«Я изменяю тебе постоянно»: Почему Антон Чехов прощал жену, а та писала ему любовные письма даже после его смерти

Он – в Ялте, она – в Москве. И подтверждение их любви только в переписке. Но какой она была! Их брак даже назовут романом в письмах, настолько ярким он был. Писатель умер у нее на руках, а она, законная жена, взяла фамилию Чехова только после того как его не стало.

Еще несколько месяцев после его ухода, она будет продолжать писать ему и читать вслух письма, ему все казалось, что он еще рядом и она спешила рассказать ему все, что не успела при жизни.

В своем последнем письме, которое она написала 11 сентября 1904 года, она корит себя в любви к театру, который теперь ей хочется проклинать. Ведь теперь все, что у нее есть в жизни – это лишь сцена. А другое дорогое для нее – свою любовь она потеряла из-за него же, проклятого театра.

Она сетует, что все три года, которые длился их брак, она провела в борьбе с самой собой, а теперь ей только остается мучить себя догадками о том, что бы было если бы она решилась бросить сцену?

За шесть лет знакомства писателя с артисткой они написали друг другу больше тысячи писем. В них не только история их любви, а последние годы жизни писателя, становление ее как выдающейся артистки и история возникновения Художественного театра. Именно он их познакомил и именно он не давал им быть вместе.

Книппер вспоминала слова своего учителя Немировича-Данченко, которые для нее оказались пророческими. В 1897 году они совместно со Станиславским создают театр нового формата. Он предполагал более современный репертуар, доступные цены на билеты и другой формат работы актеров.

Была собрана новая труппа из молодых артистов и приступили к работе. Уже через год новый театр ставил «Чайку» Чехова. Пьеса уже ставилась ранее, но совершенно не была оценена петербургской публикой.

На сей раз на пьесу были большие ставки и Чехов, который на тот момент уже был тяжело болен и постоянно проживал в Ялте, приехал на репетицию. Здесь они и познакомились с Ольгой, исполнительницей Ирины Аркадиной.

Чехову на тот момент было 38, а Ольге – 30 лет. Нет, это не было любовью с первого взгляда. Уже после второй встречи, Чехов писал своему издателю, что приятно тронут уровнем игры актеров, что постановка его пьес его воодушевляет, особенно отметив игру Ольги, он заявил, что если бы остался в Москве, то непременно влюбился бы в нее.

Будущая жена писателя

Ольга Книппер родилась 21 сентября 1868 года в небольшом селе Вятской губернии. Ее отец, немец по происхождению, души не чаял в своей дочери и воспитывал ее в лучших традициях, обучая языкам, живописи.

Она с детства любила участвовать в импровизированных спектаклях, которые устраивала совместно с братьями. В селе они прожили недолго, и практически сразу после рождения Ольги семья перебирается в столицу.

Когда Ольге было 26 лет, ее отец неожиданно уходит из жизни. Семья остается без основного источника средств к существованию. Мама стала преподавать уроки по фортепиано. Ольга к этому времени поступила в драматическую школу при Императорском малом театре.

Однако долго проучиться там не смогла, поскольку на ее место взяли девушку со связями. Однако в этот же год она поступает в аналогичную школу при Московской филармонии, здесь она и учится у Немировича-Данченко, который станет одним из основателей нового театра.

Открытие МХТ состоялось 14 октября 1898 года премьерой «Царь Федор Иоаннович». В декабре ставили уже провалившуюся ранее «Чайку». Концептуально новая постановка должна была спасти пьесу и даровать ей вторую жизнь. Актеры понимали всю степень риска и с беспокойством ждали окончания. И вот все акты сыграны.

В зале несколько секунд просто ошеломительная тишина, а после безумная реакция зрителей, которая дала ясно понять, что и драматург, и его творение получили новое дыхание, новую жизнь. Не говоря уже о новом театре.

Чехов на премьере не присутствовал, он был уже серьезно болен и практически безвыездно находился в Ялте. О том, что «Чайка» имела оглушительный успех, писатель узнал из письма Немировича-Данченко, но не поверил ему.

Ведь после премьеры спектаклей не было целых две недели. Оказывается, постановки отменили из-за болезни Ольги-Ирины, позже постановки возобновились и имели оглушительный успех.

Начало романа в письмах

Чехов увидел постановку своей пьесы в новом исполнении только весной, когда смог приехать в Москву и для него устроили отдельный индивидуальный показ, где он был единственным зрителем. Именно в тот момент и произошло их более тесное знакомство с Ольгой.

