— Старость никого не красит, я сейчас похожа на жабу, — улыбалась Римма Маркова. — Но я красавицей никогда не была, поэтому не переживаю по поводу внешности и сейчас. Главное — здоровье!
В юности я была рыжей, с веснушками, худющая, но кость широкая, ужас. А заглядывалась на первых красавцев! Хотя поклонников было много, что меня удивляло.
А мужчины видели её совсем по-другому — высокой, стройной и с отличной фигурой. Добивались её расположения и замуж звали!
Выскочила замуж, не подумав
Первым мужем Риммы стал красавец Семён, с которым актриса встретилась в летней Махачкале, куда в местный театр устроился её отец, актёр Василий Марков. Семён оказался к тому же лётчиком, человеком мужественной профессии, и перед его обаянием Римма устоять не смогла.
— Я выскочила замуж, не подумав, — вздыхала актриса. — А ведь я училась с братом Лёней в студии при Вологодском драматическом театре, и наша руководительница, переехав в Москву, устроила нам прослушивание в студии при Театре Ленинского комсомола!
Нас приняли, учёба начиналась в январе, а пока мы жили в Махачкале. Я была несказанно счастлива: буду выходить на сцену в одном из лучших театров страны!
Семён же служил там, куда его направляли, а судьба жены военного — следовать за мужем. Римма выбрала профессию и развелась!
В Москве нелегко им пришлось с братом первое время: приехали, а жить-то негде. Несколько дней ночевали на вокзале, потом Иван Берсенев, художественный руководитель театра, пристроил их пожить буквально под театральной лестницей.
Актёры приносили им еду, пока Берсенев не договорился о комнате в общежитии. Он ввёл Римму и Леонида во вспомогательный состав труппы, чтобы они сразу зарабатывали деньги, а после учёбы взял в основной состав.
Так нелегко начиналась столичная жизнь будущего народного артиста СССР Леонида Маркова и народной артистки России Риммы Марковой. Но молодости всё было нипочём!
— Романы у меня были, но словно проклятье какое-то — попадались мужчины-изменщики! — разводила руками Римма. — Помню влюбилась в некоего Бориса, он хотел меня с родителями познакомить, засыпал цветами… И вдруг пропал!
Я переживаю страшно, думаю — под машину попал, не иначе. И тут моя подруга Алла, нас с ним познакомившая, заходит и говорит: «Представляешь, Боря в больницу попал!» И показывает телеграмму: «Катька, лежу в больнице, навести меня, буду счастлив. Целую, твой Боря».
Маркова так и села. Как-то Борис признался ей, что своих пассий всех звал Катьками, чтобы не перепутать, и только её — Риммой. Она поняла, что у Бори с Аллой роман, а тут ещё одна приятельница идёт с такой же телеграммой. Вскоре Борис вспомнил и о Марковой, прислав: «Римма, лежу в больнице…»
— Эх, мужики! — хмурилась актриса. — Даже не знаю, а есть ли мужчины на свете, способные быть верными?! Вот и второму своему мужу я не простила его увлечения на стороне.
«Тут такое дело… я ребёнка жду»
Владимир Никитин встретился на жизненном пути актрисы, когда с ней произошла трагедия (как она это расценивала): Маркова ушла из любимого театра. В 1951 году руководитель театра и покровитель Риммы и Леонида (он душевно относился к этим талантливым молодым актёрам, приехавшим из провинции) Иван Берсенев умер.
Пришедший ему на смену худрук решил уволить Маркову, освободив место для своей дочери (имени актриса не называла, после смерти Берсенева сменилось несколько руководителей один за другим).
Римма была потрясена тем, что на собрании некоторые актёры и актрисы говорили бездушные речи, словно написанные под копирку, мол, Римма Маркова не соответствует уровню театра. Но несколько актёров обратились в отдел культуры ЦК, заявив о вопиющей несправедливости.
Актрису восстановили в театре, но она так обиделась на предательство («в глаза хвалили меня, говорили обо мне, как о восходящей звезде»), что сразу же написала заявление об уходе по собственному желанию. Устроилась в «Москонцерт» и ездила по всей стране. В Куйбышеве она познакомилась с баянистом Владимиром Никитиным.
— В него я влюбилась просто до ужаса! — восклицала Маркова. — Брат тогда возмущался: «У тебя всё до крайности доходит!» А я парировала: «Сам же мне говорил, что всем женщинам служишь, будь хоть самая последняя, за это и любят». Но ведь и мы, женщины, влюбляемся, закрываем глаза на многое и видим то, чего и в помине нет.
После гастролей их пути разошлись, Римма вернулась в Москву и вскоре обнаружила, что беременна. Решила рожать! Через два месяца в столицу приехал Никитин и с порога, не зная о беременности, объявил, что зовёт её замуж, так как не может забыть и только о ней и думает.
— Тут такое дело… я ребёнка жду, — сказала Римма, наблюдая за реакцией жениха.
Владимир развернулся и ушёл, понурясь. А через месяц снова возник на пороге.
— Я тебя так люблю, что возьму замуж с чужим ребёнком! — выпалил Никитин.
