Елена и Ольга родились в семье легендарных музыкантов, которые покорили мир своим талантом и мастерством. В 70-х годах им пришлось пережить эмиграцию и разлуку с Родиной, но они не потеряли связь с искусством и продолжили дело своих родителей.
Семья
Виртуозный виолончелист и дирижёр Мстислав Ростропович и оперная прима Галина Вишневская влюбились друг в друга с первого взгляда. Их роман начался на фестивале в Париже в 1955 году, а всего через несколько дней Ростропович сделал ей предложение. Она, не раздумывая, согласилась и развелась со своим мужем Марком Рубиным.
Супруги не только любили друг друга, но и творчески дополняли, выступая вместе на концертах. Их дуэт вошёл в историю музыки как один из самых ярких и запоминающихся. Естественно, у супругов бывали и разногласия, но они всегда ценили и уважали друг друга.
Одним из камней преткновения было то, что Ростропович, будучи очень общительным и радушным человеком, всегда возвращался домой с гостями, а Вишневской не нравились шум и суета, особенно когда она готовилась к спектаклю.
Семья проживала в известном «Доме композиторов» в Газетном переулке, где со всех сторон доносились звуки прекрасной музыки, исполняемой соседями-музыкантами.
Ростропович и Вишневская тоже часто репетировали дома, и их дочери Ольга (1956 г. р.) и Елена (1958 г. р.) никогда им не мешали, разговаривая в это время только вполголоса и передвигаясь на цыпочках.
Мстислав был очень требовательным, и девочки выросли в строгой дисциплине, но так как они не знали другого образа жизни, то считали его нормальным. Они уважали и слушались родителей, которые были непререкаемым авторитетом.
Вишневская была ближе к детям, чем Ростропович, и проводила с ними больше времени. Но частенько супруги вместе отправлялись на гастроли, которые длились по полтора месяца, и тогда о малышках заботилась домработница.
Когда сёстры подросли, то оставались жить сами, они были очень самостоятельными. Вишневская считала, что женщина обязана уметь всё, и воспитывала своих дочек в этом духе. С трёх лет они сами стирали своё белье и рано освоили приготовление пищи. В 6 лет Оля с радостью готовила любимое блюдо отца — яичницу с помидорами.
Ольга хотела стать балериной, но её желание было проигнорировано. Бабушка, которая была пианисткой, настояла, чтобы девочка занималась музыкой, как она. С 6 лет сёстры посещали музыкальную школу, так как их родители не представляли, что у них может быть другое будущее.
Был установлен жёсткий распорядок дня, и девочкам не разрешалось отклоняться от него, а особенно Ростропович не терпел лжи, за что мог строго наказать.
На прогулки времени практически не оставалось, а когда Елена ушла гулять и вернулась позже, чем надо, то мать обрезала её длинную косу, и ей приходилось какое-то время носить платок, так как волосы стали слишком коротки, чтобы их уложить в причёску.
А по приказу отца она должна была в течение года носить одну школьную форму. Это было очень жестоко и унизительно для девочки-подростка.
Вишневская и Ростропович не хотели, чтобы окружающие думали, что они снисходительны к своим детям, поэтому они требовали от них высоких результатов во всём и не допускали никаких проявлений легкомыслия.
Когда в школе устраивались вечера, то сёстры даже не рассказывали об этом родителям, потому что знали, что это бесполезно. Они понимали, что отец не позволит им ходить на такие мероприятия.
Хотя денег в семье хватало, девочкам не покупали ничего лишнего, и у них не было большого выбора одежды. Обычно они ходили в простых платьях, прикрывающих колени, но как-то Вишневская привезла дочерям заграничные джинсы.
Ольга и Елена были в восторге, но когда отец увидел их в джинсах, то разозлился, считая, что показываться в таком виде неприлично. Дошло до того, что он взял эти джинсы и поджёг на деревянной веранде. Матери тогда не было, а когда она вернулась, то увидела дым и плачущих дочерей.
