«Я по сто раз перецеловал каждый её пальчик на ногах!» Павел Луспекаев: жизнь талантливого актёра, полная бурных страстей

— Я почему такой, какой есть? — объяснял актёр Павел Луспекаев. — Смешение кровей! Моя мама, Серафима Авраамовна Ковалёва — донская казачка. Унаследовал я от неё прямоту, правдивость и открытость.

Отец, Богдасар Гукасович Луспекян — армянин, мясник. От папы достался огненный темперамент, щедрость и склонность к загулам!

Непростой была жизнь со звездой «Белого солнца пустыни», ох и натерпелась от него супруга. Но любила своего Пашу до самозабвения и всё ему прощала. Так ведь и Павел её любил! Дико ревновал, дрался из-за неё и из семьи не уходил несмотря на свои многочисленные увлечения.

«Не бросай меня! Это же просто случайная девица… а без тебя я не смогу!»

— Кто это? — так и ахнул Павел, увидев красивую девушку у входа в родное Щепкинское училище, куда он поступил в 1946 году. — Как звать?!

— Инесса Кириллова, — улыбнулся однокурсник Паши, глядя на друга, стоявшего с разинутым ртом. — Попробуй с ней заговорить, она слегка улыбнулась, заметив, как ты на неё уставился!

Инесса была не просто красива. Высокая, строгая, с гордой осанкой и длинной косой она походила на гимназистку дореволюционных времён и поразила Павла своим обликом.

— Ангел, чистый ангел, — вздыхал Луспекаев. — Она — нежная барышня. А я? Дикий неотёсанный дьявол!

Павел недооценивал себя, ведь в свои 19 лет он был видным парнем. Воевал, сбежав на фронт в 16 лет в 1943 году и попав в партизанский отряд.

Был мужественным, уверенным в себе и очень даже симпатичным! Инесса, познакомившись с Луспекаевым поближе, ответила ему взаимностью.

— Повезло мне! — хвалился Павел. — Такое ощущение, что я выиграл огромный приз в лотерею, где шанс — один на тысячу…

И вдруг, через месяц после свадьбы с Инной, как Паша стал называть обожаемую молодую супругу, он пропал из дома и не приходил неделю! Оказалось, что молодожён загулял с какой-то ростовчанкой, весёлой и легкомысленной. Вернувшись из загула, Павел каялся, умоляя простить:

— Клянусь, люблю только тебя, не бросай меня! Это же просто случайная девица… а без тебя я не смогу!

Инна-Инесса простила и прощала потом не раз. Павел любил жену, а оправдывался тем, что в нём просыпаются батины гены и обуздать себя, свой темперамент он, якобы, не в силах.

— Инка моя — святая женщина! — делился Луспекаев с друзьями, выпивая. — А я — негодяй!

На Инну заглядывались мужчины, но, если на их беду рядом был супруг, дело заканчивалось дракой. Но она и не собиралась ни с кем знакомиться, уехав с Луспекаевым в Тбилиси, хотя ей светило место в одном из московских театров по окончании училища.

В Павле, безусловно, чувствовался талант, но его неуправляемый характер пугал столичных педагогов и режиссёров.

Как-то, получив четыре балла вместо ожидаемых пяти, он в ночи поехал на дачу к профессору, колотил в калитку, кричал, выбежал сосед с берданкой… Вскоре Луспекаев стоял на коленях перед профессором:

— Отец родной, прости! Ты (он со всеми был на ты, — ред.) для меня самый уважаемый человек! Я за тебя землю есть стану! — и действительно запихнул горсть земли в рот, преданно глядя на педагога.

Возможно, помешал ещё и южный говор, и по окончании Щепкинского училища в 1950 году Луспекаева распределили в тбилисский Русский драматический театр, где супруги проработали пять лет. Потом он с Инной оказался в Киеве в театре имени Леси Украинки.

Супруга там блистала, зато Павла увидел Кирилл Лавров, приехавший погостить в столицу Украинской ССР, впечатлился его игрой и позвал в ленинградский БДТ, где служил сам. Лавров, вернувшись в Ленинград, переговорил с Георгием Товстоноговым.

— Ну что ж, Вашему мнению доверяю, да и о Луспекаеве я кое-что слышал, пусть приезжает, поговорим! — дал добро Георгий.

