— Лена, я буду снимать фильм «Анна Карамазофф», будешь в нем сниматься?- Рустам позвонил ей много лет спустя.
— Конечно, — согласилась она.
Но эту картину ждала та же участь, что и «Нечаянные радости». Ее показали на Каннском кинофестивале, но в прокат она так и не вышла…
Счастливое детство
Планы юной Елены Соловей стать актрисой родители поначалу не разделяли. Мать мечтала, что дочь пойдет по ее стопам: свяжет жизнь с медициной, станет врачом, чего ей самой не удалось.
Окончив фельдшерско-акушерское училище, Зинаида Ивановна попала на фронт медсестрой и провоевала до самой Победы. Она и Леночку родила в немецком городке Нойштрелице, где стояли советские войска.
Отец, Яков Абрамович — кадровый офицер, тоже прошел всю войну. Брал Берлин. Здесь и встретил свою будущую жену. Когда их дочери исполнилось три года, его перевели служить в Красноярск, где семья прожила десять лет.
А после переехали в Москву. Еще до войны Яков Абрамович окончил ФЗУ связи и в столице устроился в «Союзпечать». Его супруга нашла работу в больнице.
У Зинаиды Ивановны был изумительный вкус. Во времена советского дефицита она умудрялась нарядить и себя, и дочь так, что все вокруг только ахали. Даже школьная форма Лены отличалась от привычной.
Мама распарывала и перекраивала уже купленную в магазине одежду, подгоняла по фигуре, чтобы сидела идеально, и обязательно дополняла ее то ажурным воротничком, то модной оборкой, то красивым пояском.
Родители отмечали, что Леночка растет любознательной, активной и творческой, но не думали, что она свяжет свою жизнь именно с актерской профессией.
Сама же она планомерно шла к задуманной цели: занималась пением, танцами при местном Дворце пионеров, хорошо рисовала, с удовольствием принимала участие в любительских постановках.
Начало пути и первое потрясение
И уже в старших классах твердо для себя решила: ее удел — это сцена. А значит, надо поступать в театральный. Правда, поступить в заветный ВУЗ удалось не сразу, девушка не прошла в Школу-студию МХАТ, выдержав только три тура.
Но эта неудача не сломила ее решительный характер, и через год она была зачислена во ВГИК на курс Бориса Бабочкина.
Незабываемый Чапаев был яркой личностью: с в взрывным темпераментом и человеком, не терпящим возражений. Борис Андреевич запросто мог отчитать и даже приложить крепким словом, если видел, что кто-то халтурит на его уроках.
Елену же Мастер будто не замечал. Она не отличалась ни роковой внешностью, ни эпатажным поведением.
Раскрыться студентке второго курса помог другой студент ВГИКа — Рустам Хамдамов, который пригласил ее в свой дипломный фильм «В горах моё сердце». Это он сочинил «актрису Елену Соловей». Накрасил, одел и представил всем:
— Посмотрите, какая девочка!
Встреча с ним принесла Соловей счастье и … первое потрясение. На съемках картины она без памяти в него влюбилась. Но чувство оказалось безответным.
— Ты хорошая актриса,- откровенничал Рустам. — Но я люблю Лилю(Огиенко). И мы скоро поженимся.
Им еще не раз приходилось работать позже, но все это время актриса и режиссер держались на расстоянии. Однако «своего автора» Соловей не забывала никогда…
Настоящая любовь
Бабочкин очень хотел, чтобы по окончании ВГИКа Елена пришла работать к нему в Малый театр. Борис Андреевич собирался ставить «Чайку» и в роли Нины Заречной видел только Соловей.
Однако тут ей поступило более заманчивое предложение — сыграть в фильме Ильи Авербаха «Драма из старинной жизни», который в буквальном смысле перевернул всю ее жизнь.
Умный, образованный, остроумный, очень притягательный художник-постановщик картины Юрий Пугач сразу покорил сердце 23-летней актрисы. Правда, на момент их знакомства мужчина был официально женат, но роковой разлучницей Лена вовсе не была — его брак доживал последние дни.
Когда формальные отношения наконец-то закончились, молодые поспешили заключить новый официальный союз в надежде на долгожданное счастье. И оно действительно пришло!
Поначалу супруги жили в крохотной коммуналке в Ленинграде, куда Лена без колебаний переехала вслед за мужем. Через месяц актриса забеременела.
Родители мужа, понимая, что жить в стесненных условиях не совсем удобно, предложили молодой семье перебраться к ним в трехкомнатную квартиру. На что они с радостью согласилась.
Еще до рождения дочери Соловей числилась актрисой «Ленфильма», а Юрий — штатным художником-постановщиком. Поэтому через год молодые специалисты уже заезжали в свои собственные двухкомнатные хоромы, которые им выделили на студии.
