Карьеру Скрябина можно разделить на две половины. Примерно до 1900 года он был современным русским Шопеном и писал фортепианные пьесы. После этого стал верить в то, что он Бог, и что мир можно спасти только через его искусство.
Музыка Скрябина действительно обладает необычной оригинальностью, а идеи и теории, которые композитор успел явить миру, можно назвать поистине уникальными. К сожалению, Александру Скрябину не хватило решительного прагматизма или достаточно долгой жизни, чтобы увидеть, как его грандиозные планы претворяются в жизнь.
Без мамы, без папы…
Скрябин родился 6 января 1872 года и происходил из аристократической семьи. Его отец Николай Александрович — потомственный дворянин, мама Любовь Петровна — талантливая пианистка. Она умерла от чахотки спустя год после рождения Александра.
Потеряв супругу, отец перестал интересоваться сыном. Мальчика воспитывали бабушка, крестная мама и тетя.
Учился Скрябин в Московской консерватории сразу в двух классах: классе фортепиано Василия Сафонова и классе композиции Антона Аренского.
В отличие от Сафонова, который ценил своего ученика и называл «российским Шопеном», Аренский отчислил Скрябина из своего класса с некрасивой формулировкой «за неуспеваемость». Учитель и ученик не сошлись в своих взглядах на сущность и назначение музыки.
Александр получил диплом и малую золотую медаль только по классу фортепиано.
Неистовый музыкант
Еще во время учебы на репетиции произведения «Воспоминания о Дон Жуане» Ференца Листа Скрябин серьезно повредил правую руку. Настолько он хотел превзойти своего учителя Сафонова.
И это была настоящая катастрофа, угрожавшая всей его карьере. Врачи отказывались давать какие-либо прогнозы на восстановление. Но Скрябин и не думал останавливаться.
В период реабилитации он написал свой первый масштабный шедевр — «Сонату для фортепиано № 1 фа минор». Это была его третья написанная соната, но первая, которой он дал номер опуса.
В конце концов пианист снова смог пользоваться рукой, но травма будет беспокоить музыканта до конца его жизни.
После учебы молодой пианист начал давать концерты по всей Европе. В это время у него уже было достаточно собственных произведений, которые он часто исполнял во время сольных концертов. Его ранние композиции представляли собой в основном фортепианные миниатюры, такие как мазурки, этюды, экспромты, прелюдии, ноктюрны и вальсы.
Тайна Скрябина
«Мистерия» — грандиозное произведение Скрябина, сочетающее в себе музыку, танец, ароматы и свет. Оно должно было ознаменовать конец старого света и объявить о рождении нового порядка. Из трех запланированных частей «Мистерии» автор успел завершить только эскизы первой.
На этом особенность Александра Скрябина не заканчивается.
Знаменитый пианист испытывал синестезию — неврологический феномен, связанный с необычными сенсорными реакциями на раздражители, которое заставляло его ассоциировать музыкальные ноты и клавиши с цветами.
Например, нота «Ре» представляла собой ярко-желтый цвет, тогда как «Ля» выглядела как темно-зеленая, а «Ре-бемоль» ощущалась композитором как темно-фиолетовая.
Говоря простым языком, Скрябин слышал музыку как цвета! Он даже изобрел инструмент, на котором можно было играть как на фортепиано, чтобы проецировать цветной свет в концертный зал.
Мистические взгляды Скрябина
Большое влияние на творчество Скрябина оказала Елена Блаватская, одна из основательниц теософского общества.
В период увлечения идеями Блаватской Скрябин создал несколько произведений: «Поэма экстаза», Симфония № 3 «Божественная поэма» (1904 год). Апогеем его творчества стала «Поэма огня Прометея», соч. 60 для большого симфонического оркестра, фортепиано, хора и органа. В «Прометее» Скрябин реализовал концепцию синестезии.
В своем стремлении преобразить музыку Скрябин считал необходимым противостоять силам зла. Его Девятую сонату метко прозвали «Черной мессой», и Скрябин расценил исполнение этого произведения как «практику колдовства». Как бы то ни было, это, безусловно, произведение большого эмоционального напряжения.
Чтобы испытать экстаз, Скрябин употреблял алкоголь. На его рояле всегда стояла бутылка коньяка. К счастью, судьба была к нему милостива: он избежал тяжелого пристрастия и принудительного лечения.
Коллеги считали его сумасшедшим
Из-за экспериментального характера творчество композитора не было понятно большинству слушателей начала XX века.
А коллеги Скрябина открыто обвиняли его в сумасшествии. Римский Корсаков описывал Скрябина так: «самовнушенный, извращенный, странный и искаженный».
