Вячеслав Тихонов не любил говорить об этой роли. Не любил анекдоты, не любил, когда его дочь называли дочкой Штирлица.
На его счету больше 150 ролей. А три фильма с участием актера были номинированы на Оскар. Но именно Штирлиц в его исполнении стал почти национальным героем, а дальнейшую жизнь киногероев определяет публика.
Сниматься актер стал рано. Еще студентом ВГИКа. Ему было всего 19, когда он получил свою первую роль в фильме “Молодая гвардия”.
В прокате 1948 года картина заняла первое место. А через год ее создатели получили первую премию того времени: Сталинскую премию. Однако для дебютанта Тихонова участие в этом фильме не стало его звездным часом.
Режиссерам еще требовалось время, чтобы разглядеть масштаб таланта актера. Но на съемках именно этой патриотической картины, где у Тихонова была довольно проходная роль, он впервые встретился с Татьяной Лиозновой, юной ассистенткой режиссера Сергея Герасимова.
Тогда они оба и предположить не могли, что пройдет четверть века, и они вновь встретятся на съемочной площадке и создадут лучший шпионский фильм своего времени.
Вячеслав Тихонов родился в провинциальном Павловском Посаде. Как и многие мальчишки, много времени проводил на улице. И почти не соприкасался с миром искусства.
Его родители были людьми простыми, но отношения в семье были добрыми, а атмосфера теплой. Любовь к своим родным Тихонов пронес через всю жизнь.
Когда началась война, ему было 13 лет. Школу, где Тихонов учился, закрыли. В ней разместился госпиталь. Отец определил Славу в ремесленное училище. В токарных мастерских ремесленники вытачивали детали для подводных лодок. Ребята очень гордились своей причастностью к общему делу победы над врагом.
Именно с того лихого времени у Тихонова осталась на руке наколка “Слава”. После школы Вячеслав решил поступать в институт. Родители считали, что он должен стать инженером. Он даже начал готовиться, но вдруг передумал.
И весной 1945 года подал документы во ВГИК. Первым серьезным испытанием для будущего актера стал провал на вступительных экзаменах. Вячеслав Тихонов не нашел свою фамилию в списках зачисленных. Растерянный и подавленный, он долго стоял у дверей аудитории.
Горько рыдающим его увидел профессор ВГИКа Борис Бибиков. Он сразу отметил его бледное аристократическое лицо с невероятно большими рабочими руками. “Приходи завтра”, — сказал он ему.
Вячеслава все-таки взяли. Но только на испытательный семестр. Без стипендии, и самое страшное для него, без предоставления общежития. Каждый день после учебы он ехал из Москвы домой в Павловский Посад. Иногда билетов не было. И все 80 километров пути он стоял на подножке поезда, рискуя упасть в любой момент.
Но мечта об актерской карьере была сильнее любых трудностей. Во время учебы во ВГИКе Вячеслав Тихонов познакомился с будущей женой, актрисой Нонной Мордюковой.
Они поженились на съемках все той же дебютной и для Тихонова, и для Мордюковой “Молодой гвардии”. Свадьбу отпраздновали прямо в Краснодоне. По студенчески скромно и в маленькой компании.
Союз двух творческих людей был непростым. Хотя они и стали родителями красивого сына и прожили в официальном браке больше десяти лет. Но когда Тихонов и Мордюкова разошлись, то сожгли все мосты.
Вячеслав Тихонов никогда не поддавался на провокации журналистов рассказать пикантные подробности об отношениях с бывшей женой. Все подобные разговоры он сводил к кино и отзывался о Мордюковой только как о замечательной актрисе.
Одна из самых судьбоносных знакомств в жизни Вячеслава Тихонова состоялась уже после окончания ВГИКа. В Театре киноактера, куда его распределили, актер встретился со Станиславом Ростоцким.
Именно Ростоцкому он обязан своим первым серьезным успехом. В фильме “Дело было в Пенькове” героини снимались, не имея главного героя. Отсняли весь материал, где его не было видно.
Наступил момент, когда надо было уже снимать главного героя вместе с другими актерами. В роли главного героя, тракториста Матвея, Ростоцкий видел только Тихонова.
Он сказал ему прямым текстом: “Я сделаю из тебя Народного артиста. Для тебя у меня есть роль”. А чтобы наверняка избавить своего друга от конкурентов, режиссер заручился поддержкой женщин.
Слава Тихонов нравился всем девушкам на съемочной площадке. Видеть главным героем они хотели только его.
Эта работа показала многоплановость Тихонова, как актера. Способность сыграть на экране и любовь, и смех, и слезы.
Еще одна из лучших его ролей — мичман Панин. В картине с одноименным названием перед ним стояла непростая задача: одновременно воплотить на экране два образа. Гуляки офицера и строгого мичмана, преданного своему делу.
Вячеслав Тихонов обожал все, что связано с морем и с удовольствием соглашался на картины с морской тематикой. Но в перерывах между съемками фильма “Оптимистическая трагедия”, где он играл матроса-анархиста, актер поневоле уносился мыслями к другой роли.
В Москве в это время полным ходом шли кинопробы на новый фильм Сергея Бондарчука “Война и мир”. Это мы сегодня говорим Болконский, подразумеваем Тихонов. А в то время эта роль казалась ему мечтой почти недостижимой.
Еще перед отъездом на съемки фильма “Оптимистическая трагедия” Тихонов пробовал поговорить с Сергеем Бондарчуком.
Забыв о гордости, сам предложил себя на одну из главных ролей.
“Каким вы видите князя Болконского?” — спросил он у Бондарчука.