Неоконченный фильм
Соловей всегда ставила семью выше карьеры. Ребенок и муж были у нее на первом месте. Ради них она отказывалась от выгодных предложений в кино, не желая причинять им возможные неудобства.
А вот небезызвестному Рустаму Хамдамову, приступившему к съемкам картины «Нечаянные радости» о Вере Холодной, отказать не смогла.
— Сценарий написан и утвержден, и я хочу видеть в роли Холодной только тебя,- уговаривал режиссер Елену.
— У меня Иришка. Ей всего два года,- упиралась та.
Дома с мужем тоже состоялся серьезный разговор. Юрий не верил в потенциал Хамдамова и очень удивился, узнав, что «Мосфильм» доверил постановку именно ему.
— Рустам и кинопроизводство — это две несовместные вещи,- внушал он супруге. — Я слышал, что группа совершенно неподготовлена. Люди в растерянности. Нет ни декораций, ни четкого понимания, как это все снимать.
Но Соловей верила режиссеру и совсем скоро выехала во Львов…
Съемки в «Нечаянных радостях» давались сложно всем. Хамдамов каждый день приносил на площадку новые тексты, родившиеся в его голове ночью. В результате отснятый материал сильно отличался от утвержденного сценария.
Администрация, работавшая на фильме, не уставала строчить на режиссера кляузы в Москву. Актеры не успевали заучивать роль. Но однажды все это прекратилось. Ознакомившись с творением Хамдамова, начальство запросило у того объяснений:
— На вашу картину затрачены государственные деньги. А вы чёрт знает что снимаете! Вы можете пояснить, что это?
— Могу.
Однако сразу же после этого разговора Рустам пропал: мужчина попросту перестал выходить на связь, отключив телефон. На «Мосфильме» судорожно кинулись искать другого режиссера, который смог бы завершить картину, но такого не нашлось.
— Даже если и найдут, я сниматься в продолжении не буду,- уверенно заявила Елена мужу. — Это предательство по отношению к Рустаму. Фильм получился потрясающим, и это признали все. Пусть всё останется на их совести.
«Раба любви» и другие
Поэтому, когда актрисе позвонили с «Мосфильма» и пригласили на пробы «Рабы любви» она решительно отказалась.
— Спасибо, но нет! Я уже снималась в роли Холодной у Хамдамова. И второй Веры в моем исполнении быть не может!
— Это новый сценарий, который никакого отношения к «Нечаянным радостям» не имеет, — уверяли ее на том конце провода.
Прочитав сценарий и убедившись, что Никита Михалков и правда собирается ставить совсем другую историю, Соловей согласилась. Только на этот раз в Одессу они отправились всем семейством — вчетвером. Именно тогда Елена узнала, что скоро вновь станет мамой.
Работа с Михалковым приносила Соловей удовлетворение. Хотя поначалу они долго не могли сойтись в трактовке её роли. Героиня абсолютно не нравилась артистке такой, какой её видел режиссёр. Они подолгу спорили. В конце концов Михалков победил, и она сдалась.
Когда сыну актрисы Павлику исполнилось два месяца, ее снова пригласили на роль в картину Михалкова «Неоконченная пьеса для механического пианино». И она по старой своей традиции хотела всё так же… ответить отказом.
— Нет, нет и нет! Я поправилась. И потом, у меня молоко брызжет. И вообще мне до съемок.
— Лена, Никита Сергеевич очень хочет видеть именно вас. Ну, пожалуйста, приезжайте на студию.
И она поехала. В итоге «Неоконченная пьеса…» был и остается одним из самых любимых фильмов не только зрителей, но и самой артистки.
К слову, Соловей с легкостью отказывала режиссерам, если творческие планы противоречили ее замыслам или интересам ее семьи. Те злились, не понимали, но изменить ее натуру никак не могли.
Ради нее кардинально менялись планы, спешно переписывали роли. Но последнее слово, будет она сниматься или нет, всегда оставалось за ней.
Так она без сожаления распрощалась с ролью Миледи в знаменитом кинофильме про трех мушкетеров, которую потом отдали Маргарите Тереховой.
— Юнгвальд-Хилькевич буквально на коленях умоляет меня сыграть эту Миледи,- признавалась Елена мужу. — А я не понимаю, не чувствую эту героиню! К тому же Михалков начал снимать «Обломова», но говорит, что для Ольги я уже стара.
— Соглашайся на Миледи.
И она согласилась. Вот только когда на актрису уже были пошиты все костюмы, и она начала потихоньку входить в образ, ей позвонил ее любимый режиссер и огорошил:
— Приезжай пробоваться на роль Ольги. От Миледи отказывайся. Это не твоя история.
Проверка на прочность
Кстати, говорят, что Никита Сергеевич словно вычеркнул Елену из жизни, когда та эмигрировала в Америку. Режиссер и так намучился с ее капризами и условиями. А уж про вмешательство ее мужа в процесс съемок — это отдельная тема.