Вишневская считала, что он поступил несправедливо, но при детях они с мужем отношений не выясняли, а Ростропович был очень рад, что таким образом избавился от ненавистной ему одежды:
— «Всё! Я их сжёг! Больше эти проклятые джинсы не будут действовать мне на нервы!»
Вынужденная эмиграция
Галина Вишневская была очень популярной певицей, но в середине 60-х её карьера пошла на спад, а Мстислав Ростропович и она сама вызывали недовольство у властей за своё свободомыслие. Ростропович был другом известного писателя А. И. Солженицына и предоставил ему в 1969 году жильё на своей даче.
Он не скрывал своего отношения к нему от дочерей и открыто выступал в защиту его творчества, что привело к проблемам с властями. Их концерты были отменены, а в 1972 году Ростроповичу запретили выезжать за границу.
Супругам удалось выехать из страны благодаря вмешательству американского сенатора, который приехал в Москву в 1974 году. Он добился того, чтобы музыкантам дали визу и оформили их поездку как творческую командировку. Когда они уехали, их дочерям было 18 и 16 лет: Ольга училась в консерватории, а Лена в школе.
Никто не думал, что им придётся задержаться в чужой стране на много лет, но всё произошло иначе, а Мстислав Ростропович достиг большого признания за границей как музыкант и дирижёр Вашингтонского национального симфонического оркестра. Сам президент Рейган назвал его «Славой Америки» и вручил ему медаль Свободы.
Весной 1978 года советские власти приняли решение лишить Ростроповича Вишневскую гражданства и государственных наград. Их обвиняли в том, что они действуют против интересов своей страны, поддерживают финансово белоэмигрантские организации и порочат советский строй.
В 1989 году их восстановили в гражданстве, и хотя Вишневская и Ростропович снова приехали в родную страну, от паспортов отказались. У них оставались швейцарские документы, и они не забывали о своих зарубежных проектах и продолжали давать концерты в разных уголках мира.
Жизнь дочерей за границей
Оказавшись в чужой стране без средств к существованию, супруги были вынуждены часто ездить на гастроли, поэтому, чтобы не таскать дочерей за собой по гостиницам, артисты отправили их в монастырь-пансион, находящийся в Лозанне (Швейцария).
Это было спокойное и безопасное место для девочек, монастырь окружал высокий каменный забор, и Мстислав Ростропович остался очень доволен.
Поселили сестёр в разных комнатах, на русском общаться было не с кем, так как учились там одни европейцы, но уже через полгода они заговорили на французском языке, а также подтянули свой английский.
Галина Вишневская рассказывала:
— Я очень признательна монахиням и преподавательницам: они строго следили за моими дочерьми, там такой режим! Я намеренно выбрала для них эту школу, чтобы они осели, посмотрели на мир из-за стены.
А не сразу во все соблазны погрузились. Они считали, что два года в другой стране — это как отпуск, ничего не нужно делать. Только развлекаться и ходить по мероприятиям. А я отправила их в монастырь, чтобы успокоились.
В этой школе девочки провели почти два года, а потом родители перевезли их в Нью-Йорк, где Ольга и Елена поступили в музыкальный университет «Джулиард скул». Год они прожили в резиденции Святой Марии, где предоставлялось жильё только женщинам, а потом Ольга уговорила отца, чтоб им арендовали квартиру в доме напротив университета.
Тогда супруги жили в Париже, и разумеется, они переживали, когда оставляли дочерей одних, но у них не было альтернативы. Благо, что в Нью-Йорке у них появились знакомые, и те приглядывали за девушками.
Вишневская осталась довольна тем воспитанием, которое получили её дочери.
— Они замечательные дочери. Когда я вернулась к ним с гастролей и осторожно поинтересовалась: «Девочки, вы по Бродвею гуляете?» — они ответили: «Да нет. Мы обычно тут рядом». Я спрашиваю: «А на 42-й улице интересно?» (Там одни злачные заведения.) — «А что там на этой улице?».
В Америке девочки сразу осознали, что на них лежит большая ответственность. Они стали серьёзнее. Видели, как мы трудились с отцом, чтобы обустроиться. Поняли, что надо помочь родителям, хотя бы тем, что хорошо учатся.