“Совершенно не похожим на тебя”, — ответил тот.
В достижении мечты Тихонову благоприятствовала сама судьба. Решающую роль в выборе актера сыграла министр культуры Фурцева. Сергею Бондарчуку ничего не оставалось, как дать свое согласие. Но предвзятого отношения к актеру он так и не поменял.
Успех этой картины был грандиозным. Серия “Андрей Болконский”, где больше всего был занят Вячеслав Тихонов, стала лидером проката. За один год эту серию посмотрели 58 миллионов человек.
“Славочка, ты выиграл свой марафон”, — сказал ему после фильма Бондарчук.
Четыре года сложнейшей работы опустошили его. До конца жизни он будет прокручивать в голове эту роль, думая, сделал ли он все, чтобы полностью раскрыть своего героя.
После этой работы у него была депрессия и он вообще хотел уйти из актерской профессии.
В 1967 году в личной жизни Тихонова начался светлый период. Будущая жена вдохнула в него новую жизнь и вернула желание работать.
Второй брак Вячеслава Тихонова был прямой противоположностью первому. Он женился в 40 лет, и, наконец, обрел тот семейный покой, о котором мечтал всегда. Тамара работала переводчиком с французского языка и была младше Тихонова на 16 лет.
Они познакомились во время работы по озвучиванию фильма “Мужчина и женщина”. И эта встреча, как в кино, перевернула судьбу обоих. Вскоре они поженились.
Через год родилась дочь Анна. Счастливый отец с удовольствием окунулся в домашние хлопоты. Фирменным блюдом в исполнении Тихонова считался “рыбацкий суп”. Рыбалка на многие годы стала его любимым отдыхом. А его самым верным напарником был Станислав Ростоцкий.
Личную жизнь актер Тихонов сделал загадкой для всех. Для публики, для прессы, для коллег. На публику он отдавал только свою работу, не позволяя трогать остальное. “Не ваше, не суйтесь”. Он никого не гнал, просто не пускал.
А вообще Вячеслав Тихонов притягивал к себе неординарных людей. Однажды сосед познакомил его с Кононом Молодым, советским разведчиком, действовавшем в период холодной войны. Молодый мгновенно попал под обаяние актера.
Он очень хотел, чтобы главного героя фильма Саввы Кулиша “Мертвый сезон”, прототипом которого он сам являлся, сыграл Тихонов. Но роль досталась другому актеру.
Вспоминая потом об этой несыгранной роли, Тихонов говорил, что все сложилось наилучшим образом. Попади он в тот фильм, вполне возможно, не состоялось бы его другой, гораздо более масштабной работы. Буквально сразу после выхода фильма “Мертвый сезон” Тихонову поступило предложение сыграть разведчика.
Формат фильма для советского зрителя был необычным. Это было настоящее созвездие актеров. Никто из участвовавших в создании “Семнадцати мгновений весны” не воспринимал эту работу как нечто особенное. Просто снимали фильм на очень популярную тогда тему.
Первая серия вышла на экраны 11 августа 1973 года. Вячеслав Тихонов был уже известным и любимым актером. Но ни один из фильмов не принес ему такой невероятной популярности, как “Семнадцать мгновений весны”.
Сам Тихонов признавался, что после премьеры фильма забылись и мичман Панин, и князь Болконский, и учитель Мельников.
Актеры, много сыгравшие разного, не очень любят ту роль, которая сделала их сверхпопулярной.
Перед обаянием образа Штирлица не смог устоять и Леонид Ильич Брежнев. Он буквально влюбился в этого героя. Когда встал вопрос кому из артистов поручить читать трилогию Генерального секретаря на Центральном телевидении и всесоюзном радио, кандидат был только один. Тот, кто сыграл Штирлица.
Слава ничуть не вскружила голову Тихонову. На съемочной площадке он оставался требовательным к себе, а с людьми был вежлив и сдержан. Тихонов не любил высокомерных людей.
Он сам не делал разницы между именитыми и начинающими режиссерами. Когда дебютант Сергей Соловьев пригласил его в свою короткометражку по рассказу Чехова, Тихонов не колебался: Ведь это Чехов! Отсутствие регалий у молодого режиссера его не смущало.
Перестройка и все, что последовало за ней было очень тяжелым временем для идеалиста Тихонова. Он не принял новые правила жизни. Не мог, и не хотел в одночасье перечеркивать то, ради чего жил и работал.
В 1998 году Вячеслав Тихонов уехал в свой подмосковный дом и почти перестал общаться с коллегами. Ходило множество слухов о том, что он жил там один, как затворник. Но слухи, как обычно, были преувеличены.
“Последние годы все вместе мы жили на даче. Большой-большой семьей. Мама, папа, я, муж, дети — наши мальчишки-двойняшки. Туда же приезжала наша тетя. Поэтому никак нельзя сказать, что он был один и всеми покинут”.
Анна Тихонова. Дочь.
Но последняя роль Вячеслава Тихонова была еще не сыграна. В дни съемок “Андерсен. Жизнь без любви” он был счастлив. Это была последняя работа Вячеслава Васильевича Тихонова.
Называется эта роль по-разному. В одном случае он человек, похожий на Бога. В другом: человек с добрыми глазами. С глазами Вячеслава Тихонова.
В жизни он почти не отличался от своих экранных героев. Был также собран, подтянут, спокоен и интеллигентен.
Всей своей правильной жизнью Вячеслав Тихонов заставлял поверить в реальность своих благородных киногероев и полюбить их. И зрители отвечали ему взаимностью.