Тот якобы распоряжался женой по своему усмотрению, и однажды Михалков даже назвал Соловей «рабой любви деспота-мужа».
Как бы там ни было, на счету актрисы более 60-ти ролей в кино. Ей восхищались и продолжают восхищаться благодарные поклонники, с удовольствием пересматривающие так полюбившиеся фильмы с ее участием: «Несколько дней из жизни И. И. Обломова»,
«Жизнь Клима Самгина», «Открытая книга», «Приключения принца Флоризеля», «Вам и не снилось…», «Блондинка за углом», «Одинокая женщина желает познакомиться», «Жизнь Клима Самгина» и многие-многие другие .
Ее карьера даже в лихие девяностые складывалась удачно. Артистка все так же была востребована в кино, играла в Театре имени Ленсовета, к сорока трем годам стала народной.
В начале 90-х Хамдадов предпринял еще одну попытку снять Елену в своем фильме. Но и эту его картину «Анна Карамазофф» постигла та же участь, что и «Нечаянные радости». Ее показали на Каннском кинофестивале, но в прокате она так и не появилась.
Юрий Пугач тоже был не на последних ролях на «Ленфильме». остребованный художник-постановщик поработал и с Иосифом Хейфицем, и с Борисом Фруминым, Виктором Титовым, Юрием Маминым и даже с Алексеем Германом, за участие в фильме которого «Мой друг Иван Лапшин» получил Госпремию РСФСР.
Бывало время, что супруги не виделись по несколько месяцев. Но долгие разлуки не привели к развалу семьи. Наоборот, стали для их брака проверкой на прочность, которую они выдержали.
Эмиграция
Идея об эмиграции в США принадлежала именно мужу Елены Соловей.
— Лен, ты понимаешь, что отсюда надо уезжать и как можно скорее?- то и дело задавал он вопрос супруге.
Да и сестра Юрия, несколько лет назад перебравшаяся в Америку, наставила на этом.
К тому времени их 19-летняя дочь Ира уже была мамой без мужа. Павлу едва исполнилось пятнадцать. Нужно было думать об их образовании. И в один прекрасный момент она решилась: надо уезжать.
Понимала ли Елена Яковлевна в тот момент, что счастливый этап ее жизни,— где присутствовали успех, аплодисменты, признание поклонников, — закончился. Да! Она прекрасно отдавала себе отчет, что с карьерой актрисы придется расстаться.
Горевала ли об этом? Нет! Единственное, о чем женщина сожалела, — это предстоящая разлука с родителями. Они обещали приехать в Америку позже, когда дети устроятся.
О том, что Елена и Юрий никому не нужны и неинтересны в чужой стране, им стало понятно сразу. Жизнь приходилось начинать буквально с нуля.
На те небольшие средства, что супруги привезли с собой, семье хватило снять полдома в Нью-Джерси. Помыкавшись, Пугач смог устроиться дизайнером в крупную ювелирную компанию. А вот Елена в первые годы эмиграции занималась только домашними делами и воспитанием внучки, пока дочь получала образование.
Поначалу Ирина работала секретарем в адвокатской конторе и параллельно оканчивала Нью-Йоркский университет. Там девушка познакомилась с русским математиком Вячеславом и вышла за него замуж. Позднее Ирина, уже будучи матерью трех детей, защитила диссертацию по молекулярной антропологии.
Сын Павел тоже нашел себя в Америке. Блестяще окончив школу и университет, также как и сестра, стал профессором только по иммунологии и женился на бывшей однокласснице.
Когда в американской жизни Соловей появлялась возможность поработать актрисой, она с радостью соглашалась. Так Елена Яковлевна сыграла в двух антрепризных спектаклях у Анны Варпаховской, в то время тоже проживающей в США. Несколько раз на горизонте артистки возникало и кино.
Без него…
Жить да радоваться. Но у Юрия Яковлевича обнаружились очень серьезные проблемы со здоровьем, требовалась операция по пересадке почки. Самоотверженная, любящая жена была даже готова стать донором для любимого, но он отказался от подобной жертвы.
Несмотря на то, что подходящий донор все-таки был найден и операция состоялась, через некоторое время мужчина умер в возрасте семидесяти четырех лет, что стало для Соловей огромным ударом.
К счастью, Елена Яковлевна к тому времени уже успела создать детскую творческую студию «Этюд» для детей из русскоязычных семей, и эта работа помогла отвлечься ей от грустных мыслей.
В последнее время 76-летняя актриса ведет довольно затворническую жизнь. Оставаясь в США, она лишь изредка приезжает на родину. Также нечасто появляется на телевидении и неохотно общается с журналистами.
И пусть ее считают немного странной, в чем-то даже не от мира сего, женщина уверена, что прожила довольно счастливую жизнь. Ведь у нее есть главное — дети, внуки, чего никогда не заменят даже самые бурные овации поклонников!