В Ленинград актёрская семья окончательно переехала с новорожденной дочерью Ларисой в 1959 году. Инну тоже зачислили в штат БДТ, но роли ей доставались незначительные, карьера фактически закончилась. Все силы у неё уходили на заботу о малышке и втором своём ребёнке, большом — 32-летнем Паше.

Своей профессией Луспекаев был одержим. Его неукротимый темперамент, мешавший ему в жизни, на сцене позволял воплощать ярких персонажей, обуреваемых сильными страстями. Он был одним из сильнейших театральных актёров той поры. Но как же он переживал из-за каждой роли, чуть ли не впадая в безумство!

— О, дух, приди, приди! — раздался крик Павла.

— Пашенька, что случилось?! — в комнату вбежала перепуганная жена.

— Никому-то я не нужен, — по щеке актёра покатилась слеза.

Луспекаев настолько погрузился в текст, что действительно ожидал появления духа, и расплакался, когда тот не явился.

И так всегда, во время работы над каждой ролью! Зато после визита в СССР величайший британский актёр, сэр Лоуренс Оливье, так отзывался о Луспекаеве: «В России, в БДТ, есть один актёр — абсолютный гений! Только фамилию его произнести невозможно. Лусс-пи-каэфф».

Очаровывал женщин, а сам переживал трагедию: ампутировали пальцы, потом ступни

В 26-летнюю Танечку Доронину Луспекаев влюбился практически на второй день в БДТ и проходу ей не давал, хотя она была замужем за Олегом Басилашвили. В итоге, с Басилашвили они подружились и, к слову, поселились на одной лестничной клетке.

Однажды Олега, как он говорил, чёрт дёрнул прочесть другу лекцию о вреде пьянства. А вечером он столкнулся с пьяным Луспекаевым в ресторане!

Басилашвили не удержался и сделал замечание. Слово за слово, ссора, крики, и Павел запустил в Олега ножом. К счастью, нож красиво воткнулся в стену, а Луспекаев каялся и просил прощения. Олег простил.

А Алла Ларионова, якобы, ответила взаимностью «казаку-армянину». Вживую Павел видел актрису ещё в Тбилиси, куда она приехала на гастроли.

— Это не женщина, это зефир, нежный и манящий, — вздыхал Паша.

Спустя несколько лет он просто пришёл к ней в Ленинграде в гостиницу. И остался там на несколько дней.

— Я по сто раз перецеловал каждый её пальчик на ногах! — рассказывал Луспекаев актёру Владимиру Татосову.

Верим? А ведь Павел героически боролся с тяжёлым заболеванием. Во время войны он отморозил ступни ног, и лет в 35 из-за этого возникли проблемы с сосудами, фактически началась гангрена. Врачи предложили ампутировать ноги до колен, но актёр и слышать об этом не захотел.

— Как я на сцену выйду?! Лучше умереть, чем никогда больше не играть…

И началась медленная пытка: ампутировали пальцы, спустя некоторое время — ступни. Когда Екатерина Фурцева узнала, что Луспекаев находится в больнице чуть ли не при смерти, она лично выписала ему лекарство из Франции, благодаря которому раны быстро заживают, изготовили и хорошие протезы.

Врачи категорически запретили курить, поскольку из-за курения нарушается приток крови к ногам. Бросить курить и пить было выше его сил, зато, плотно посидев на наркотиках из-за фантомных болей, Павел отказался их принимать вовсе, пройдя все ужасы ломки из-за отказа.

Учился ходить на протезах. Из-за проблем со здоровьем актёр все же вынужден был покинуть любимый БДТ в 1967 году, но в фильмах продолжал сниматься.

«О его любви ко мне знала вся съёмочная группа»

Своего жизнелюбия актёр не терял! В театральных кругах вовсю судачили о бурном романе между Павлом Луспекаевым и Татьяной Ткач.

— Все эти истории с Луспекаевым — что-то невероятное! Познакомились мы в театральном общежитии. В то время у него случилась трагедия — ампутация части ног, он ходил на протезах, — вспоминала Татьяна.

— Вот в таком состоянии он и начал за мной ухаживать. Не стану лукавить, он мне сильно нравился, но я не представляла, как можно встречаться с «ураганом»!