— Дурачок, это твой ребёнок! — ответила Маркова.
Владимир не поверил, пока не родилась Танечка, лицом — вылитый Никитин.
Первое время семья была счастлива, Владимир тоже устроился в «Москонцерт». Но не всё шло гладко, Никитин был интересным, видным мужчиной и пользовался большим успехом у женщин, к тому же пил.
До Марковой время доходили слухи о его гулянках и увлечениях, но она не хотела верить сплетням, хотя замечала и следы губной помады, и запах чужих духов. Так прошло пять лет, но однажды Римма нашла в кармане супруга любовную телеграмму одной актрисе: «Люблю, целую, твой Вовик», и это переполнило чашу терпения.
— Моя безумная любовь тут же испарилась! — вспоминала актриса. — И пошёл Вовик лесом.
«Но никакого актёрства. Станешь вести хозяйство, родишь детей. Мы будем счастливы!»
А в 1967 году 42-летнюю актрису пригласили на главную роль в фильме «Бабье царство». Это был триумф! До этого Римма сыграла лишь в трёх картинах в эпизодах. Актёрская карьера пошла на взлёт, Маркова ездила на кинофестивали и в Испании познакомилась с инженером-строителем Антонио Хосе Гарсией Гонсалесом.
Ребёнком он осиротел во время войны в Испании и вырос в СССР. Тогда много детей-сирот увезли в нашу страну. Вернувшись на Родину, все они прекрасно устроились, так как получили в Советском Союзе высшее образование. Гонсалес знал русский язык как родной, и был одним из «испанских детей», сопровождавших нашу делегацию.
— Как эти люди были благодарны СССР за бесплатное образование! — рассказывала актриса. — И нас просто на руках носили. А Антонио влюбился в меня с первого взгляда! Выпросил московский адрес, приеду, мол, но я не думала, что он говорит это серьёзно.
Однако, уже через неделю после возвращения Марковой домой раздался звонок в дверь. Она открыла и чуть не упала: Антонио! А Гонсалес, едва зайдя в квартиру, опустился на одно колено, протягивая букет и кольцо: «Я люблю тебя больше жизни! Выходи за меня, любимая!»
Антонио был готов переехать в Москву, он был обеспечен, предлагать купить кооперативную квартиру, машину… Маркова гордо отмахивалась от предложений: «Я сама зарабатываю!»
— Гонсалес маму обожал, — вспоминала дочь Марковой Татьяна. — Я поначалу в штыки его восприняла, ревновала к мамочке. А потом увидела, как она похорошела, расцвела…
Антонио ничего для неё не жалел, только и думал, чем порадовать, купил ей шикарную шубу, у неё появились украшения и новые платья. И на меня денег не жалел, одели меня как принцессу.
Но не всё в их жизни складывалось безоблачно. Во-первых, Антонио был дико ревнив. Его едва удар не хватил, когда он впервые увидел, что Римма целует своих друзей, чмокая их в щёчку.
— Это абсолютно неприемлемо для замужней женщины! — неистовствовал Гонсалес. — Почему у вас такая свобода нравов?!
Поначалу Римму такая ревность забавляла, но с временем, как человека честного и верного в любви, её начали раздражать необоснованные подозрения. К тому же после свадьбы Антонио, живший на две страны, всё чаще тосковал по Родине, забыв свои обещания обосноваться в Москве.
— У меня в Испании высокооплачиваемая работа, там деньги, имеется прекрасный дом, — Гонсалес решился на серьёзный разговор. — Давай поедем туда! Но никакого актёрства. Станешь вести хозяйство, родишь детей. Мы будем счастливы!
Для Марковой это было немыслимо. Она не могла расстаться с родителями и братом. Дочь позже в интервью говорила, что ни за что не поехала бы в Испанию и категорически настаивала на том, чтобы остаться с бабушкой и дедушкой.
И что немаловажно — Римма только-только вкусила успех, к ней пришла известность, а свою профессию она обожала и считала, что быть домохозяйкой — не для неё!
Так что Антонио уехал в очередной раз и обратно уже не вернулся. Замуж Римма больше не выходила, а когда Гонсалес умер, из Испании пришло предложение вступить в наследство, ведь они не разводились.
— Я отказалась, — рассказывала актриса. — Какое я имею право? Я была ему плохой женой, ведь я не поехала за ним.
В своём решении Римма никогда не сомневалась. Снималась в кино, ездила по стране с концертами, заботилась о родных. Сама она была скромным человеком в быту, но для близких ничего не жалела.
В 2000-е у неё словно бы начался новый этап творческой жизни после того, как актриса сыграла в «Ночном дозоре». Маркову охотно приглашали на небольшие, но яркие роли.
— На 80-м году жизни у мамы буквально началась третья молодость, — рассказывала дочь. — Последние годы мамы прошли очень активно. Несмотря на занятость, она заботилась обо мне, о любимом внуке и близких ей людях так же, как привыкла это делать всю жизнь.
Мамочка немного не дожила до 90-летия, последние её слова были: «Как охраняла вас на земле, так и буду охранять с небес». И я думаю, это так и есть.