«За все муки и слезы любить его буду всем назло»: Эльза Леждей сама разрушила свою жизнь с Наумовым и ходила бить окна в доме соперницы

Красивая и талантливая женщина. Узнаваемая на всю страну актриса. Возможно, она блистала бы в роли Дездемоны или Настасьи Филипповны. Сам Бертольд Брехт предлагал ей роль Катарины, немой девушки в своей пьесе «Мамаша Кураж» без прохождения проб. Это могло быть… Но не случилось.

Для зрителей она навсегда ассоциируется с единственной и неповторимой Зинаидой Кибрит, героиней одного из самых популярных телесериалов Советского Союза – «Следствие вели ЗнаТоКи».

Личная жизнь Эльзы Леждей вот уже много лет окутана завесой тайны. Сегодня можно лишь слегка прикоснуться к загадочной судьбе этой женщины….

Детство

Будущая актриса родилась в южном городе Севастополе в семье моряка 19 февраля 1933 года. Отец, Иван(Ян) Семенович Леждей, был поляком, но никогда не афишировал свое происхождение. Мужчина погиб через год после рождения дочери в крушении поезда, когда возвращался из служебной командировки.

Эльза с детства не любила свое «слишком немецкое имя». Оно казалось ей вычурным, но в дальнейшем его звучность и необычность запомнились многим советским людям.

Элла, так звали ее в кругу друзей, с самого детства мечтала служить искусству. Еще пятиклассницей пошла на «работу в актрисы» в гастрольное объединение Севастополя. Тогда руководство посмеялось над бойкой девчушкой, но это не остудило ее пыл.

Незадолго до войны Эльза вместе с мамой перебралась в Москву. Женщина получила должность экономиста в Народном комиссариате обороны СССР (ныне Министерство обороны). Ведомство же выделило им комнату в коммуналке в доме, где жили Мироновы-Менакер.

Так получилось, что Леждей хорошо знали эту семью. Мария Миронова даже доверяла Эллочке гулять с их сыном Андрюшей. Конечно, такое близкое знакомство с актерским миром не могло не повлиять на дальнейший выбор профессии.

Начало пути и первые чувства

После выпускных экзаменов в школе Леждей отправилась покорять театральные ВУЗы. Яркая характерная внешность и талант помогли ей пройти отборочные туры сразу в два театральных училища – Щепкинское и Щукинское. Она предпочла актерской факультет «Щепки».

Еще студенткой снялась в исторической ленте 1954 года «Море студеное». Ей сразу досталась одна из главных ролей поморки Варвары, хранившей верность жениху, который пропал без вести в морских просторах.

Среди таких маститых актеров, как Николай Крючков, Валентина Телегина, Марк Бернес, молодая дебютантка держалась спокойно и уверенно.

Партнер Эльзы по съемочной площадке Геннадий Юдин находился в те годы на пике своей популярности и был старше на десять лет. Конечно, не увлечься таким фактурным мужчиной она не могла.

Он тоже влюбился в юную особу. Одним словом, к концу съемок пылкие признания в любви и предложение стать женой она услышала от него не только на экране, но и в жизни.

Пара решила создать семью, правда, не расписываясь в ЗАГСе. Увы, но их отношения быстро закончились.

Причина расставания была довольно проста — артист во всем и всегда слушался маму. Пожилая женщина, мягко говоря, довлела над сыном и дико ревновала его к другим женщинам. Поэтому к концу жизни Юдин так и остался одиноким человеком.

После успешного первого фильма режиссер Михаил Калатозов пригласил Леждей на съемки новой картины «Первый эшелон». А через год Александр Алов и Владимир Наумов предложили девушке главную роль в одной из самых заметных кинолент того времени — «Павел Корчагин».

На самом деле начинающий режиссер Наумов заприметил юную актрису уже давно и все ждал удобного случая, чтобы пригласить в свой фильм. Наконец такой момент настал. Эльза просто блистала в роли революционерки Риты Устинович. Критики в один голос прочили ей блестящую карьеру, называя эталоном женской красоты.