Ткач и Луспекаев вместе участвовали в пробах к фильму «Бег». Актёр поставил условие режиссёру, что будет сниматься только с Татьяной, не зная, что её уже утвердили. Вот только Павлу предпочли Михаила Ульянова.

А в 1969 году Луспекаев снялся в фильме Владимира Мотыля «Белое солнце пустыни».

— Когда его утвердили на роль, он поставил условие Мотылю, что без меня сниматься не станет, — рассказывала Ткач. — Накануне съёмок ко мне в коммунальную квартиру пришёл сам Мотыль и стал меня уговаривать поехать с ним на съёмки.

Я попросила прочитать сценарий. «Сценария нет на руках, — замялся он. — Да он вам и не нужен, вы будете играть главную жену в гареме. Эта практически немая роль».

Таня позже узнала, что за неё попросил Луспекаев!

— О его любви ко мне знала вся съёмочная группа. Он не скрывал своих чувств даже от жены Инны, — разводила руками народная артистка России. — Помню, как она каждый день стучалась в мою дверь и плакала: «Павел объявил голодовку, сказал, что будет есть только из рук Тани Ткач».

Мотыля отговаривали снимать Луспекаева: обязательно ввяжется в скандал! И точно, разнимал драку местных горячих парней в пивной, а в результате получил ножевой порез прямо на лице!

Мотыль не растерялся, тут же придумав эпизод, в котором Аристарх стрелял в стекло рубки, и осколок рассекал Верещагину левую бровь. Так кровоточащая рана на лице актёра получила правдоподобное объяснение.

Но трудился Павел Борисович самоотверженно. От гостиницы до места съёмок в районе песчаной горы Сары-Кум приходилось идти по песку под палящим солнцем, проехать было невозможно.

Вроде и недалеко, меньше километра, но Луспекаеву с огромным трудом давался этот отрезок пути. Один из каскадёров сделал ему палку и вырезал красивый узор, на неё актёр и опирался, да на хрупкое плечо преданной Инны.

А после тяжёлого съёмочного дня брёл на берег Каспия, привязывал к культям металлические «плавники» и уплывал далеко-далеко.

— Паша, а если утонешь?! — волновались коллеги.

— Утону — вспоминайте!

— Ты просто невозможный человек…

Снимаясь больным, актёр создал образ живого человека, слабого и в тоже время сильного, обладающего и неистощимым оптимизмом, и умеющего глубоко грустить… После выхода картины к Луспекаеву пришла настоящая слава, его узнавали на улице, о нём, его игре и актёрском таланте писали журналы и газеты.

Со дня премьеры «Белого солнца пустыни» прошло меньше месяца, и к своей популярности Павел привыкнуть не успел, как не успел дать ни одного интервью и сняться для печатных изданий.

В апреле 1970-го актёр уехал в Москву — сниматься в фильме Наума Ардашникова «Вся королевская рать» в роли Вилли Старка. 17 апреля в его номер в гостинице «Минск» позвонил Михаил Козаков.

— Паша, ты где вчера был? Я звонил-звонил тебе!

— Да друзей из Еревана встретил, потом расскажу, — очень общительный Луспекаев везде находил душевную компанию. — Вот сижу тут в номере модерн, как слон в посудной лавке всё время обо что-то задеваю, в «Пекине» просторнее было.

В номере скучно! Сейчас Танюшке Лавровой позвоню, попрошу кефиру принести. Жаль, ты занят. У тебя какая сцена? С Ефремовым? Ну давай, работай, а завтра мой черёд.

Через два часа на съёмочной площадке работа остановилась, кто-то сообщил страшное: Луспекаев умер. Как потом выяснилось — из-за разрыва сердечной аорты. Ему было всего 42 года. Инна, ставшая вдовой в 47 лет, замуж больше не вышла, а через 18 лет её похоронили рядышком с любимым Пашей.

Так мало удалось сделать Павлу Луспекаеву, талантливому актёру и яркому противоречивому человеку!

— Утону — вспоминайте!

— Мы Вас помним, невозможный Вы наш человечище…

Оцените статью
«Я по сто раз перецеловал каждый её пальчик на ногах!» Павел Луспекаев: жизнь талантливого актёра, полная бурных страстей
Нарушительница запретов