорогой Евгений! Спасибо за соболезнования. Нелепая смерть дяди Пита выбила нас из колеи на полгода. Надеюсь, ты простишь за задержку письма. Мы с Ингрид часто вспоминаем те два дня, что ты был с нами. Глория совсем большая и осенью пойдет во 2-й класс. Она до сих пор хранит мишку, которого ты ей привез из России”.

Евгений был в шоке. Он никогда не был в Новой Зеландии и не знал этих людей! В письме в довершение ко всему прочему лежала фотография, на которой крепкого сложения мужчина обнимал его самого, Петрова! На обратной стороне снимка было написано: “9 октября 1938 года”.

Тут писателю чуть плохо не сделалось — ведь именно в тот день он попал в больницу в бессознательном состоянии с тяжелейшим воспалением легких. Тогда в течение нескольких дней врачи боролись за его жизнь, не скрывая от родных, что шансов выжить у него почти нет.

Чтобы разобраться с этим то ли недоразумением, то ли мистикой, Петров написал еще одно письмо в Новую Зеландию, но ответа уже не дождался: началась вторая мировая война.

А в 1942 году Евгений Петров летел на самолете из Севастополя в столицу, и этот самолет был сбит немцами в Ростовской области. Мистика – но в тот же день, когда стало известно о гибели самолета, домой к писателю пришло письмо из Новой Зеландии.

В этом письме Мерил Уизли восхищался советскими воинами и беспокоился за жизнь Петрова. Среди прочего в письме были вот такие строчки:

“Помнишь, Евгений, я испугался, когда ты стал купаться в озере. Вода была очень холодной. Но ты сказал, что тебе суждено разбиться в самолете, а не утонуть. Прошу тебя, будь аккуратнее — летай по возможности меньше”.

Письма сыграли важную роль уже и после смерти писателей. Так, жена Ильи Ильфа Маруся, всю жизни писала ему, а ведь пережила она своего мужа на очень много лет! Послания от матери отцу дочь Александра обнаружила уже после смерти мамы Маруси.

Словно предчувствуя свой скорый уход, в одной из последних писем женщина написала:

«Мне очень скучно без него, скучно давно, с тех пор, как его не. Это последнее из слов о том, что я чувствую от его утраты. Много, много слов о нём в душе моей, и вот сейчас, когда прошло много лет и я читаю его письма, я плачу, что же я не убила себя, потеряв его — свою душу, потому что он был душой моей…

Вот снова прошло много времени, и я читаю. Часто нельзя — разорвётся сердце. Я старая, и вновь я та, что была, и мы любим друг друга, и я плачу…»

Умерла Маруся в 1981 году.

Валентина Петрова смогла самоотверженно вырастить без мужа двоих прекрасных сыновей.

Пётр стал выдающимся кинооператором, снимал почти все фильмы Татьяны Лиозновой, в том числе «Семнадцать мгновений весны» и «Три тополя на Плющихе», за работу над которыми был удостоен Гос. премии.

Илья — известный советский композитор, автор множества симфонических произведений, музыки для кино, а также эстрадных шлягеров, например «Стою на полустаночке», также лауреат Гос. премии.

До глубокой старости Валечка оставалась элегантной и утончённой, с неизменным кольцом с бриллиантом на пальце, подарок мужа, который она никогда не снимала, и с «Беломором» в зубах! Ушла она из жизни через полвека после любимого мужа — в 1991 году.

Своё последнее послание Валентине Евгений Петров заканчивал словами:

«Поздравляю с годовщиной нашей свадьбы. Хорошо, что я люблю тебя так же, как и тогда!»

Оцените статью
Жены-музы Ильфа и Петрова. Дружба и любовь вне времени
«Олений парк»