Наумов

Фильм «Павел Корчагин» стал знаковым не только в карьере будущей знаменитости, но и в личной жизни. Во время работы над проектом между артисткой и режиссером возник роман, а через год после выхода картины они поженились. С тех пор Владимир Наумович стал для нее Пигмалионом на несколько лет, выявив все грани ее таланта.

Он снял молодую жену в следующем своем фильме «Ветер», разглядев в ней дар драматической актрисы. В героине Мари были заложены все те же самые качества, которыми обладала и сама Леждей: красота, чувственность, манкость, некий трагизм… Специалисты вновь оценили работу кинодивы, особо отметив точно найденные нюансы.

Карьера супругов шла в гору. Наумов просто боготворил жену, частенько прислушивался к ее словам, особенно что касалось работы. Элла была не только талантлива, но и очень эрудированна.

Она буквально располагала к себе окружающих. С ней можно было обсуждать любую тему. Артистка любила Феллини, обожала русскую историю, писала стихи, читала Ключевского и пристально занималась Блоком.

В 60-х Леждей довольно много снималась. Даже ее эпизодические роли были сильны и имели глубокое содержание, как, например, трогательная минутная сцена в фильме «Баллада о солдате».

Важным событием в семье стало рождение сына Алексея. К сожалению, ребенок не смог скрепить семью.

Шалевич

В 1964 году, работая над ролью в фильме «Хоккеисты» Элла подружилась со своим партнером, находящемся в зените славы, Вячеславом Шалевичем. Любитель женщин и сердцеед как раз переживал любовную драму с Валентиной Титовой, о чем делился с коллегой по фильму.

Поначалу Леждей поддерживала его чисто по-человечески. Конечно, Шалевич не мог не оценить ее участия.

Оба не заметили, как дружба переросла в романтические отношения. Чувства настолько захватили артистку, что, вернувшись со съемок, она рассказала обо всем мужу.

Позже Элла признавалась, что уходила от Наумова без всякого сожаления. Нечаянный роман на съемочной площадке «Хоккеистов» стал для нее больше поводом, чем причиной для расставания с первым мужем. К тому времени она устала от его многочисленных интрижек на стороне и в силу прямоты натуры не хотела и не умела притворяться.

Правда, и с Шалевичем ничего не вышло. Два года Леждей ждала предложения руки и сердца, но тот так и не решился вступить с ней в брак. Расставались они друзьями, до самого конца поддерживая отношения. Не раз помогали друг другу в сложных жизненных ситуациях.

Все это время любящий актрису Наумов ждал, что та одумается. Мужчина страшно переживал развод, а друзья и коллеги недоумевали — Эльза ушла от мужа из 4-х комнатной квартиры в коммуналку.

Однако к нему она так и не вернулась. Через некоторое время режиссер женился на Наталье Белохвостиковой на 24 года моложе его. И теперь уже ее сделал своей Галатеей.

Мессерер

После Шалевича Леждей некоторое время оставалась одна. А затем с головой ушла в новый роман с художником Борисом Мессерером.

За все муки, за все слезы любить его буду всем назло, — говорила ее героиня в фильме «Ветер».

Вот и в реальной жизни актрисы бушевали настоящие страсти. Пока наша героиня пропадала на съемках, возлюбленный неожиданно увлекся модной поэтессой Беллой Ахмадулиной. Говорят, что однажды Элла в необычайном возбуждении ходила бить окна в доме соперницы, настолько ей было больно от предательства.

К тому же все любовные неудачи сопровождались полным затишьем в кино. Четыре года, вплоть до 1971 года, артистка нигде не снималась. Есть мнение, что таким образом печально сказался ее разрыв с Наумовым — муж-режиссёр мог бы обеспечить ей творческий рост.

Ходили даже слухи, что он просто «перекрывал кислород». Хотя сама она в эту версию никогда не верила.

Сафонов и новый виток в карьере

Со своим вторым супругом Всеволодом Сафоновым Леждей познакомилась еще в 1957 году на съемках фильма «Шторм». Но тогда их общение осталось на рабочем уровне. Судьба народного артиста была не из легких.

Сложные взаимоотношения с кинематографической верхушкой негативно повлияли на его карьеру. Привели к злоупотреблению алкоголем и расставанию с женой и дочерью — будущей актрисой Еленой Сафоновой.

