Жена номер девяднадцать

«- Она должна сделать свой выбор за месяц, — ответил Янг, подымаясь с места. — Ровно через месяц она обязана дать ответ», — так звучала одна из самых драматических фраз «Этюда в багровых тонах».

Артур Конан Дойл рассказал историю несчастной Люси Феррье и ее отца, которых некогда приютили мормоны. Люси была влюблена в христианина Джефферсона Хоупа, но ее насильно выдали замуж за Еноха Дреббера. Через месяц после свадьбы она умерла от горя.

История эта, конечно, была литературной, а вот глава поселения мормонов Бригэм Янг, по чьей милости была разрушена жизнь Люси, вот он был настоящим. Он умел делать женщин невероятно счастливыми и невероятно несчастными. И только одна осмелилась бросить ему вызов.

Бригэм Янг родился в 1801 году в многодетной фермерской семье. И жизнь его начиналась непросто: в 16 лет он ушел из дома, перебивался случайными подработками, сменил множество профессий — был плотником, столяром, стекольщиком и маляром.

В 1824 году в жизни Янга произошло сразу два знаменательных события: во-первых, он присоединился к методистской церкви, а во-вторых, женился. В 1832 году супруга Янга умерла, оставив его с двумя маленькими детьми на руках, и с тех пор он углубился в религию.

Тем более, что его воображение поразила «Книга Мормона», опубликованная за два года до этого основателем движения Джозефом Смитом.

Бригэм Янг присоединился к направлению, был крещен, а затем избрал путь проповедника, путешествующего по США, чтобы приобщать людей к мормонизму. За несколько лет он стал видным религиозным деятелем: росла его слава, росло число последователей.

Спустя несколько лет после гибели Смита, Янг возглавил церковь, сосредоточив власть в своих руках.

В 1847 году Бригэм Янг, организовав своих единоверцев, совершил «поход на Запад»: в Юте они основали поселение Солт-Лейк-Сити, куда стали стекаться и мормоны, и золотоискатели, и торговцы…

Население стремительно росло, и в 1851 году Янг был назначен первым губернатором штата. Мормоны стали считать Юту своей землей.

Все закончилось двухгодичной войной в конце 1850-х: силы правительства США противостояли мормонам, возглавляемым Янгом. И хотя последние проиграли, дело их было живо, а сам Янг оставался влиятельным человеком.

К тем же 1850-м годам относится и рождение полигамии в мормонских семьях. Именно Янг стал отцом этой практики, вещая в своих проповедях:

«Но первая жена скажет: «Это трудно, потому что я прожила со своим мужем 20 или 30 лет и вырастила его детей», тогда я говорю, что пришло время отдать его другим женщинам, которые будут рожать детей».

Сам Бригэм Янг стремился показывать пример своим последователям. Всего насчитывается 56 женщин, ставших его женами: некоторые были «на вечность» (т.е. в загробной жизни тоже), другие — «только на время» (до смерти). Кроме того, мормонизм дозволял развод: Янг развелся с 10 из своих жен.

Положение женщины не становилось преградой для брака: из 56 жен Янга 21 никогда раньше не была замужем, 17 были вдовами, 6 — разведены, еще 6 — имели живых мужей (семейное положение остальных неизвестно).

Считается, что не все женщины вступали в союз по доброй воле. Единственной, впрочем, кто осмелился подать голос, стала жена Бригэма Янга под номером 19.

Ее звали Элиза, и она выросла у проповедника на глазах: семья девушки входила в число последователей мормонизма. Он был Пророком, она — дочерью каретника от его первой жены (из, к слову сказать, пяти). Ему было 67 лет, ей — 22…А дело обстояло так:

В 1863 году Бригэм Янг в очередной раз женился. На очень решительной женщине по имени Амелия, которая на некоторое время приостановила поток его свадеб и взяла «гарем» под свой контроль.

В тот же год Элизу, которой исполнилось 17 лет, выдали замуж за Джона Ди, мормона немного старше ее самой. Семейное счастье длилось недолго. Молодожены часто ссорились: Ди угрожал взять новых жен, а потом и вовсе стал распускать руки. Став свидетелем такой семейной сцены, отец Элизы забрал дочь с внуками домой.

«Развод» оформлял Бригэм Янг. А вскоре он подошел к ней после проповеди, проводил…и попросил ее руки у ее родителей. Те может и не были против, но Элиза пришла в ужас:

«Отдаться мужчине старше моего отца […] я сжимаюсь в отвращении, когда думаю о нем как о своем муже, который уже является мужем многих жен, отцом многочисленного потомства…»

*

*

В течение двух лет Элиза отвергала своего поклонника, пока неудачная деловая сделка не оставила ее старшего брата в долгу перед Янгом. Выплатить сумму семья не могла, и родители женщины настаивали…

7 апреля 1868 года Элиза вышла замуж за проповедника, поселившись с ним и его женами. Новая жизнь пришлась ей не по нраву: скудное питание, экономия на «булавках», необходимость быть милой с другими женщинами…

“В дополнение к страху и неприязни, которые выросли в моем сердце по отношению к моему мужу, — писала она, — я начала терять веру в религию, которую он представлял”.

Спустя 5 лет Элиза сбежала и подала в суд на развод на основании “жестокого и бесчеловечного обращения”. Со своего супруга она требовала огромную сумму в 200 000 долларов. Дело подхватили газеты, поднялся шум…Репутации Янга была под угрозой.

«Многоженство получило тяжелый удар”, — гласила газета «Нью-Йорк таймс», — “17-я [так в оригинале] жена Бригэма, Пророка, отказалась от своей верности».

Судебные тяжбы отложили развод на два года. Тем временем у Элизы не было денег на жизнь. Впрочем, это не стало проблемой: женщине предложили лекционный тур по стране с рассказами о быте мормонов. И она согласилась.

Элиза стала сенсацией. Ее даже пригласили на встречу с президентом, который через несколько недель подписал законопроект, направленный на прекращение практики многоженства.

На средства, заработанные во время тура, Элиза смогла обеспечить жизнь матери, отлученной от церкви и изгнанной мужем, и двух своих сыновей.

По решению суда Янг должен был выплачивать ей по 500 долларов ежемесячно, правда позже эта выплата была отменена на основании того, что брак был полигамным и, следовательно, юридически недействительным.

Проповедника Бригэма Янга не стало в 1877 году, Элизы — в 1917. Она прожила долгую жизнь: написала автобиографию «Жена № 19», вышла замуж в третий раз — уже за немормона, а еще — вошла в историю США своим крестовым походом против мормонизма и многоженства.

Оцените статью
Жена номер девяднадцать
«Желаю жениться на вдове!»