Эта история началась в 1955 году. На выставке были представлены два портрета: мужской и женский. Искусствоведы утверждали: то, что это рука признанного мастера акварельной портретной живописи Петра Федоровича Соколова не вызывает сомнений — его стиль, его подпись. Но вот герои этих портретов долго оставались неизвестными.
Эти портреты художника Соколова оказались в частном собрании ленинградского коллекционера Соломона Шохора. Надо сказать, что художник Петр Федорович Соколов был очень популярен в ХIХ веке.
Своим талантом и упорным трудом Соколов добился, что Академия художеств признала акварельный портрет самостоятельным жанром и присвоила художнику в 1839 году звание академика.
Кстати, в личной жизни Петр Федорович был счастливым человеком, женившись на Юлии, родной сестре Карла Брюллова, брак с которой оказался на редкость гармоничным. Соколов писал портреты очень быстро, как правило за один сеанс.
В 1828 году он создал весьма удачный портрет будущего императора Александра II, когда тот был еще ребенком. С тех пор он стал получать заказы от двора. Его кисти принадлежат портреты императрицы Елизаветы Алексеевны, великих княжон Марии Николаевны и Ольги Николаевны.
В Петербурге портрет Соколова являлся практически обязательным подарком столичного жениха невесте наряду с драгоценностями.
Два портрета из ленинградской частной коллекции были представлены в Научно-исследовательском музее Академии художеств в 1955 году. Но персонажи Соколова так и остались безымянными.
На одном портрете изображен бравый генерал. На его эполетах видны звездочки, которые в русской армии были введены были с 1 января 1827 года. Таким образом, акварель была выполнена после этой даты. По борту вицмундира пущен белый крест командора ордена Святого Иоанна Иерусалимского, который генерал мог получить еще при Павле I.
Но на груди генерала нет ни медали в память Отечественной войне 1812 года, ни медали за взятие Парижа в 1814 году, которые имели почти все военные той эпохи. В сочетании с другими наградами на груди безымянного генерала был Мальтийский крест, который позволил определить имя генерала. Предположительно это был Александр Павлович Алединский.
Сопоставив акварельный портрет с другим изображением генерала Алединского, хранящемся в Эрмитаже, ученые пришли к выводу, что не ошиблись. Второй портрет генерал-майора в 1823 году написал знаменитый английский художник и создатель Военной галереи Зимнего дворца Джордж Доу.
Еще один портрет Алединского нашелся в Тбилиси, где много лет демонстрировался под чужим именем. В 1819 году в Риме Орест Кипренский изобразил русского генерала. Из-за внешнего сходства портрет посчитали изображением Аркадия Ивановича Нелидова.
Но Нелидов в то время в Италии не был, а служил в Петербурге и имел чин тайного советника. В 2003 году было доказано, что Кипренский рисовал именно Алединского. Историки установили, что в это время в Риме Александр Павлович сопровождал младшего брата царя великого князя Михаила Павловича, воспитанием которого он занимался в течение многих лет, начиная с 1804 года.
Александр Павлович Алединский происходил из дворянского рода Псковской губернии и родился 11 августа 1775 года.
Образование он получил в первом кадетском корпусе Санкт-Петербурга, из которого был выпущен в 1793 году поручиком в Московский гренадерский полк.
В следующем году молодой офицер принял боевое крещение при штурме Вильны во время подавления Польского восстания. В 1799 году под командованием Суворова Алединский совершил знаменитые Итальянский и Швейцарский походы и участвовал во всех главных сражениях.
За победу при Треббии он получил Анненское оружие, за Нови — орден Святой Анны 2-ой степени, а за прорыв через Чертов мост — командорский Мальтийский крест. Доблестно исполнив свой ратный долг, Алединский в 1803 году вышел в отставку капитаном.
Однако судьба готовила боевому офицеру новое поприще — роль придворного наставника. 14 декабря 1804 года его вновь приняли на службу майором, но назначили не в полк, а воспитателем великих князей Николая Павловича (будущего Николая I) и Михаила Павловича.
В 1800 году Павел I назначил 55-летнего генерала Густава Христиана Матиаса фон Ламсдорфа воспитателем своих детей, Николая и Михаила, предупредив: «Не сделайте из моих сыновей таких повес, каковы немецкие принцы». Тот хотел отказаться, но навлек на себя гнев императора: «Если вы не хотите взяться за это дело для меня, то вы обязаны исполнить это ради России…»
Выбор Павла оказался неудачным. Ламсдорф не имел педагогических навыков и основой воспитания считал строгость. Великих князей за малейшую шалость пороли розгами, били тростью, щипали, лупили линейкой. В гневе Ламсдорф мог ударить воспитанника головой об стену.
«Ламсдорф сумел внушить нам одно чувство — страх, — писал Николай I спустя годы. — Его строгость с запальчивостью отнимала у нас чувство вины, оставляя досаду за грубое обращение, часто незаслуженное».
Для изучения наук во дворец были приглашены лучшие ученые, которые совершенно не умели объяснять суть предмета детям. Николай I вспоминал, что на этих уроках они дремали или рисовали что вздумается, а к экзаменам просто заучивали без понимания предмета.
С 1803 года были назначены должности «кавалеров к воспитанию» и упразднены гувернантки и няньки. Дежурные кавалеры, а их было трое, выполняли обязанности гувернеров при великих князьях. В русской традиции им больше бы подошло определение «дядьки», вроде Савельича при Петруше Гриневе как у Пушкина в «Капитанской дочке».
И вот в такую должность заступил Алединский. Он верой и правдой служил Михаилу и Николаю, сопровождал их в 1814 и 1815 годах по Европе к российской армии, занявшей Францию.
В 1817 году воспитание великого князя Николая завершилось. Он вступил во взрослую жизнь и женился на прусской принцессе Шарлотте (Александра Федоровна в православии). Алединский продолжил нести свою службу при великом князе Михаиле. Тот доставлял «дежурным кавалерам» много неприятностей своим поведением.
В 1819 году Алединский вздохнул свободно — великий князь Михаил стал совершеннолетним. Но Александра Павловича оставили при нем в качестве гофмейстера. В его обязанности входило управление двором. Но по сути, он остался тем же «дядькой» при своенравном юноше.
В 1821 и 1822 годах он сопровождал великого князя в путешествии по Германии, а в 1823 году в Поланген для знакомства с невестой — вюртембергской принцессой Шарлоттой. Поездка была непростой: Михаил совершенно не хотел на ней жениться и открыто пренебрегал девушкой.
Великий князь Михаил все же вступил в брак по настоянию матери. Но бедная принцесса Шарлотта, в православии получившая имя Елены Павловны, промучилась 25 лет в несчастном браке с Михаилом.
Что касается портретов… Поскольку на мундире в изображении Алединского художником Соколовым нет знака отличия за тридцатилетнюю безупречную службу, полученного 22 августа 1828 года, то портрет может быть датирован 1827-1828 годами. На другом портрете изображена вторая супруга генерала, Ольга Николаевна.
Она была великолукской помещицей и родила ему двоих детей. Всего у Алединского от двух браков было трое сыновей и три дочери. Все они выросли очень достойными людьми. В Петербурге семья проживала по адресу Фурштадская, дом 34.
Александр Павлович Алединский был отправлен Николаем I за границу для лечения в апреле 1841 года, но 4 сентября того же года скончался в возрасте 66 лет. Похоронен на Смоленском православном кладбище.