«Я сразу поняла, что он предпочитает джентльменов»: женщины и мужчины Рудольфа Нуреева

После всего, что случилось, Настасья набросила на плечи тонкую сорочку. Все было так странно. Рудольф был мягким и нежным, не таким, как другие мужчины. Красавица улыбнулась, вспоминая перипетии минувшей ночи.

Между тем, ее русский друг принес кофе и, присев рядом с Настасьей, сделал ей предложение, которое шокировало актрису до глубины души.

16 марта 1938 года в вагоне поезда, следующего из Уфы во Владивосток, было непривычно шумно. Проводники метались туда-сюда, пассажиры, вытягивая шеи, смотрели в начало вагона, где в одном из плацкартных купе рожала «какая-то татарка».

Татарку звали Фарида Аглиулловна, находясь на позднем сроке беременности, она ехала во Владивосток, где служил ее супруг, Хамет Фазлеевич Нуреев.

Проводники и нашедшийся в поезде врач помогли Фариде благополучно родить крепкого и с виду вполне здорового мальчика. Это произошло неподалеку от станции Раздольное Владивостокского района Приморского края.

«Как сына-то назовешь?» — спросила Фариду соседка по купе.

«Рудольфом, Рудольфом», — едва слышно отозвалась роженица.

В 1941 году Хамет Нуреев отправил жену и сына из Владивостока в Уфу, столицу Башкирской АССР.

В Уфе Рудольф и Фарида и провели военные годы. Было тяжело, но все же не так, как на оккупированных немцами территориях, как в блокадном Ленинграде или в голодной Москве.

В 1944 году в Уфе был открыт новый театр оперы и балета. Премьерным спектаклем на новой сцене стала «Журавлиная песнь». Фарида Нуреева каким-то образом достала билет на представление и взяла с собой шестилетнего сына.

Рудольф был потрясен до глубины души. Мальчику внезапно открылся невероятный мир танца. Особенно Рудика поразило мастерство балерины, исполнявшей партию Вожака журавлей. Этой балериной была Зайтуна Насретдинова, которую через много лет Рудольф Нуреев назовет одной из лучших в истории.

Увиденная тем вечером красота определила жизнь Рудика: он заявил матери, что тоже хочет танцевать. Фарида посмеялась: мальчику еще предстояло окончить среднюю школу.

В 1945 году Рудольф пошел в первый класс средней школы №2 города Уфы. В этом образовательном учреждении, несмотря на тяжелое, военное время, работало множество секций для детей. В том числе, секция танца.

Рудик начал заниматься и проявил недюжинный талант. В 1948 году 10-летний мальчик стал участником детского фольклорного ансамбля Дома учителя в Уфе, руководила которым находившаяся в эвакуации знаменитая балерина Анна Удальцова.

Немного позднее Рудольф стал учеником другой выдающейся балерины Елены Войтович, которая преподавала в местном Доме пионеров.

В 1953 году 15-летний Рудольф поступил в балетную студию при Башкирском театре оперы и балета и здесь же получил свою первую работу — он, как и мечтал, стал артистом балета.

Башкирский театр очень хотел видеть юношу у себя, однако, у Рудольфа к тому времени появилась новая большая мечта — покорить крупнейшие театры страны.

В 1955 году молодой человек отправился в северную столицу, планируя поступить в знаменитое Ленинградское хореографическое училище. Нурееву было уже 17 лет, и для абитуриента он был слишком возрастным.

Тем не менее, набиравший класс Александр Иванович Пушкин, посмотрев Рудольфа в деле, заявил руководству, что парнишку необходимо брать.

Нуреев поступил и оказался в балетном интернате. Юные артисты не приняли «великовозрастного» Рудика. Возможно, в силу зависти, над Нуреевым издевались, обзывали его «деревенщиной».

Пушкин, узнав, что творится с его лучшим учеником в интернате, переселил Нуреева к себе в квартиру.

В 1958 году Рудольф окончил училище. К тому моменту покровительницей молодого таланта стала прима-балерина Наталия Дудинская, поспособствовавшая принятию Нуреева в один из главных мировых театров — Театр оперы и балета им. С.М. Кирова (дореволюционную Мариинку).

Рудольф дебютировал в балете «Лауренсия». Молодой танцовщик исполнил партию Фрондосо, а его партнершей была Дудинская.

В 1961 году Нурееву исполнилось 23 года. К этому моменту Рудольф был одним из ведущих артистов Кировского театра, его знала вся страна.

В июне театр отправился на гастроли в Париж. Нуреев, который обожал роскошь и втайне мечтал о Западе, был совершенно ошеломлен открывшимся ему миром буржуазии.

Танцовщик, вопреки предупреждениям, выбирался из гостиницы, совершал поздние прогулки, у него появилась подруга — 21-летняя Клара Сент, дочь богатого чилийского художника.

16 июня руководство театра сочло допускаемые Нуреевым «нарушения режима нахождения за границей» неприемлемыми. Танцовщику было объявлено, что он снят с гастролей и вернется в СССР.

Нуреев решил, что его больше никогда не выпустят за границу. Перепуганный Рудольф обратился к Кларе Сент и та помогла ему бежать, стать так называемым «невозвращенцем».

Бегство ведущего танцовщика Кировского театра вызвало в СССР колоссальный скандал. Балет советская власть воспринимала как инструмент повышения престижа страны, и демарш Нуреева нанес по репутации государства сильный удар.

В Союзе состоялся заочный суд над Нуреевым, в ходе которого он был признан виновным в измене Родине и приговорен к семи годам тюрьмы.

Между тем, Нуреев наслаждался жизнью, о которой он так мечтал. Благодаря славе, которую Рудольф получил на старте, он не испытал трудностей с получением работы. Танцовщика сразу же пригласили в Театр Елисейских полей на роль Голубой птицы в балете «Спящая красавица».