Они практически не расставались: познакомились с семьями друг друга, ходили на выставки. Позже она приезжает к нему в Ялту, где они так же будут неразлучны.

После того как несколько их длительных встреч закончились, Ольга вдруг осознала, что ей очень не хватает ее милого сердцу друга. Несмотря на все предрассудки, она написала ему первой, чему он был несказанно рад.

Они оба признаются друг другу, что невероятно скучают по их общению и ждут скорейшей новой встречи. Так начинается их роман по переписке.

Он пишет не только пьесы, но и письма ей. Рассказывает, что возделывает свой сад, что высадил цветы и очень скучает по ней. Ему все кажется, что откроется дверь и войдет Ольга, такая близкая и родная. Ольга в ответных письмах пишет ему, чтобы он заботился о своем здоровье.

Им понадобился год переписок, чтобы понять, что не могут друг без друга. В мае 1901 года они обвенчались. Причем сделали это тайно без гостей и особого обнародования. К тому же в жизни обоих практически ничего не изменилось: Чехов оставался в Ялте, а она пропадала на репетициях в Москве.

К тому же к этому времени писатель, чье здоровье ухудшалось, продал недвижимость в Подмосковье и полностью обосновался в Ялте. В Москву он приезжал редко, так же редко мог видеться с женой.

Перспектива того, что Книппер сможет сама перебраться к нему в Ялту, тоже была весьма призрачной. В Москве она становилась только популярнее и не могла бросить свою карьеру на самом взлете даже ради любимого человека.

Она постоянно чувствовала себя виноватой в том, что не может оставить сцену, что из-за нее состояние здоровье тоскующего Чехова только ухудшается. Осуждали ее и коллеги, и знакомые.

Увлекаюсь и изменяю на каждом шагу

В декабре 1901 года состояние Чехова заметно ухудшилось, проявилась тяжелая форма кашля. Тем временем, Ольга продолжала активно выступать и приехать к супругу не могла. Однако светская жизнь не оставляла ей времени особенно переживать о состоянии супруга, хотя писала она ему регулярно, практически ежедневно.

Между тем, писатель наоборот ее успокаивал, считая, что они как порядочные супруги не мешают друг другу развиваться и жить своими интересами. Утверждал, что вряд ли бы его здоровье улучшилось, если бы она ради него пошла на столь неоправданные жертвы и оставила бы любимую работу.

Актриса и писатель мечтали стать родителями. Однако после нескольких неудачных беременностей ее здоровье пошатнулось и больше детей она иметь не могла. К тому же, как выяснилось, последняя неудачная беременность, оказалась и не от Чехова вовсе. Однако для самого Чехова это не было новостью.

О ее неверностях он узнавал постоянно, получая письма от общих знакомых и даже анонимные телеграммы. «Доброжелатели» сообщали ему о том, что Ольга вовсе не хранит ему верность, появляясь на светских мероприятиях в обществе разных мужчин.

Он упрекал ее в этом в своих письмах, а в ответ получал, дескать, да, увлекаюсь и изменяю тебе на каждом шагу. Но все равно буду только твоей.

В последней пьесе писателя «Вишневый сад» Ольга получила главную роль, которая стала ключевой и в ее карьеры актрисы. Премьера была назначена на день рождения писателя в 1904 году. Это было последнее день рождения в его жизни. Зрители были напуганы внешним видом автора, он выглядел болезненным.

Летом она все же нашла возможность провести время рядом с умирающим супругом. Сначала они ездили на лечение в Германию, потом отдыхали на курорте, где писатель и скончался от туберкулеза.

Обратно она везла гениального писателя в промышленном вагоне-холодильнике. После похорон она взяла несколько месяцев передышки на работе и поселилась в его Ялтинском доме, в его комнате и продолжала писать ему письма каждый день.

В театре считали, что после возвращения из Ялты, Ольга стала играть еще более глубоко и талантливо. Она пережила Чехова больше чем на 50 лет, продолжая играть его героинь, пока подходила по возрасту. Раневская из «Вишневого сада» стала ее главной ролью, а сам спектакль никогда не пропадал из репертуара театра.

Оцените статью
«Я изменяю тебе постоянно»: Почему Антон Чехов прощал жену, а та писала ему любовные письма даже после его смерти
Как Проня Прокоповна из комедии «За двумя зайцами» всё-таки вышла замуж и прожила с мужем сорок лет