Гладкие и белоснежные, словно мрамор, женщины на полотнах великих художников часто выглядят безупречно. «Не может такого быть», — иногда пишут мне читатели. И задают вопрос: неужели сто и больше лет назад эпиляция была в моде? А давайте разберёмся: существовало ли прежде женское бритьё.
Предводитель стариков: Все откроешь, берегись!
Предводительница женщин: И пускай! Хоть я стара,
Не увидишь ты волос:
Гладко всё и чисто всё,
Выжжено на свечке.
Этому диалогу две с половиной тысячи лет. Его привёл в комедии «Лисистрата» в 411 году до нашей эры греческий драматург Аристофан. Нетрудно убедиться: современницы автора отлично знали, что такое удаление волос. Чтобы избавиться от ненужной растительности применяли три главных способа: выщипывание пинцетом, выжигание горячей золой или огнём.
Разумеется, такая процедура вовсе не была приятной. Но гречанки времён Аристофана поддерживали моду на гладкие тела – в противном случае, их сочли бы недостаточно чистоплотными. Красавицы с берегов Нила тоже стремились к удалению лишних волос: из-за сильной жары появлялся неприятный запах и заводились крошечные насекомые. В помощь египтянкам был острый каменный скребок и особая смесь из известняка и сахара, которую предварительно наносили на кожу.
К слову, о сахаре! В Средневековой Европе он появился относительно поздно, но античный мир его прекрасно знал: ещё в пятом веке до нашей эры в Индии научились получать из сока сахарного тростника те самые «кристаллы», которые мы используем по сей день. Продукт поставляли во многие государства, так что Плиний-старший писал в своей книге «Естественная история», опубликованной в 77 году:
«Сахар… собираемый в тростнике… можно жевать. Его большие куски сравнимы с лесным орехом».
Получается, что шугаринг — это вовсе не современная процедура. Сахар для эпиляции применяли ещё при Клеопатре!
Римские знатные дамы доверяли удаление волос своим рабыням. Иногда использовали ядовитый сок брионии, с которым следовало обращаться очень осторожно: одно неловкое движение приводило к ожогу. В странах востока использовали состав с добавлением известняка. И, конечно, щипчики из серебра или бронзы.
Меньше всего думали об эпиляции дамы раннего Средневековья. «Женщина – сосуд греха», — на полном серьёзе рассуждали представители церкви. Дошло до того, что поднимался вопрос: есть ли у женщины душа? Какое уж тут бритьё…
Но внимание к внешности, желание выглядеть красивыми, всё равно оставалось. Повышенный интерес к красоте проявлялся тогда, когда жизнь могла вот-вот оборваться: в XIV веке в Европу пришла чума. И женская мода сразу усложнилась! «Пользуйся каждым днём», — стало любимой поговоркой того времени.
Красавицы эпохи Возрождения на полотнах живописцев выглядят по-разному: одни похожи на едва оформившихся подростков, другие – пышные, яркие. Но ни у одной нельзя разглядеть «лишней» растительности. Знатные женщины пятнадцатого века читали такие «рецепты»:
«Доведите до кипения негашеную известь и мышьяк, в равной пропорции…. В жаркой комнате нанесите состав туда, где вы хотите избавиться от волос».
Считается, что волосы удаляли только венецианские куртизанки. Однако это утверждение трудно подтвердить или опровергнуть. Но совершенно точно, что в 1741-м году Жан Франсуа Дрё дю Радье опубликовал «Словарь любви», где, кроме прочего, есть глава «Тридцать признаков идеальной красавицы», у которой:
«Кожа гладкая, нежная, и с тонкими прожилками».
А столетием позже доктор Гуро изобрел Poudre Subtile. Эта французская смесь для депиляции была невероятно популярной в Европе. На открытках и картинах девятнадцатого века легко убедиться – дамы знают толк в удалении волос.
В XX веке настоящим прорывом стала журнальная публикация 1917 года. В Mc’Calls читательницам предлагали полюбоваться на женщину с гладкими подмышками, и тут же рекомендовали средство — новую бритву. Дамы оценили, и удаление волос стало обыденным явлением для всех, не только для дам полусвета или отчаянных модниц.
А вот ноги без лишних волосков стали трендом… из-за дефицита чулок. После второй мировой эту часть женского гардероба не сразу стали производить в нужном количестве. И женщины рисовали на ногах «стрелки», чтобы создать иллюзию чулка. Разумеется, в этом случае кожа должна была выглядеть идеально.
Впрочем, в двадцатом веке отношение к эпиляции было разным – Софи Лорен фотографировалась с кустистыми подмышками, в то время как другие женщины неодобрительно качали головами. К концу столетия появилось немало приверженок «натуральности», но и гладкость кожи осталась в моде. Получается, что сейчас каждый сам решает для себя – что ему больше нравится.