Жениться на рабыне

Судьба любой невольницы могла измениться в любой момент, и прежде рабыня — могла стать султаншей. Красивой внешности для гарема было мало. Нужно было иметь такой сильный характер, как у Хюррем султан, чтобы стать первой одалиской ставшей султану законной женой и удостоенной ещё одной чести — быть похороненной рядом с супругом.

Если ранее Османские правители женились на принцессах ради выгодного политического брака, то позднее империя окрепла, и эта надобность отпала. Отныне, султан мог выбирать себе жён по внешним данным и собственному расположению, а не по знатности невесты, как это было в Европе.

У султана Мехмеда II было много знатных наложниц — дочерей правителей соседних государств.

К тому же, свободная турчанка-мусульманка не могла стать наложницей султана и жить в закрытом гареме — это противоречило обычаям. Ещё одним препятствием для браков султана с женщинами, даже иностранками, стала неприятная ссора между правителями произошедшая в XIV века.

По одной из версий-легенд, однажды в битве при Анкаре султан Баязид I вместе со своей женой Оливерой Деспиной попал в плен к правителю Тамерлану. Пленника посадили в железную клетку, а над его любимой решили надругаться, как над рабыней.

Оливера прислуживала Тамерлану в неглиже за обедом. Сам Баязид I скончался через год после заточения, а Оливеру отпустили обратно в Сербию, где она родилась. Для пущей драмы легенда гласит, что султан не выдержал позора и принял яд, но реальная причина кончины Баязида I осталась неизвестна (историки 19-20 в. считают, что Тамерлан не обращался сурово со своими пленниками).

Мол, после этого Османские правители зареклись официально жениться, так как наложница, пускай и любимая — это рабыня, а вот жена — это уже честь самого султана. Две сотни лет Османские падишахи не женились. Как по мне, причина до банальности проста — не было смысла. Женщина всё равно осталась бы в гареме будь она наложницей или официальной женой.

Лишь только Сулейман I, при сильной любви к своей одалиске, решил нарушить вековые традиции и совершил обряд «никях». Султан привёл Хюррем к кадию, дал ей свободу, да взял в жёны. Скандал в серале был грандиозный.

Ни одна женщина ранее не влияла так сильно на Османского султана. Всем хотелось стать следующей «Хюррем». Нарушение традиции изменило и иерархию гарема, которую так щепетильно наладила Айше Хафса султан.

Хюррем, став официально женой султана с титулом «хасеки», стала второй в гареме после Валиде султан. Примеру своего предка Сулеймана I последовали и следующие султаны. Например, Селим II, женившись на Нурбану султан, подарил ей внушительную сумму — 100 тысяч дукатов.

Были и более интересные браки между султаном и рабыней в истории Османов. Однажды султан Абдул Меджида I приметил невероятной красоты рабыню, удочеренную дочь египетской княгини — жены сына Мухаммеда Али-паши.

Правда, падишах уже имел четыре жены, да и княгиня не хотела отдавать Бессиме (Безмяру) в гарем, желая для своей приемной дочери лучшей жизни. Абдул Меджид не сдался.

Он сделал официальное предложение, как турецкий подданный, а не султан. Тогда княгиня не могла уже ничего возразить и отдала Бессиме за султана. Празднование свадьбы продолжалось несколько недель, но это не спасло пару от развода. Позднее у Бессиме было ещё два мужа.

Становится ясно, что женщины играли существенную роль в Османском государстве не только в период женского султана. С отменой рабства в XIX веке все наложницы стали поступать в гарем добровольно, хотя на самом деле рабынь продолжали «поставлять» в гарем даже в начале XX века.

И хоть у любой рабыни был шанс стать султаншей, остальные же невольницы довольствовались более скромной жизнью вдали от родного края и семьи.

Оцените статью