«Портрет Генриетты Нельсон» — художник Уильям Джонсон
Генриетта Нельсон, суровая дама в синем платье и широкополой шляпе, жила в 18 веке в поместье Яксли-холл, расположенном в графстве Саффолк. В апреле 1816 года жизнь мисс Нельсон трагически прервалась: восьмидесятидвухлетняя женщина упала с лестницы.
Согласно завещанию мисс Нельсон, её должны были похоронить в мавзолее на территории поместья, а не в семейном склепе при деревенской церкви. Перед смертью старая дева ясно дала понять, что хочет остаться вблизи родного дома…и много лет мирно покоилась в Яксли-холле.
Но спустя время в поместье переехали новые владельцы, которые не захотели, чтобы мисс Нельсон оставалась на их придомовой территории. Они перенесли захоронение на деревенское кладбище, где ему и полагалось быть.
Однако, как гласит легенда, с эти пор дух возмущенной пожилой дамы пробудился в её портрете. И порой выходит за пределы рамы, вероятно, желая добраться до Яксли-холла и обрести в нем покой.
Портрет мисс Нельсон переходил к разным владельцам, у которых не задерживался надолго. Многих пугал меняющийся вид дамы: то её лицо вдруг бледнело, как пергамент, и с щёк пропадал легкий румянец, то выражение, застывшее в глазах, становилось совершенно другим — более мягким или, напротив, угрожающим. Наконец, картину приобрел местный священник — мистер Холл.
«Портрет казался завораживающим, лицо было очень живым», — рассказывал он о своем приобретении. Предполагалось, что в доме священника мисс Нельсон успокоится…однако пошли слухи, будто бы прихожане, навещая мистера Холла, замечали то в коридоре, то в гостиной тень пожилой дамы.
Сплетни, ходившие вокруг картины, придавали ей ценности. Однажды полотно было похищено, но затем вернулось к владельцу. Незадолго до своего ухода старый священник продал портрет мисс Нельсон вместе с другими картинами, которые ему удалось собрать за жизнь. В чьи руки попало загадочное изображение, увы, неизвестно.
«Портрет дамы» — художник Хуан Луна
История гласит, что филиппинский художник Хуан Луна запечатлел на картине свою жену — Марию де ла Пас Пардо де Тавера и Горричо. Их история любви оказалась полна настоящего трагизма.
4 декабря 1886 года Хуан Луна женился на своей избраннице, которую обожал пламенно и страстно. А еще — безумно ревновал. Когда они путешествовали по Европе и остановились в Париже, Луна заподозрил, что его жена закрутила роман с неким месье Дюссаком.
22 сентября 1892 года, во время грандиозного семейного скандала, Хуан в порыве ярости разрядил револьвер в дверь, за которой пряталась Мария, ее мать и брат. И — попал. В тот страшный день Марии и ее матери не стало, а Феликс Пардо де Тавера был ранен.
Суд оправдал Хуана, объяснив его преступление состоянием аффекта. Художник отделался лишь штрафом в 1651 франк, который должен был выплатить семье Марии. Его даже не лишили права воспитывать сына — малыша Андреаса, которого подарила ему жена!
Говорят, что несчастная судьба Марии бросила тень и на ее портрет: всех владельцев картины преследовали неудачи. Первый ее хозяин, Мануэль Гарсия, разорился. Вторая — Бетти Бантуг Бенитес — вскоре после покупки попала в автокатастрофу. Тяжело заболел третий владелец полотна — Тони Назарено.
А затем картину купила Имельда Маркос, жена филиппинского президента Фердинанда Маркоса. В 1986 году Маркоса свергли и изгнали из страны, а портрет Марии оказался в Национальном музее, где и остается по сей день.
«Художник и его мать» — художник Аршил Горки
Жизнь армянского художника Востаника Адояна, родившегося в начале 20 века, оказалась очень непростой. Он был еще подростком, когда ему вместе с матерью и тремя сестрами пришлось оставить родной дом и бежать, спасаясь от османского нападения. Мать Востаника скончалась от голода в 1919 году, а ему чудом удалось выжить.
В 1920 году Адоян сумел перебраться в США, где, взяв псевдоним «Аршил Горки» (по одной из версий, новую фамилию он выбрал в честь писателя Максима Горького), поступил в Школу искусств, твердо решив стать художником. Судьба дала художнику немногим больше 20 лет относительно спокойной жизни.
С 1946 года на голову Аршила вновь посыпались несчастья: у него обнаружилась тяжелая болезнь, сгорела студия вместе с десятками картин и набросков, ушла жена, забрав с собой детей. Попав в аварию, Горки сломал позвоночник и вышел из больницы в жёстком корсете и с парализованной рукой…Не перенеся ударов судьбы, в июле 1948 года художник добровольно ушел из жизни.
Ходят слухи, что на полотна Горки перешло «проклятие» художника: они приносят несчастье своим обладателям. «Художник и его мать» — картина, написанная Аршилом на основе воспоминаний о покойной матери, тоже создает гнетущую атмосферу.
Владельцы жаловались, что картины Горки без причины падали со стен и даже внезапно загорались. Когда в 1968 году самолет «Американ Эйрлайнс», на борту которого находились 95 человек и 15 картин Горки, рухнул спустя 2 минуты после взлета (никто из пассажиров и экипажа не выжил), все окончательно уверились в том, что ничего хорошего от творений художника ждать не стоит.