Елена окончила обучение экстерном, решив, что ей нужно больше практики. Она стала сопровождать отца на гастролях и играла на фортепиано, но вскоре бросила работу и вышла замуж.
Ольга начинала свою карьеру как концертирующая виолончелистка, но, поняв, что до отца ей очень далеко, стала преподавательницей. Он был очень разочарован, отобрал у неё свой подарок — виолончель и не общался с ней после этого три года. Примирились они перед её свадьбой с марокканским миллиардером Олафом Гераном-Гермесом.
Она вспоминала:
— После того, как священник на исповеди посоветовал мне извиниться перед отцом, я позвонила ему и сказала: «Папа, прости меня, пожалуйста!» — и заплакала. Он тоже заплакал. Так мы и помирились.
Вишневская рассказывала, что когда дочери собирались замуж, она не одобряла их выбор, понимая, что они не будут счастливы. Однако мешать не стала, чтобы потом не получать от них упрёков. Ростропович тоже не обрадовался этой новости, но потом успокоился, поняв, что дочери будут под присмотром. Он наладил отношения со своими зятьями и очень любил внуков.
Первым мужем Елены был немец, а потом она влюбилась в итальянца Стефано Тартини и сразу развелась. Вместе со вторым мужем, который был дизайнером, она уехала в Париж. У Елены четверо детей, по двое от каждого брака.
Иван стал врачом, Сергей — режиссёром, Анастасия — художницей, Александр — пианистом. Елена не влияла на их выбор профессии, считая, что дети должны решать сами.
Все они проживают в разных странах, и Елена грустит, что у них нет родного дома. Их корни были в России, а за границей они жили как кочевники, и теперь Елена не чувствует себя дома ни в России, где всё изменилось, ни в Швейцарии. Собраться всем вместе удавалось в гостях у Галины Вишневской и Михаила Ростроповича в России.
Ленинград был любимым городом Галины Вишневской и здесь она с мужем купила квартиру в доме на набережной Кутузова. Со временем им удалось выкупить все остальные квартиры и стать полноправными владельцами всего здания. Здесь хранятся экспонаты, которые певица покупала на аукционах, а также личные ценности музыкантов: письма, фото, ноты, весь архив.
Сейчас Елена возглавляет фонд «За здоровье и будущее детей» и ассоциацию Ростроповича-Вишневской, которая организует гуманитарные музыкальные проекты.
А Ольга после нескольких счастливых лет брака пережила тяжёлый развод. Муж потерял своё состояние и пытался отобрать имущество, а Ольга самостоятельно несколько лет обеспечивала двух сыновей — Олега и Мстислава.
Она решила, что её сыновья будут учиться в Швейцарии, где соблюдается строгая дисциплина, в отличие от американских школ. Позже старший сын Олег поступил в американский университет на специальность PR-менеджер.
В 2007 году скончался Мстислав Ростропович, и Ольга, как того хотел её отец, переехала в Россию. Она и её мать были очень близки, и Ольга стала главной её помощницей в оперном центре, где обучали вокалу.
В 2012 году Галина Вишневская умерла, и Ольга продолжила её дело, возглавив этот центр. Также она руководит Фондом имени Ростроповича, который покровительствует молодым музыкантам.
В России Ольга вышла замуж за хорошего верующего человека Армена, который занимается образовательными и культурными проектами.
Несмотря на то, что Ольга и Елена сурово воспитывались и росли под строгим и иногда жестоким контролем, они признательны своим родителям за всё, что они сделали для них в жизни и благодарны за их наставления и любовь. Сёстры научились быть дружными и отзывчивыми и всегда поддерживали друг друга.
Спустя годы Галина Павловна признала, что она поступала не всегда правильно и обижала дочерей, а когда зашёл разговор о том, как она обрезала Лене косу, то даже прослезилась: «Как я могла? Какое я имела право?».
— У меня с дочерьми дружеские отношения. Я могу им рассказать всё, что угодно. Я рада, что внуки не страдали от насильственного обучения музыке. Я сказала: «Не хотят — не надо», — говорила артистка.