Через 15 лет судьба вновь свела их на съемках фильма «Слушайте, на той стороне», после которого они больше не расставались. В 1971 году актеры вступили в законный брак. Соединение этой пары было не просто предопределенно. Это было необходимо обоим. Их любовь оказалась глубокой и взаимной, а брак – гармоничным.

Леждей поставила Всеволоду условие: если он хочет быть рядом, то должен завязать с алкоголем. И его любовь к ней победила, дав совершить ему героический поступок. Он навсегда избавился от вредной привычки.

Супруги относились друг к другу нежнейшим образом, вызывая зависть у коллег. Казалось, Эльза Ивановна обрела абсолютное счастье. Тем более вместе с личной жизнью началась и новая эпоха в карьере.

В ее копилке более 50 киноработ, но практически половина из них — серии из сериала «Следствие ведут ЗнаТоКи». Благодаря роли криминалиста-эксперта она стала одной из самых популярных актрис страны.

В течение 15 лет телеспектакль держал зрителей в напряжении. Для публики персонаж Кибрит и артистка Леждей стали одним целым. При работе над образом она много времени проводила в лаборатории с практикующими экспертами-криминалистами.

Благодаря этому никому и в голову не приходило сомневаться в компетентности ее героини. Говорят, что представители криминального мира были ей признательны за то, что Зинаида Кибрит раскрывала им детали, на которых можно «проколоться».

Популярность фильма была такая, что известные актеры буквально выбивали себе право сняться в той или иной серии. В фильме в разное время принимали участие Наталья Гундарева, Армен Джигарханян, Лев Дуров, Вера Васильева, Ия Саввина и многие другие знаменитые артисты театра и кино. В титрах более пятидесяти известных фамилий.

В одной из серий снялся и сын Леждей и Наумова. К слову сказать, еще ребенком он был задействован в эпизодической роли в фильме отца «Бег», но актерская стезя была ему не по нраву.

Алексей окончил художественную академию и стал художником-оформителем в книжной индустрии. У Эльзы Ивановны есть и внук — Владимир Наумов-младший, окончивший СПБГИКиТ по специальности «кинодраматургия».

Сериал сделал Леждей известной и всенародно любимой. Троицу главных героев постоянно приглашали на встречи со зрителями, концерты и гастроли. Актриса старалась отказываться по возможности, предпочитая оставаться дома с семьей, ведь для нее по-прежнему не существовало никого, кроме Севы.

Близкие и коллеги в один голос уверяли, Сафонов тоже не мог жить без своей Эллочки и всегда нежно о ней заботился. Одновременно с этим сильно переживал, что в карьере супруги совсем нет ролей, достойных ее таланту.

Ни для кого не секрет, что кроме невероятной популярности, сериал про милиционеров принес артистке и угасание. Имидж элегантной сыщицы как-то прирос. Кинодива стала, что называется, «заложницей одной роли». Режиссеры больше не видели в ней никого, кроме Зиночки Кибрит.

Последние годы

Когда в 1989 году вышла последняя серия, Эльза Ивановна осталась без работы. Она ощущала себя невостребованной, как будто не доиграла. Но на судьбу никогда не жаловалась и никому себя не навязывала. И вовсе не из смирения, а скорее из гордости.

Последний фильм с участием прославленной актрисы «Волчицы» режиссера Леонида Кулагина вышел в 1992 году.

В этот же год от рака умер горячо любимый муж Всеволод Сафонов. Уход супруга подкосил ее и без того слабое здоровье ( с конца 80-х артистку мучала астма). Она все больше времени проводила дома, никуда не выходила и лишь изредка общалась со своим сыном и внуком.

Актриса умерла 12 июня 2001 года от сердечного приступа. Провожали в последний путь Эльзу Ивановну скромно, без особых церемоний. Предвидя скорую смерть, заслуженная артистка сама попросила близких не превращать ее грядущие похороны в публичное действо.

Родные и друзья простились с ней в церкви, которую в свое время восстанавливал Александр Абдулов. Свой последний приют она нашла на Хованском кладбище.

Оцените статью
«За все муки и слезы любить его буду всем назло»: Эльза Леждей сама разрушила свою жизнь с Наумовым и ходила бить окна в доме соперницы
«У леди истерика»