Когда Скрябин опубликовал свой «Фортепианный концерт фа-диез минор, соч. 20», знаменитый пианист Александр Глазунов сказал: «Эта пьеса без тени сомнения доказывает, что Скрябин сошел с ума», на что Рахманинов, однокурсник пианиста, ответил: «У него никогда не было ума, чтобы его потерять!»
Любовь к любовнице
Пианист Скрябин был женат, но по-настоящему любил только одну женщину — свою любовницу Татьяну Федоровну Шлёцер.
На известной пианистке Вере Ивановне Исакович Скрябин женился в 1897 году. Она была прекрасным музыкантом, но по характеру совершенно не подходила композитору. Вера Ивановна не интересовалась новыми философско-мистическими идеями Скрябина и эмоционально оставалась для композитора чужой.
Кроме того, Скрябин чувствовал себя глубоко оскорбленным и униженным тестем, который ничего не понимал ни в искусстве, ни в музыке, ни в идеях зятя, считал Александра нищим бездельником.
1898 года родилась первая и самая любимая дочь Скрябина Римма. Следом, в 1900 году, появится Елена, затем Мария в 1901, и, наконец, сын Лев в 1902 году.
В этот период отношения у супругов уже хуже некуда. Вера Ивановна живет с детьми в Швейцарии, Александр пытается гастролировать по миру, чтобы заработать денег.
Скрябин почти каждый день выходит в свет, посещая разные вечеринки. В один из таких вечеров 1902 года он знакомится с 19-летней красавицей Татьяной Шлёцер, сестрой его друга Бориса Шлёцера.
Татьяна знала музыку Скрябина наизусть, она обожала его как композитора и человека. Во многом из-за этого их робкие отношения со временем переросли в страстную любовь. Скрябин был очарован не только обаянием девушки, но и искренностью ее чувств. Он ощутил духовное родство с этой юной особой.
Три года Александр и Татьяна встречались тайно. Скрябин никак не мог решиться оставить Веру.
В 1905 году от заворота кишок умирает старшая дочь композитора Римма. На могиле дочери в Швейцарии Вера Ивановна и Александр Николаевич видятся в последний раз.
Александр возвращается к Татьяне, и они вместе отправляются в Италию, в маленький городок Больяско. В их общей крохотной темной квартирке композитор с большим энтузиазмом работает над «Поэмой экстаза».
Несмотря на все стесненности, финансовые трудности и многие другие проблемы, музыкант впервые почувствовал себя дома в родной среде. Скрябин писал своей покровительнице Маргарите Морозовой:
«Со мной мой друг, Татьяна Федоровна. Она так глубоко понимает, что нужно для моего творчества, с такой нежностью и самоотверженностью ухаживает за ним, создает атмосферу, в которой я могу свободно дышать».
Несмотря на все трудности, Татьяна Федоровна никогда ни в чем не упрекала любимого. Даже когда все заработанные деньги он переслал бывшей жене.
Шлёцер поддерживала все художественные проекты мужа, старалась сделать его повседневную жизнь идеальной, полностью прикрывала тыл, чтобы он мог сосредоточиться на творчестве. Более того, она была прекрасной материю для их троих детей.
А вот ненависть Веры Ивановны к мужу и его возлюбленной дошла до того, что она много лет не давала развод и запретила композитору видеться с детьми.
В 1910 году Александра Николаевича ждет новый удар — умирает его сын Лева. На похороны Скрябин не поехал, поскольку общаться с бывшей женой уже не было возможности.
Нелепая смерть
Свой последний сольный концерт Скрябин дал 4 апреля 1915 года в Петрограде. Незадолго до выступления композитор неудачно побрился и у него на губе образовался прыщ, типа фурункула.
Александр Скрябин был болезненным аккуратистом и часами тратил время на то, чтобы привести в порядок внешний вид. А тут такое ужасное «украшение». Музыкант не удержался и выдавил прыщ.
Вернувшись после концерта в Москву, Скрябин почувствовал себя очень плохо. У него поднялась температура, а губу, на который он выдавил прыщ, сильно раздуло. Пришедший на вызов врач выписал мазь и спокойно ушел.
Через три дня Скрябин оказался прикован к постели. Медицинская элита Москвы подняли по тревоге, но бактериальную инфекцию уже было не остановить. Когда Скрябин понял, что умирает, он просто вскрикнул: «Это катастрофа!»
Александр Скрябин умер 27 апреля 1915 года в Москве. Он погиб столь же нелепо, как и трагически. Татьяна пережила любимого всего на 7 лет.
Скрябин при жизни был противоречивым человеком, и остается провокационным даже сегодня. Композитор считал себя волшебником небесной гармонии с силой любви и силой личной мудрости.
«Я — апофеоз мироздания, — писал он, — цель целей, конец целей».
Нельзя отрицать, что его сочинения представляют собой музыкальную силу, с которой нужно считаться.