27 марта 1948 года родился народный артист России Алексей Дмитриевич Жарков.
Тяга к сцене у него проявилась ещё в раннем детстве. В 1960 году 12-летний Алексей, добившись успеха на городских конкурсах чтецов, был включен в праздничный концерт в честь 15-летия Победы, который проходил в Колонном зале Дома Союзов.
Маленький артист с большим воодушевлением прочитал отрывок из поэмы Твардовского «Василий Тёркин», при этом виртуозно подыгрывая себе баяне.
Талантливого пацана заметил кинорежиссёр Марк Донской и пригласил его на одну из главных ролей в кинокартину «Здравствуйте, дети!»
Позже Алексей Дмитриевич вспоминал, что после тех первых съёмок в кино он понял, что хочет стать именно актёром, и впоследствии твёрдо шёл к своей цели.
После школы Жарков с первого раза поступил в Школу-студию МХАТ. При этом он скрыл от экзаменаторов, что уже имеет актёрский опыт, а просто с блеском сдал свой творческий экзамен.
После успешного окончания училища в 1971 году 23-летний актёр был принят в труппу Театра имени Ермоловой и несколько лет посвятил себя только театральной сцене, отказываясь от приглашений в кино. Это было одним из условий худрука театра Владимира Андреева, который сразу стал поручать молодому актёру ключевые роли в спектаклях.
Но в конце 70-х Жарков научился совмещать работу в театре и съёмки в кино. Правда, работать приходилось по 12 часов в день.
Удивительно, что при такой большой нагрузке актёр успевал посвящать время семье и детям, встречаться с друзьями и даже крепко выпивать на таких встречах.
При этом он никогда не халтурил, был очень требователен к себе и к коллегам. Вот как о совместно работе с ним вспоминала Лариса Лужина:
«В «Тайне дворцовых переворотов» Алексей играл Долгорукого, а я — княгиню Долгорукую. Во время репетиций он доводил себя до такого эмоционального, нервного состояния, а потом доводил всех, включая режиссера, до белого каления.
И когда уже хотелось его задушить — вот тут он начинал выдавать такое, что диву все давались! А я в этот момент чувствовала себя словно выжатой. Да, он тянул одеяло роли на себя – у него такой способ был входить в образ…
Он очень тонкий, нервный был. Я его ставлю в один ряд со Смоктуновским, Олегом Далем. Это группа артистов с очень нервной структурой…»
Возможно, именно такая нагрузка на работе и постоянное нарушение режима в конце концов сказались на его здоровье.
Первые микроинсульты стали случаться у актёра прямо во время съёмок и выступлений на сцене, когда ему не было ещё и шестидесяти. Но он находил в себе силы, чтобы во время таких приступов, которые длились по несколько секунд, зрители ничего не замечали. А вот коллеги не заметить такое не могли.
Его уговаривали сделать перерыв в карьере и серьёзно заняться своим здоровьем. Но он словно никого не слышал. Он продолжал активно работать и при этом не забывал про «зелёного змея».
Первый серьёзный инсульт случился в 2012 году. Жарков на полгода попал в больницу, потом ещё год ушёл на восстановление. Он заново учился ходить, восстанавливал речь и память. Ради того, чтобы вернуться в профессию, он окончательно бросил пить и по долгу проводил время в реабилитационном центре.
Как только актёр почувствовал себя лучше, он сразу поехал на «Мосфильм», надеясь получить приглашение на съёмки. Но старые кинорежиссёры уже подзабыли о нём, а новые его и не знали.
Но он упорно, почти каждый день приезжал на киностудию, бегал по коридорам бодрячком и пытался получить хоть какую-нибудь роль. До болезни почти 30 лет он был сверх востребованным актёром, поэтому пришедшее забвение убивало его больше, чем болезнь.
В марте 2016 года случился ещё один инсульт, после которого актёр уже не смог подняться. Его не стало 5 июня 2016 года.
Близкие могли рассчитывать на пышные похороны народного артиста России на одном из столичных кладбищ. И такое предложение от властей поступило. Но родные решили исполнить последнюю волю усопшего и тихо, без торжеств похоронили его на одном из подмосковных кладбищ, недалеко от дачи, где Алексей Дмитриевич любил проводить время.
Известно, что нашлись люди, которые упрекнули их в том, что они отказались от торжественных похорон знаменитого артиста. Но лично мне кажется, что поступили они верно. Мы в последнее время уже столько насмотрелись на пышные похороны под камеру, что поневоле начинаешь уважать тихий уход таких известных актёров, как Алексея Жаркова, Леонида Куравлёва или Анатолия Кузнецова.
Эти люди и так оставили после себя великое наследие. Их будут помнить и без пышных погребений.