Постановка пользовалась бешеным успехом. Французские коммунисты объявили своей целью постоянное освистывание Нуреева, однако, это лишь привлекло к танцовщику дополнительный интерес.

В ноябре 1961 года Нуреев переехал в Лондон, где в кратчайший срок стал звездой лондонского Королевского балета. Постоянной партнершей Рудольфа стала знаменитая, но уже возрастная Марго Фонтейн, которой выступления с Нуреевым помогли обрести второе дыхание в профессии.

Выступления Рудольфа и Марго были настолько чувственными, что в прессе стали писать о романе артистов.

Клара Сент, благодаря которой советский танцовщик оказался на Западе, в это не верила. В своих воспоминаниях женщина писала:

«Я сразу поняла, что он предпочитает джентльменов».

Слухи о «странностях» Нуреева ходили еще в Ленинграде, на Западе же, где царствовала свобода на грани вседозволенности, они получили свое полное подтверждение.

Сразу после приезда на Запад, Нуреев инициировал знакомство с датским танцовщиком Эриком Бруном, видеозаписи которого Рудольф смотрел еще в Советском Союзе.

Вскоре Рудольф и Эрик стали жить в одной квартире. Отношения с Бруном не мешали Нурееву вести беспорядочный образ жизни: связей у танцовщика было великое множество, причем по всему миру.

Однако Клара Сент была не совсем права: Нуреев предпочитал не только джентльменов.

В 1983 году Нуреев снялся в американском фильме «Рассекреченный» с 22-летней Настасьей Кински в главной роли. Рудольф был очаровано молодостью, свежестью и непосредственностью Настасьи.

Своему личному ассистенту и любовнику Роберту Трейси танцовщик признался, что Кински была одной из трех женщин в его жизни, с которыми ему доводилось проводить время в постели.

Первой была юная ленинградская балерина, второй — некая английская танцовщица (возможно, Нуреев имел в виду Марго Фонтейн).

Нуреев мечтал, чтобы Кински родила ему и его «другу» Роберту Трейси дочь или сына. Однако Настасью подобный поворот событий шокировал, и она отказалась от столь заманчивого «предложения». Впоследствии ряд журналистов утверждали, что Кински сделала аборт.

В том же самом 1983 году, когда на экраны вышел «Рассекреченный» (и, к слову, провалился в прокате), Рудольфа Нуреева ждала тяжкая новость.

Врачи сообщили танцовщику, что у него ВИЧ. По тем временам это было равносильно приговору: заболевшего ждала схима, всеобщее осуждение, а затем — мучительная смерть от СПИДа.

ВИЧ был также обнаружен у Роберта Трейси, а также, по некоторым данным, у постоянного спутника Нуреева, Эрика Бруна.

У Бруна немного позднее была обнаружена еще одна страшная болезнь — рак легких. Танцор мужественно боролся за жизнь, но недуги оказались сильнее: 1 апреля 1986 года Эрик скончался в Главном госпитале Торонто в возрасте 57 лет.

Нуреев в тот момент находился в Париже, где возглавлял Парижскую Оперу. Весть о смерти Эрика подкосила Рудольфа, на протяжении долгого времени он не мог работать.

В Париже Нуреев открыл целую плеяду молодых артистов, начиная от Сильви Гиллем и заканчивая Лораном Илером.

Рудольф, этот «невозвращенец» из Союза, стал на Западе стопроцентной звездой, создателем целого направления в балетном искусстве, непререкаемым авторитетом, а также мультимиллионером.

Вот только цена за все это была заплачена страшная.

ВИЧ прогрессировал. Артист понимал, что ему осталось недолго, и стремился делать добрые дела: помогал деньгами друзьям, молодым артистам, в том числе, из Советского Союза.

В 1987 году из СССР пришла тяжелая новость: мать Нуреева находится при смерти. Рудольф всю жизнь испытывал острый стыд за то, что бросил в Союзе мать, женщину, которая столько ему дала.

Нуреев смог добиться от советских властей разрешения на въезд. Он прибыл на Родину по 72-часовой визе, успел попрощаться с матерью.

В 1989 году, когда СССР уже находился на грани распада, Олег Виноградов, главный балетмейстер Ленинградского театра оперы и балета им. Кирова пригласил Рудольфа вновь выступить на родной сцене. После непродолжительных сомнений Нуреев согласился.

Спустя четверть века великий танцовщик-«невозвращенец» вернулся на Кировскую сцену в роли Джеймса в балете «Сильфида». Несмотря на то, что Рудольф танцевал с трудом, преодолевая сильные боли, публика была в совершенном восторге.

В начале 90-х Нуреев уже не мог танцевать и, будучи талантливейшим музыкантом, переквалифицировался в дирижеры. В 1992 году Рудольф снова побывал в России, в Казани. На сцене Татарского оперного театра Нуреев дирижировал балетом «Щелкунчик».

6 января 1993 года Нурееву стало плохо в его квартире в Париже. К тому моменту ВИЧ уже перешел в стадию СПИДа, Рудольф страшно исхудал и, по признанию его друзей, «был похож на мумию».

Врачи пытались спасти танцовщика, но сделать ничего не смогли. Вечером 6 января Нуреев скончался в возрасте 54 лет.

Перед смертью Рудольф Хаметович попросил, чтобы его похоронили на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа, где нашли последний приют многие русские эмигранты. Желание танцовщика было исполнено.

Оцените статью
«Я сразу поняла, что он предпочитает джентльменов»: женщины и мужчины Рудольфа Нуреева
Янина Жеймо:-«Доктор. Я снова умею читать». В поисках какого-то забора и «черный человек» у окна по ночам